Дают ли дальтоникам водительские права
Дальтонизм и водительские права — требования окулистов в 2019 году
Спросить юриста быстрее, чем читать!
Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.
Чтобы получить водительское удостоверение, каждому водителю надо пройти медицинское обследование. В списке врачей, которых следует посетить, обязательно имеется окулист. В зависимости от заключения данного специалиста и будет вердикт – получите вы права или нет.
Но это совсем не значит, что если у вас имеются некоторые проблемы со зрением, то ВУ вам не дадут. Единственное, права на вождение любых транспортных средств не получат те люди, у которых имеется дальтонизм.
Итак, давайте рассмотрим, при каких заболеваниях можно получить водительское удостоверение, а при каких – нет.
Виды дальтонизма
Во время записи на курсы по вождению, первое, что от вас потребуют – это предоставить справку от врача, а именно от окулиста, о здоровье и качестве зрения. Для того чтобы получить права, надо определить остроту зрения. Для категорий В она должна быть 0,6-0,2. А вот получение ВУ для категории С возможно только тогда, если острота вашего зрения составляет не менее 0,8.
Некоторые люди не могут различать определенные цвета. Это может быть спровоцировано:
- аномалией от рождения;
- различными глазными болезнями;
- полученными травмами.
Также дальтонизм может передаваться по наследству от матери к ребёнку.
К сожалению, дальтоник вряд ли сможет получить права. Здоровая глазная сетчатка имеет пигменты синего, красного и желтого цветов, которые являются основными. Остальные оттенки люди видят при перемешивании этих трёх основных цветов. Если же у человека имеются какие-то отклонения и нарушения, то это уже считается дальтонизмом. Если у человека присутствуют все три пигмента, то тогда ограничений на получение водительских прав нет никаких. Если же какой-то пигмент отсутствует, то, скорее всего, вы всегда будете выступать только в роли пешехода, но никак не водителя.
Как правило, у людей проявляются такие нарушения со зрением, как: тританопия, дейтеранопия, протанопия.
Если у вас имеются нарушения цветоощущения, шансы стать счастливым обладателем водительских прав считаются минимальными. Стоит отметить, что разрешение людям с нарушением цветоощущения определяет только врач – офтальмолог. До 2012 года водители с такими проблемами могли получить права на вождение транспортных средств категорий В и С, но использовать транспортное средство оно могли только в личных целях, а не работать на нём. А вот в 2017 году приняли закон о том, что водители-дальтоники не имеют права водить машину. На фоне такого закона появились разногласия между людьми. Многие считают нечестным, что дальтоникам управлять машиной нельзя, а близоруким – можно.
Какая острота зрения нужна для получения водительских прав
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 302н, есть некоторые ограничения по зрению для получения водительских прав:
медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.
Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или«М», подкатегории«А1» или«В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
- Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
- Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
- Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
- Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
- Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
- Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
- Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
Людям, у которых имеются проблемы со зрением, теоретически могут дать водительские права. При этом стоит сразу отметить, что если у вас имеются серьезные проблемы со зрением, то, скорее всего, вы не получите справку для предоставления в ГАИ.
Итак, медицинская комиссия, откажет в положительном заключении людям, у которых:
- снижена острота зрения ниже допустимого предела;
- имеются проблемы с цветоощущением. А именно — вы не различаете цвета или путаете их;
- имеются тяжелые заболевания глаз.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н:
Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Категория В.
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.
Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения — это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.
Если вы не уверены в том, что с вашим зрением всё в порядке, но получить заветные права всё-таки хочется, пройдите врача-офтальмолога самостоятельно и заблаговременно — это даст шанс устранить некритические проблемы со здоровьем.
Довольно часто медицинская комиссия отказывает в выдаче справки для ГАИ из-за того, что у людей неправильно подобраны линзы или очки. Исправить это всё можно в кабинете грамотного окулиста, который сумеет подкорректировать ваше зрение.
Также окулист сможет провести разные курсы стимуляции зрения, и тем самым, повысить ваши шансы на получение заветных водительских прав. И ещё, зрение может улучшаться или ухудшаться в зависимости от общего состояния здоровья. Если у вас накануне были большие физические нагрузки, сильное алкогольное опьянения или психологические стрессы, то не стоит сразу же идти проходить комиссию, отдохните несколько дней, пока ваше зрение придёт в норму.
Также бывают и такие случаи, когда люди пытаются обмануть комиссию, выучив предварительно буквы и знаки в таблицах. Но это не выход. Ведь обманывая комиссию, скрывая свои болезни и плохое зрение, вы, получив права, ставите под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь других водителей и пешеходов.
Может ли дальтоник получить водительские права
Если вы совсем не различаете цвета, то в 2019 году при дальтонизме вам точно не выдадут водительские права. Решать этот вопрос будет врач-офтальмолог после того, как вы пройдёте полное обследование. Ранее можно было без проблем получить разрешение на получение водительских прав людям, которые не различаются цвета. Но им выдавались права только с категориями А и В.
Теперь же людям, имеющим проблемы с нарушением цветового зрения, получить ВУ фактически нереально. Поэтому дальтоники не имеют права водить любое транспортное средство. Если ранее ВУ не давали только людям с дихромазией, то есть с полным выпадением одного цвета, то теперь даже небольшие отклонения в цветоощущении становятся большой проблемой для многих желающих ездить на собственном автомобиле. Если же у вас имеются небольшие отклонения в различии цветов и вы успели получить права до 2012 года, то вам необходимо получить справку для разрешения вождения. Это необходимо в том случае, если вам пришла пора сменить ранее выданные водительские права.
Еще в 2019 году не выдают водительские права при цветоаномалии. Это происходит по тем причинам, что болезнь связана с тем, что человек не различает один или несколько цветов. Проверяют отклонения зрения с помощью специальных таблиц Рабкина и Ишихары. Если человек не отличает цвета между собой, то ему на предоставленных картинках будет казаться всё однородным. А те люди, у которых нет никаких проблем со зрением, будут различать на таблице цепочки, кружочки и цифры.
Водительские права при нарушении цветоощущения в 2019 получить у вас, согласно новому законодательству, вряд ли получится. Ведь как гласит закон № 302н от 12.04.2011, получить разрешение на вождение транспортным средством людям с нарушением цветоощущения нельзя.
Конечно же, в каждом отдельном случае должны быть свои исключения. Но согласно этому закону получить права у дальтоников не получится. Ведь там чёрным по белому написано, что нарушение цветоощущения является важной причиной для отказа получить водительское удостоверение. Согласно закону, существуют определенные профессии, где люди должны иметь идеальное зрение, например, моряки, водители, лётчики. Люди должны не только различать цвета, но и характеризовать их по:
Нововведенный Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н объясняет это тем, что автомобиль является повышенным источником опасности для других людей, если им управляет водитель с плохим зрением. Ведь своими действиями такой водитель становится потенциальной угрозой как для пешеходов, так и для других водителей.
Если у вас имеется дейтероаномалия, то получить водительское удостоверение возможно. Ведь дейтероаномалия — это слепота преимущественно на зеленый цвет, которая является одной из форм дихромазии.
Если у вас имеется такая аномалия, то получить ВУ вы сможете только для себя лично, то есть, без права работы по найму водителем.
Стоит отметить, что дальтонизм или дихромазия, а также дейтеранопия (нарушение восприятия зеленого цвета), чаще всего встречаются преимущественно у мужчин.
Все вопросы с нарушением зрения сложные. Для того чтобы в них разобраться, стоит посетить опытного офтальмолога, провести коррекцию зрения, и можно отправляться проходить медицинскую комиссию для получения заветных прав.
Дальтонизм и водительские права: какие законы регулируют вопрос
Дальтонизм – это стойкое нарушение цветоощущения, которое значительно сказывается на качестве жизни человека. Несмотря на то, что большинство больных приспосабливается, даже если заболевание является приобретённым, с ним всё же неудобно ориентироваться в мире, который заточен под людей с нормальным зрением. Из-за этого дальтонизм упорно пытаются вылечить учёные, и у них даже есть некоторые успехи. Но настоящего лекарства, которое полностью бы возвращало цветовое зрение, пока нет. Максимум, который может предложить современная медицина, это специальные цветные очки, через которые человек со слабым дальтонизмом может увидеть мир примерно таким, каким его видят здоровые.
Следовательно, это неизлечимое заболевание и большая проблема, которую приходится учитывать на законодательном уровне.
Возникать дальтонизм может из-за перенесённых травм или болезней, из-за аномалий внутриутробного развития, либо передаваться по наследству. Распространённые причины следующие:
- Генетическая предрасположенность. Чаще всего дальтонизм возникает у мужчин, когда ген передаётся от матери-носителя к сыну. Он привязан к хромосоме X, и, следовательно, дефект в ней у мужчин не компенсируется, поскольку второй такой хромосомы у них нет. Поэтому и существует такой разброс – дальтонизмом страдает 8% мужчин и только 0,8% женщин.
- Возрастные изменения – катаракта. В этом случае у человека мутнеет хрусталик и он начинает хуже воспринимать не только свет, но и цвета. Часто заболевание сопровождается деградацией сетчатки.
- Приём определённых медикаментов – в этом случае влияние оказывается на сетчатку, причём может оно быть как постоянным, так и временным. Для здорового человека это возможность увидеть, как мир воспринимает дальтоник.
- Травмы глаза – только те из них, которые влияют на сетчатку или зрительный нерв. Именно частичная атрофия этих отделов глаза становится обычно причиной отсутствия цветового восприятия.
- Любые дегенеративные болезни, затрагивающие сетчатку и нерв.
Механизм же работы нарушения очень прост. В глазу у здорового человека есть цветочувствительные колбочки, и каждая из них содержит три вида пигмента, каждый из которых нужен, чтобы воспринимать только свой цвет: красный, зелёный либо синий. Сочетаний так много, что всего цветов получается порядка миллиона. Но если один из видов пигмента в колбочках оказывается повреждён, в результате страдает и способность человека различать цвета.
Всего выделяют четыре вида дальтонизма:
- Дейтеранопия. В этом случае в глазу у человека не работают колбочки, отвечающие за зелёный цвет – вместо него он видит либо розовый, либо оранжевый, либо смешанный оттенок. Для водителя это большая проблема: сев за руль усталым или больным, он может легко перепутать цвета и проехать на красный, а это опасно и для него самого, и для пешеходов. Мир ему представляется сине-желтым, лишённым красного оттенка вообще, как и зелёного.
- Протанопия. В этом случае в глазу у больного не работают – или работают плохо – колбочки, отвечающие за красный цвет. Вместо него он видит либо коричневый, либо тёмно-зелёный. Понятно, что проблема остается той же: по невнимательности, по рассеянности, из-за усталости или из-за болезни водитель может перепутать сигналы светофора, поставив в опасную ситуацию не только себя, но и пешеходов, и других участников движения. Мир ему представляется сине-коричнево-желтым.
- Дихромазия. В этом случае больной совершенно не способен воспринимать любые цвета, кроме двух главных. Часть больных не видит зелёный и красный спектр, другая часть не способна увидеть синий спектр, а третья не воспринимает красный. Мир в результате настолько искажён, что садиться за руль просто опасно.
Интересно, что больным с дихромазией никогда не разрешалось не только управлять транспортными средствами, но и вступать в большинство родов войск.
- Ахроматопсия. В этом случае больной вообще не способен воспринимать цвет. Он различает окружающие объекты и оттенки исключительно по их яркости. Что-то подобное человек без цветовой слепоты увидит, если включит старый чёрно-белый телевизор. Отличить красный сигнал светофора от зелёного больной, страдающий от этой формы, в принципе не способен, потому за руль ему садиться нельзя.
Как правило, дальтонизм выявляется ещё в раннем возрасте, благо, сделать это довольно просто. Если тест на 27 листах – они покрыты цветными кругами, у которых внутри цифры. И круги, и цифры разных цветов. По тому, видит ли больной отличие по цвету между кругом и цифрой, и по тому, какие это конкретно круги, можно точно установить, есть ли у него дальтонизм и к какой разновидности он относится. Следовательно, к тому времени, как человек начинает задумываться о собственной машине, он давно уже знает о своей болезни, о том, что она неизлечима и о том, как она влияет на его восприятие.
Какое зрение необходимо для получения прав
Чтобы получить водительские права, нужно пройти полноценную медицинскую комиссию, которая включает отоларинголога, хирурга, невролога, терапевта, сдачу соответствующих анализов и, конечно, офтальмолога.
При этом на разные категории прав острота зрения должна быть разной:
- если человек хочет управлять легковой машиной – то есть, ему нужны права категории B – острота его зрения должна быть не ниже 0,2 на худшем глазу и 0,6 на лучшем;
- если он хочет водить грузовик – то есть, хочет получить права категории C – то ему понадобится острота зрения не меньше, чем 0,8.
При слепоте одного глаза получить права можно – главное, чтобы второй видел хорошо. При тяжёлых заболеваниях роговицы и сетчатки, при сильном косоглазии, при значительном ограничении поля зрения получить права, скорее всего, окажется невозможным.
Может ли дальтоник получить водительские права
Дальтонизм – достаточно серьёзное нарушение зрения. При этом, если раньше человек с этим заболеванием мог претендовать на получение прав, то в 2012 году вышел закон, согласно которому, получить их не может любой дальтоник.
Раньше противопоказанием к вождению являлись дихромазия и ахроматопсия. На какое-то время же противопоказанием стал дальтонизм вообще.
В 2014 году закон снова изменился. Теперь противопоказанием стала считаться исключительно ахроматопсия. Такая же система действует и в Украине, и в Белоруссии, и в странах Евросоюза, и пока показывает себя вполне эффективной.
Интересно, что впервые о том, что дальтонизм может считаться противопоказанием, заговорили в 1875 году, когда из-за того, что машинист не отличил цвета светофора друг от друга, произошло масштабное крушение поезда. До этого ограничивать дальтоников в профессиональной деятельности просто не было смысла.
Ответственность за сокрытие нарушений цветовосприятия
Серьёзный дальтонизм и водительские права в 2019 году считается вещами, которые не сочетаются ни при каких обстоятельствах. Следовательно, водитель, который, зная, что у него это заболевание, пытается получить права всё равно – обманом или за взятку – законом считается за мошенника.
Уголовный кодекс Российской Федерации вполне однозначно сообщает, что за подделку результатов медицинского осмотра предусмотрено наказание – лишение свободы сроком на два года. Если же больной не подделал результаты медосмотра, а подделал само водительское удостоверение и пользуется им, его ждёт штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Регулируется этот вопрос 327 статьёй.
Однако, часто человек с цветовой слепотой, пытающийся сесть за руль автомобиля, раньше, чем в тюрьме, оказывается на кладбище – разметка заточена изначально под людей с нормальным зрением, следовательно, для него становится часто совершенно нечитаемой.
При этом, точно определить, с какой формой можно стать водителем, а с какой не стоит, может только врач при помощи специальных тестов. Если это произошло и на справке красуется отказ, не стоит пытаться его переубедить – это может быть опасно для здоровья как самого водителя, так и окружающих.
Можно ли получить права при дальтонизме в 2019 году
Искажение цветовосприятия может стать существенным основанием для запрета на управление автомобилем. Однако дальтонизм – это широкое понятие, объединяющее большое количество подвидов заболевания органов зрения. Поэтому судьба конкретного водителя с подозрениями на данный диагноз решается в ходе медосмотра. Рассмотрим, насколько совместимы дальтонизм и водительские права.
Что такое дальтонизм
Под дальтонизмом подразумевается спектр патологий, обладающих общим симптомом, который выражается в искаженном восприятии цвета. Закономерно, что в тяжелых случаях заболевания водитель не сможет отслеживать сигналы светофора и ему будет трудно понимать дорожные знаки из-за своего зрения. Однако то, можно ли дальтоникам водить машину, может зависеть от вида нарушения.
Виды цветовой слепоты
Осмотр у специалиста по офтальмологии является обязательной частью любой медкомиссии, несмотря на желаемую категорию прав. Проверяя водителя, окулист не только следит за остротой зрения, но и проводит тесты на дальтонизм.
За цветное зрение отвечают особые ферменты сетчатки глаза. Каждый из них позволяет воспринимать свой цвет: желтый, синий и красный. В дальнейшем они смешиваются, позволяя водителю различать полный спектр цветов. Патологией является недостаточное выделение или полное отсутствие у водителя хотя бы одного из цветов. Это и есть дальтонизм. В зависимости от разновидности и степени нарушения зрения дальтонизм различается на четыре формы.
- Дейтеранопия – вид дальтонизма, при котором не образуется фермент, отвечающий за восприятие оттенков зеленого у водителя. Вместо этого больной водитель видит оттенки оранжевого или розового. Из-за патологии плохо воспринимается и красный, но остальные цвета считываются оставшимися ферментами лишь с небольшими искажениями.
- Протанопия – форма дальтонизма, лишающая водителя возможности различать красный и частично желтый. Из-за патологии больной вместо красного видит темно-зеленый. Во время вождения это очень опасно, ведь дальтоник будет постоянно путать противоположные сигналы светофора. Тем не менее в ряде стран, например, в государствах Западной Европы водительские права при протанопии выдаются без каких-либо ограничений. Считается, что больной водитель может понимать светофор не по цветам, а на основании того, какая из ячеек горит в тот или иной момент.
- Из-за тританопии у водителя нарушается восприятие синего. Также при данном виде дальтонизма искажается спектр других цветов. Поэтому подобная патология однозначно является существенным ограничением на медкомиссии.
- Дихромазия – это полная неспособность воспринимать один из цветов. Болезнь является более тяжелой формой патологии зрения, чем перечисленные выше отклонения с общим диагнозом «дальтонизм».
По поводу опасности дальтонизма законодатели разных стран имеют чуть ли не противоположные мнения. Традиционно в Европе к дальтоникам не применяются запретительные меры, а, например, в Турции все формы болезни всегда были основанием для отказа в выдаче водителю прав на управление ТС.
В России требования законов, предъявляемые к водителям, постоянно меняются. До 2012 года, например, дейтеранопия и водительские права были вполне совместимы для категорий А и В. Документы не выдавались только при дихромазии или если человек с дальтонизмом хотел быть водителем грузовика, автобуса или профессиональным шофером.
Однако по ныне действующему законодательству требования к зрению стали жестче. Рассмотрим более подробно, какие ограничения накладывают на водителя имеющиеся формы дальтонизма, и какова допустимая при вождении острота зрения.
Какая острота зрения необходима для получения прав
Медицинские требования к остроте зрения для водителей отражены в Приказе № 302-н российского Минздрава (от 12.04.2011). Этот обширный документ регулирует перечень опасных видов деятельности, устанавливает список медицинских требований и порядок медосвидетельствования водителя, занимающегося вождением транспортного средства профессионально. Правовой акт устанавливает, какое должно быть зрение для получения водительских прав. Согласно документу, медкомиссию не пройдет водитель с остротой зрения ниже допустимых пределов:
- меньше 0.5 на глазу, который видит лучше, и менее 0.2 на хуже видящем органе зрения с учетом использования очков или контактных линз;
- при слепоте на один глаз второй орган зрения у водителя должен видеть не хуже 0.8 без использования корректирующих средств;
- профессиональным водителям, работающим за рулем, необходимо обладать зрением не ниже 0.8 и 0.4 с коррекцией;
- допустимое значение коррекции очками и линзами – 8 диоптрий, причем разница между левой и правой линзой у водителя не должна превышать 3 единицы.
В целом эти требования считаются достаточно щадящими, однако, многие водители, которые носят очки, не следят за своим зрением, привыкая к близорукости. Во время медосвидетельствования недостаточно сильные очки могут стать причиной отказа в выдаче справки.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Москва, Московская обл. +7 (499) 322-27-86
СПб, Ленинградская обл. +7 (812) 407-29-43
Звонки бесплатны. Работаем без выходных!
Чтобы подобных проблем не было, рекомендуется записаться к офтальмологу до медкомиссии. Специалист скорректирует рецепт очков или контактных линз, даст рекомендации по поводу гимнастики, имеющей эффект кратковременного улучшения зрения. При прохождении медкомиссии обязательно необходимо предупредить врача о проблемах со зрением, а на освидетельствование водителю следует приносить свои очки или контактные линзы.
Теперь рассмотрим, какие требования налагает законодательство на способность воспринимать цвета водителем. При этом важно понимать, почему нельзя дальтоникам водить машину. Прежде всего, в стрессовой обстановке вождения человек с дальтонизмом может перепутать режимы светофора и из-за дефекта зрения спровоцировать ДТП. Поэтому дальтонизм – не менее существенное основание для недопущения к езде за рулем, чем близорукость водителя.
Как и где можно пройти тест на дальтонизм
Согласно нынешнему регулирующему медицинские требования по зрению законодательству, основным нормативным актом в котором является уже упоминавшийся Приказ № 302-н, любые отклонения в зрении по причине дальтонизма являются основанием для отказа в выдаче прав водителю. Медицинская справка для водителей с дальтонизмом выдается только в том случае, если они меняют права, которые были получены до 2012 года.
Для определения нарушений восприятия цветов во время осмотра у специалиста по офтальмологии проводятся тесты на дальтонизм с 27 карточками. На каждой из них представлены раскрашенные разными цветами кружочки. С помощью выделения различными оттенками на них изображается отдельная цифра или какой-нибудь символ. Водитель, не испытывающий проблем с восприятием цвета, с легкостью назовет указанные на карточке цифры, а для дальтоника на некоторых вариантах или на всех (в зависимости от формы дальтонизма) кружочки будут казаться одинаковыми.
Следовательно, нужную цифру водитель не увидит. При проведении описанного теста на зрение необходимо соблюдать строгий регламент. Медработник должен обеспечить следующие условия проверки на дальтонизм:
- водитель должен сидеть строго спиной к окну;
- запрещено проводить испытание при искусственном освещении;
- каждую карточку следует показывать не менее 6 секунд, держа ее в метре от водителя;
- изображение следует располагать на уровне глаз испытуемого водителя;
- результаты проверки может исказить температура и другие проблемы со здоровьем, поэтому водитель, если он нездоров или чувствует недомогание, обязан перенести посещение специалиста по офтальмологии на другой день.
Поскольку при серьезных нарушениях остроты зрения и цветоаномалии в 2019 году водительские права не выдаются, проходящему медкомиссию водителю следует отнестись к имеющимся у него проблемам крайне внимательно. К проверке зрения следует тщательно подготовиться. Также необходимо следить за порядком медосвидетельствования. При любом допущенном врачами отклонении от регламента у водителя с дальтонизмом появляется возможность обжалования результатов и шанс на вторую попытку прохождения комиссии.
Стоимость прохождения
Осмотр у офтальмолога на дальтонизм входит в перечень обязательных этапов водительского медосвидетельствования. Поэтому все процедуры входят в стоимость медсправки, которая впоследствии выдается водителю. По состоянию на 2019 год она составляет 1500-2000 рублей без учета справок от нарколога и психиатра из диспансеров.
Для тех, кто сомневается в своем здоровье, существует возможность пройти исследование на дальтонизм в любом медицинском учреждении до медкомиссии. По страховому полису это можно сделать бесплатно в любой государственной клинике. Обращение к платной медицине позволит водителю сократить период ожидания в очередях. Сама процедура осмотра у специалиста практически ничем не отличается от аналогичных услуг в бесплатной клинике. Стоимость платного анализа на дальтонизм варьируется от 800 до 2000 рублей.
Если исследование не покажет существенных отклонений в восприятии цветов у водителя, полученную у врача справку можно предъявить на водительском медосвидетельствовании. Иногда на этом основании врач отказывается от проверки на дальтонизм в рамках медкомиссии или показывает не все карточки, сводя тест к формальности. Впрочем, офтальмолог вправе и не учитывать наличие справки об отсутствии дальтонизма, выданной сторонним медицинским учреждением.
Ответственность за подделку результатов медосмотра
По действующему законодательству, дальтонизм во всех его формах не позволяет водителю получить права и водить машину. Поэтому диагноз, являющийся приговором при прохождении медкомиссии, нередко пытаются скрыть путем мошенничества. Обдумывающим подобное решение гражданам следует понимать, что медицинское освидетельствование водителей транспортных средств – это охраняемая законом процедура.
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Любые махинации со справкой о дальтонизме подпадают под уголовное преследование по 327 статье УК РФ. Не только за изготовление поддельной справки, но и за ее покупку у преступников водителю может грозить:
- 2 года обязательных работ;
- длящееся столько же времени по продолжительности тюремное заключение;
- штраф 80 тысяч рублей.
Несмотря на то что законодательство содержит неутешительный ответ на вопрос, дают ли дальтоникам права, не стоит совершать преступление. Подложные документы выявляются при проверке водителя в ГИБДД, поэтому при наличии проблем со зрением этот вариант все равно окажется тупиковым.
Подводя итоги, следует констатировать, что по российским законам в 2019 году дальтоник вне зависимости от формы отклонения может получить права, только если он их меняет после окончания срока давности выданных до 2012 года документов. Для всех остальных есть только один вариант – сдача на права в ближайшем к России государстве, входящем в Венскую конвенцию и не налагающим на водителя медицинских ограничений по дальтонизму. Подписавшие документ страны позволяют ездить иностранцам по их национальным правам.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Дальтонизм и водительские права
Особенности заболевания
Основная особенность заболевания заключается в неспособности глаза различать один или несколько цветов. Сетчатка этого органа устроена так, что в ее центре расположены специальные колбочки, которые содержат в себе пигменты красного, синего и желтого цветов. Именно они являются основными. А все остальные цвета и оттенки человек видит при смешивании указанных цветов.
Если один из пигментов отсутствует или представлен в недостаточном количестве, наблюдается нарушение в восприятии того или иного цвета. Чаще всего встречается недостаток красного пигмента.
Причин возникновения болезни может быть несколько:
- врожденная аномалия;
- полученная травма;
- другие заболевания глаза.
Чаще всего болезнь передается ребенку от матери, которая сам при этом может оставаться совершенно здоровой.
Формы болезни
Медицинская справка на водительское удостоверение с такой болезнью, как дальтонизм, может навсегда зачислить человека в разряд пешеходов. С точки зрения медицины, нормальным восприятием считается трихроматическое видение мира, когда в достаточном количестве имеются у человека все три пигмента. При нарушении такого баланса может возникнуть одна из форм данной болезни:
- протанопия – дефицит красного вещества. В этом случае человек может путать этот цвет с темно-зеленым и коричневым;
- дейтеранопия – человек не различает зеленый цвет, он путает его с розовым и оранжевым;
- тританопия – не выделяется сине-фиолетовый спектр, вместо них человек видит красный и зеленый.
Самыми распространенными являются первые две разновидности.
Дальтонизм у водителей
Насколько реально получить при нарушении цветоощущения водительские права в 2019 году, решает офтальмолог. До 2012 года водители с такими нарушениями могли получить допуск к управлению транспортными средствами только категории А и В. При этом в документе содержалась запись, которая гласила, что работать по найму такой водитель не может, то есть пользоваться автомобилем или мотоциклом он может только в личных целях.
Отношение разных стран к этому вопросу принципиально отличается. Так, к примеру, в Европе таких ограничений не ставили никогда. Считается, что основная причина запрета зиждется на невозможности отличить цвета светофора, но водители уже научились запоминать их по месту расположения.
В 2015 году в нашей стране был принят закон, который запретил всем водителям с подобным нарушением зрения управлять транспортными средствами. Что касается водителей, которые получили права до принятия закона, в случае переоформления документа они все же смогут получить медсправку на дальнейшее вождение.
Мнения по этому вопросу среди общественности очень сильно разделились. Некоторые считают такую санкцию дискриминацией, поскольку, как известно, в некоторых случаях управлять автомобилем при близорукости значительно сложнее, но, тем не менее водители с таким недугом права все же получают.
Проверка зрения на дальтонизм
Проверка зрения на цвета для водительских прав проходит с помощью специальных полихроматических таблиц. Специалисты, как правило, используют две разновидности:
- таблицы Рабкина;
- таблицы Ишихары.
Одно такое изображение – это симбиоз цифр, фигур или цепочек, которые составлены из множества маленьких цветных кружков, наделенных одинаковой яркостью. Основной набор обычно содержит в себе 27 таблиц.
Работает система так: если человек цвета не различает, ему все на картинке кажется однородным. Люди же, которые не подвержены дальтонизму, вполне отчетливо различают цифры, кружочки и цепочки.
Для точности результатов необходимо обеспечить такие условия:
- естественное освещение в помещении, пациент при этом должен сидеть спиной к окну;
- расслабленное и спокойное состояние испытуемого;
- картинку следует показывать на расстоянии 1 метра от уровня глаз на протяжении 5-7 секунд.
На сегодняшний день определить наличие такого заболевания можно у ребенка еще в утробе матери.
>Замена водительского удостоверения: Видео
Мировая практика управления автомобилем с дальтонизмом
Дальтонизм — это расхожее обобщенное определение для целого ряда нарушений цветоощущения. В действующей Международной классификации болезней они перечислены под общим кодом H53.5 («Аномалии цветового зрения»). Каждое из этих нарушений, отраженных в таблице ниже, в разной степени влияет на способность человека управлять автомобилем.
Таблица — Офтальмологическое заболевание и его клиническое проявление
Согласно Энциклопедическому словарю медицинских терминов. В 3-х т./ Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Сов. энцикл., 1982-1984
При управлении автомобилем серьезную проблему может представлять лишь ахроматопсия. Но эта аномалия встречается крайне редко — менее чем у 0,0001% населения планеты. Прочие нарушения цветового восприятия особых неудобств водителям не доставляют. Большинство дальтоников нормально приспосабливаются различать сигналы светофоров, габаритные огни, дорожные знаки и т.д. Именно поэтому в Канаде, США и странах Западной Европы люди с нарушениями цветоощущения допускаются к управлению автомобилями.
Получение водительского удостоверения дальтониками в РФ
12 апреля 2011 года Минздравсоцразвития РФ утвердил Приказ за №302н, регулирующий правила медицинского осмотра. В него был включен перечень заболеваний, которые являются основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения. Согласно этому документу, медосмотр у врача-офтальмолога включает 5 видов обследования для водителей:
- Определение остроты зрения;
- Исследование цветоощущения;
- Исследование полей зрения (периметрия);
- Биомикроскопия глазных сред;
- Офтальмоскопия глазного дна.
Если в ходе обследований выявляются любые нарушения цветового восприятия, то согласно противопоказаниям, изложенным в пункте 27.1, человек не может получить водительские права. Приказ №302н не делает различий между формами дальтонизма, обозначив их обобщенной формулировкой — «Нарушение цветоощущения». Выход этого документа спровоцировал широкий резонанс. Фактически права на вождение лишались даже люди, имеющие незначительные отклонения в восприятии цвета. Общественное мнение сочло такую постановку вопроса необоснованной и дискриминационной. Положение дел усугубилось повышением уровня коррупции среди врачей медицинских комиссий. Многие кандидаты на получение водительских прав с незначительными аномалиями цветоощущения стали просто покупать справки. В итоге, в 2014 году заговорили о пересмотре стандартов и исключении дальтонизма из перечня противопоказаний.
29 декабря 2014 года вышло Постановление Правительства РФ за №1604, корректирующее перечень ограничений и противопоказаний к управлению наземным транспортом. Согласно этому документу, абсолютный запрет на вождение получают только дальтоники, страдающие полной цветовой слепотой — ахроматопсией (код Н53.51). Другие формы дальтонизма — дейтеранопия, тританопия, протанопия — в данном Постановлении не указаны.
Изменился ли закон в 2018 году?
На практике в 2018 году дальтоникам продолжают отказывать в получении водительских удостоверений. Постановление Правительства от 2014 года ничего не изменило, и медики по-прежнему ссылаются на Приказ собственного Министерства. Этот документ никем не отменен и на сегодняшний день является основным положением, регламентирующим выдачу справок будущим водителям.
Приказ №302н в 2014 году подвергся небольшим изменениям, но упоминание о нарушении цветоощущения из него исключено не было. В новой редакции документа сохранилась и старая опечатка: обобщенное упоминание в списке противопоказаний пункта 28.1, которого в Приказе не существует. Сами врачи читают ее как «пункт 27.1», потому отказывают в выдаче справок дальтоникам по всем категориям водительских прав. Указанные законодательные нестыковки оставляют возможность для оспаривания решения медицинской комиссии в судебном порядке. Но подобных прецедентов до настоящего момента не зафиксировано. Законопослушные дальтоники, в том числе с дейтеранопией, протанопией и тританопией, и в 2018 году остаются пешеходами.
Согласно перечню противопоказаний к управлению транспортным средством лишь одно нарушение цветовосприятия — ахроматопсия — является препятствием для получения водительских прав. На практике же любой человек в РФ с любой формой дальтонизма получает медотвод на комиссии и не может управлять транспортным средством.
Советуем почитать: Допустимое зрение для получения водительских прав 5/5 (1 голосов)
Какова нынешняя ситуация
Многое изменилось после принятия законодательного решения, касающегося дальтоников. Действует оно с сентября 2012 г, и запрещает водить автомобиль лицам, имеющим нарушения цветового зрения. Так, все автолюбители, не способные различать цвета, получают отвод.
Если, у человека, при прохождении медицинского освидетельствования, выявлен дальтонизм, водительские права иметь он не может. Новый приказ Минздравсоцразвития №302 привел в недоумение массу людей, ведь выглядит он, как дискриминация. Так как, раньше, лицам с небольшим отклонением цветовосприятия права выдавались без проблем, ограничения при этом, касались лишь пациентов с дихромазией (полное выпадение одного цвета). Теперь же даже при незначительном нарушении различения цветов, права не выдаются. Даже люди без проблем с восприятием очередности сигналов светофора, садиться за руль не могут.
Когда, у человека легкая степень заболевания при выданных ранее правах, то он имеет право на справку, разрешающую вождение. Это касаемо случаев замены водительских прав. Иные государства никакие ограничения для дальтоников не применяют. В развитых странах проблемы дальтоников планируют решать, посредством специальной формы светофора, который сделает невозможной путаницу с сигналами.
Вместе с тем, в Германии для дальтоников выпускают специальные линзы, корректирующие цветовосприятие. Для нашей страны таких нововведения пока не актуальны. Ограничения для дальтоников действуют по-прежнему, вызывая возмущение автолюбителей.
На практике же, медосмотр в некоторых компаниях – обычная формальность, которую нередко просто покупают или проходят тесты посредством третьих лиц. Впрочем, ответы на тест с цветовыми таблицами можно выучить наизусть.
Автор статьи: специалист «Московской Глазной Клиники» Миронова Ирина Сергеевна
Опубликовано: 29 сентября 2015
Полезные записи:
ГРАНИЦА БАЛАНСОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИСмотреть что такое «ГРАНИЦА БАЛАНСОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» в других словарях: граница балансовой принадлежности —…
Жалоба на адвоката в адвокатскую палатуВ Адвокатскую Палату города _____________________________________гр. __________________________,проживавшего по адресу: ______________тел. ____________на…
Как проверить водительское удостоверение по базе ГИБДД?Добрый день, уважаемый читатель.В этой статье речь пойдет об официальном…
Юридическая составляющая С юридической точки зрения, ликвидация предприятия — это очень сложный процесс, зачастую сопровождаемый…
ЗакладнаяПрава залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке могут быть удостоверены закладной…
Дополнительное соглашение к договору. Статьи по предмету Гражданское право Вернуться к списку статей по юриспруденции…
Дальтонизм и водительские права
Вопросы соответствия водителей требованиям к состоянию здоровья очень важны при рассмотрении возможности получения водительских прав. В предлагаемом материале рассматриваются особенности выдачи водительских прав в 2019 году, если у кандидата присутствует дальтонизм, и влияние указанного физического недостатка на возможность получения допуска к управлению авто.
Дальтонизм и его особенности
Дальтонизмом называют патологии, вызывающие неправильное восприятие цветовых оттенков. Если заболевание проявляется в тяжелой форме, у водителя возникнут сложности с восприятием светофорных сигналов и дорожных знаков.
Способность различать цвета объясняется устройством человеческого глаза, отдельные сегменты которого фиксируют определенные тона, при совмещении формируясь в полноценное изображение.
Проверка на дальтонизм для водительских прав
Медицинская комиссия при проверке зрения кандидатов в водители на получение водительских прав, помимо исключения близорукости и дальнозоркости, в обязательном порядке предполагает прохождение тестов на дальтонизм. Получить права можно только при успешных результатах тестирования. Дальтоники не смогут получить права, если указанное заболевание присутствует в выраженной форме.
Категории дальтоников
В зависимости от характеристик, различают следующие проявления данных патологий:
- дейтеранопию – когда зеленые тона замещаются оранжевыми или розовыми. Оттенки красного также вызывают сложности в восприятии, прочая гамма распознается без значительных отклонений;
- протанопию – вместо красного цвета (в некоторых случаях вместе с желтым) больному представляется темно-зеленый. Наиболее опасная разновидность, поскольку противоположным образом воспринимаются противоположные светофорные сигналы;
- тританопию – проблемы с восприятием голубого цвета и искажения других оттенков. Один из наиболее серьезных поводов медицинской комиссии отказать в выдаче водительских прав;
- дихромазию – самую тяжелую разновидность дальтонизма, выраженную в полной неспособности к восприятию одного из оттенков.
Требования различных государств отличаются в оценке возможности выдачи водительских прав при дальтонизме. В российском законодательстве отмечается значительное ужесточение условий предоставления водительских прав страдающим от неадекватного восприятия цветовых оттенков.
До 2012 года выдавалось удостоверение на право управления мотоциклами и легковым автотранспортом при выявлении отклонений в восприятии цветовой гаммы. Но сейчас допуск к управлению авто возможен, только если заболевание протекает в легкой форме, не прогрессируя. Также допускается выдача водительских прав в случае их замены, если удостоверение было получено до принятия более жестких законодательных требованиях к дальтоникам.
Обратите внимание! Дальтоники не допускаются к управлению автомобилем, если заболевание не протекает в легкой форме.
Проверка на цветовую слепоту проводится по двадцати семи изображениям с буквами и цифрами, выполненными разноцветными кружками на соответствующем фоне. Чаще всего этот недуг характерен для мужской половины населения.
Проверяемому необходимо ответить, что изображено на картинках.
Тестирование характеризуется четким регламентом, от соблюдения которого зависит корректность полученных результатов:
- окно должно располагаться за спиной проверяемого;
- тесты проводятся при естественном освещении;
- минимальная продолжительность идентификации каждого изображения – от шести секунд, на расстоянии в один метр;
- картинка не должна смещаться вниз или вверх по отношению к отметке уровня глаз тестируемого.
Водитель на момент проведения обследования должен находиться в хорошей физической форме. Если присутствует повышенная температура или другие проблемы со здоровьем, рекомендуется перенести проверку до восстановления.
При наличии проблем с восприятием некоторых цветов могут возникнуть сложности с успешным прохождением тестов. Но если тестирование проведено некорректно, водитель вправе обоснованно оспорить его результаты.
Обратите внимание! Водитель вправе оспорить результаты некорректной процедуры проверки зрения.
Стоимость прохождения
Проверка зрения, включая тесты на восприятие цветовой гаммы, не предполагают отдельной оплаты. Указанный контроль входит в сумму общей справки медосмотра, исключая наркологическое и психиатрическое обследование.
За прохождение медицинского осмотра придется заплатить от полутора до двух тысяч рублей.
Если перед получением водительских прав у претендента присутствуют сомнения в адекватном восприятии цветов, можно провериться в государственном медицинском учреждении. При наличии страховки это производится бесплатно.
При обращении в частную клинику, стоимость осмотра у окулиста составляет от восьмисот до двух тысяч рублей, но это позволит сэкономить время, избежав очередей.
Ответственность за скрытие заболевания
Если претендент на получение водительских прав прибегает к мошенничеству, пытаясь скрыть проблемы с цветовым восприятием, это влечет к нему применение следующих мер в рамках требований ст. 327 УК РФ:
- назначения двухлетних принудительных работ;
- лишения свободы на аналогичный срок;
- штрафа до восьмидесяти тысяч рублей.
Это объясняется тем, что водитель, умышленно скрыв сложности с восприятием цветов, сознательно способствует созданию возможной аварийной ситуации, подвергая опасности не только себя, но и жизни окружающих людей.
Как видно из представленного материала, ужесточение отечественного законодательства представляет большую проблему в получении водительских прав страдающими от дальтонизма. Поэтому выдача удостоверения дальтоникам возможна только при легкой форме проявления заболевания или в случае продления выданных прав ранее принятия ужесточенных требований после 2012 года. Альтернативный вариант – воспользоваться различиями в требованиях к зрению претендентов и получить водительские права в другой стране.