Может ли велосипедист ездить по пешеходному переходу
Велосипедист на пешеходном переходе
Ситуация на дороге, когда велосипедист, не слезая с байка, проезжает по пешеходному переходу, уже никого не удивляет. Редко полицейские останавливаю таких нарушителей. Практически каждый владелец велосипеда хотя бы раз в жизни переезжал по пешеходному переходу.
Однако существуют определенные правила дорожного движения, которым владелец байка обязан подчиняться.
Велосипедист – пешеход или водитель
Для ответа на этот вопрос требуется обратиться к правилам дорожного движения. На основании сформулированного ПДД, байк является транспортным средством немеханического типа, велосипедист же выступает в роли его водителя.
Если владелец железного коня спешился, то уже попадает под категорию пешехода. Из этого следует логичный вывод. Так как переход называется пешеходным, то и переходить его надо, ведя своего «железного коня» за руль пешком.
Существует только одно отличие пешехода, в сравнении со спешившимся велосипедистом. За пределами городов, деревень, поселков пешеходам требуется идти навстречу потоку машин и других транспортных средств, владельцам велосипедов же требуется идти вдоль движения потока.
Кто кому уступает дорогу
Велосипедист, на основе пдд, во время движения является транспортным средством, следовательно, должен соблюдать знаки дорожного движения. Принимать во внимания сигналы других транспортных средств, соблюдать указания светофоров и регулировщиков.
Велосипеды, самокаты, комплектующие
Merida Mission CX 400 (2019)
Orbea Grow 0 (2015)
Lexus MS-0760 Great Icon (2019)
Silverback Stride 26 SLD (2019)
На нерегулируемой разновидности пешеходного перехода водитель байка обязан пропустить пешеходов. В крупных городах, где имеются трамвайные пути, велосипедисту также требуется пропускать пешеходов, направляющихся к трамваю.
Как переходить пешеходный переход велосипедисту
Некоторые владельцы байков используют пешеходные переходы для разворота. Однако разрешается ли подобное правилами дорожного движения?
На основании пункта 8.11 владельцам байков запрещаются подобные маневры. Как следует поступить в данной ситуации?
Правила дорожного движения указывают, что велосипедисту потребуется спешиться, перейти зебру, ведя «железного коня» за руль. После чего байкер вправе выбрать любое направление для дальнейшего движения.
На основе правил дорожного движения – пешеходные переходы являются ограниченным по функциональности отрезком дороги. По этой причине запрещено стоять на пешеходном переходе или в пределах 5 метров от него.
Отдельно следует выделить правила перехода по железнодорожному переезду. Когда велосипедист или пешеход нарушает правила на проезжей части, это не так смертельно в сравнении с железнодорожным.
Общая масса состава в сотни раз превышает вес велосипеда и его владельца. Большинство случаев столкновения заканчивают смертельным исходом.
В случае пересечения железнодорожного перехода владельцу железного коня требуется обращать внимание и подчиняться указателям светофора. Удостовериться в отсутствии звуковых сигналов приближающего состава. Также требуется остановиться перед опущенным шлагбаумом.
Велосипедисту требуется быть предельно осторожным на железнодорожном переходе, не передвигаться с вакуумными наушниками в ушах. Оборудовать велосипед светоотражателями и фонариками, это позволит снизить вероятность аварийно ситуации.
Затруднительная ситуация развивается при появлении велосипедиста в пешеходном участке. Чтобы избегать создания проблем в передвижении другим пешеходам, владельцу байка требуется соблюдать приоритет движения.
- Специальные дорожки для владельцев велосипеда.
- Обочина дороги.
- Правый край проезжей части.
Передвигаться по тротуарным участкам допускается, если велосипедисту нет 14 лет или владелец байка сопровождает ребенка дошкольного возраста, или отсутствует возможность передвижения по другим приоритетным участкам.
В большинстве городов Российской федерации нет специальных дорог для велосипедистов. Обочины могут быть в снегу или завалены мусором. В таких ситуациях рекомендуется передвигаться по тротуару.
Также требуется соблюдать 6 статью правил дорожного движения, которая указывает следующее:
Когда передвижение на велосипеде затрудняет передвижение пешеходов, владелец байка обязан спешиться и преодолеть «густонаселенный» отрезок пути пешком. Передвигаться по пешеходным дорогам велосипедисту требуется с особой осторожностью.
Штраф велосипедисту за проезд по пешеходному переходу
Пересечение дороги велосипедистов за рулем, препятствование движение транспортных средств или других пешеходов прощается только в первый раз и по желанию сотрудника полиции. При повторном нарушении, согласно правилам дорожного движения, накладывается штрафное взыскание от 300 рублей и выше.
Вождение велосипеда в алкогольном опьянении также карается административным взысканием на сумму от 500 рублей и выше.
Чтобы действия владельца байка не раздражали водителей транспортных средств, не мешали пешеходам, требуется запомнить основное правило:
Владельцу велосипеда разрешается пересечь пешеходный переход, спешившись и ведя байк за руль, однако переезжать данный участок дороги на байке запрещено.
Может ли велосипедист ездить по пешеходному переходу?
Велосипедистам на дороге требуется соблюдать все правила дорожного движения. Если на светофоре горит красный свет, то велосипедист обязан стоять в общем потоке и дожидаться зеленого. В соответствии с пунктом Правил дорожного движения 14.6, «водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей)». Таким образом, велосипедист обязан стоять перед переходящими дорогу пассажирами трамвая или другими пешеходами. Однако мало кто это делает. Велосипедисты зачастую не только проезжают на красный свет, если дорога относительно свободна, но и проталкиваются через пешеходов на зебре, а также вскакивают на тротуары и ездят уже по ним, чтобы через минуту-другую вновь вернуться на проезжую часть.
Велосипедист — водитель транспортного средства
Пересекать дорогу и разворачиваться велосипедисты по правилам могут только в тех местах, где есть прерывистая линия разметки и нет запрещающих знаков, в основном на перекрестках. Естественно, искать такой участок дороги будет не каждый, и велосипедисты порой просто находят пешеходный переход. Они проносятся по нему на полной скорости, да так, что люди вынуждены отскакивать в стороны. Попадись в этот момент на пути ребенок или пожилой человек, и до неприятностей недалеко.
Кроме того, скорость движения велосипеда не позволяет и водителям автомобилей вовремя заметить такой объект и среагировать на него. Выскочивший им наперерез велосипед всегда превращается в серьезную помеху. Автомобилисты порой вынуждены прибегать к экстренному торможению, которое способно спровоцировать ДТП.
Неудивительно, что, согласно пункту 8.11 ПДД, велосипед как транспортное средство не может передвигаться по пешеходному переходу. Кроме того, велосипедист как водитель транспортного средства не может поворачивать «в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; а также в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м».
Как использовать переход?
Если возникла острая необходимость пересечь дорогу, то правила разрешают велосипедистам воспользоваться пешеходным переходом, но только спешившись. Велосипед нужно вести рядом с собой. Если человек слезает с велосипеда, то он превращается из водителя в пешехода, его юридический статус меняется. И теперь на пешеходном переходе он имеет неоспоримый приоритет.
Однако, в соответствии со статьей 24 ПДД, велосипедистам разрешено ездить по тротуарам, и это одно из исключений, отличающих велосипед от механических транспортных средств. Правда, передвигаться там велосипедист может не всегда, а лишь в следующих случаях: «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также нет возможности передвигаться по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом».
Кроме того, если велосипедист не достиг возраста 14 лет, ему нельзя выезжать на проезжую часть дороги, а можно ездить только по тротуару. Однако в этом случае важно не забывать о безопасности пешеходов. В соответствии с пунктом 24.6, «если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов».
Если же велосипедист был неосторожен и причинил вред пешеходу, то он отвечает перед законом как водитель транспортного средства. Проблема в том, что велосипедисты не имеют ОСАГО, а ущерб в результате ДТП может быть серьезным. К примеру, при движении по тротуару велосипедист собьет человека, после чего потребуется госпитализация.
ОСАГО могло бы покрыть расходы на лечение и курс восстановления, однако страховки нет, и спор между участниками этого ДТП полностью переходит в ведение судебных инстанций. Пострадавшие могут выдвинуть против виновника ДТП серьезные иски.
Есть для велосипедистов и штраф, правда, только один. По статье 12.29 КОАП РФ за любое нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, накладывается административное наказание в виде штрафа в размере 800 рублей.
Можно ли ехать на велосипеде по пешеходному переходу
При выезде на дорогу велосипедист сталкивается с различными трудностями и вопросами. Как правило, многие стараются решить спорные вопросы по наитию или «на глазок», однако такое решение в корне неправильно.
Поскольку велосипедист является полноценным участником дорожного движения, он обязан знать все правила дорожного движения и соблюдать их.
Правила дорожного движения для велосипедистов
В ПДД были внесены некоторые изменения, коснувшиеся в том числе и любителей двухколесных коней. Всех велосипедистов разделили на несколько категорий:
• Не достигших семи лет;
• В возрасте от семи до 14 лет;
• Достигших возраста 14 лет.
Первые две категории не допускаются к поездкам на проезжей части, поскольку имеют право на передвижение только на следующих участках:
• На специально оборудованных велодорожках;
• На пешеходных дорожках.
Дети, не достигшие возраста семи лет, не допускаются на велосипедах на велосипедные дорожки – они имеют право кататься только по тротуарам и под присмотром взрослых людей.
Правила движения на велосипеде по проезжей части
На проезжую часть велосипедисты могут выезжать только в том случае, если нет специально оборудованных дорожек.
Несмотря на это, ПДД разрешают ездить на велосипедах лицам любого возраста по тротуару при условии, что они не создают помех свободному перемещению других пешеходов. Если же передвижение по каким-либо причинам затруднено, то велосипедист обязан:
• Слезть с велосипеда и следовать правилам для пешеходов;
• Выехать на проезжую часть и ехать по ней.
Если на пешеходном тротуаре будет сбить пешеход, то вся вина ляжет на велосипедиста, поскольку он нарушил правила дорожного движения.
Передвижение по проезжей части на велосипеде должно осуществляться с соблюдением следующих правил:
• В обязательном порядке оценивается ситуация на дороге: повышенный трафик является поводом для прекращения езды на велосипеде и продолжения дальнейшего движения по тротуару;
• Все правила дорожного движения велосипедист обязан соблюдать и следовать всем требованиям знаков, разметки, светофоров и прочее;
• Во время движения по проезжей части велосипедист должен придерживаться правой стороны трассы и двигаться как можно ближе к бордюру;
• Отъезжать от бордюра более чем на один метр нежелательно.
Велосипедисты, составляющие колонну, обязаны ехать по дороге по одному в ряд и друг за другом. Выстраиваться в колонну по два человека в ряд можно только в том случае, если максимальная ширина ряда из двух велосипедистов не будет превышать 75 сантиметров.
Передвижение велосипедистов в организованных колоннах также регламентируется ПДД: одна группа не должна содержать более 10 человек, все группы должны располагаться на расстоянии не менее 80-100 метров друг от друга.
Велосипедист может получить штраф в размере 800 рублей в случае невыполнения одного из правил дорожного движения – если пересечение проезжей части осуществляется по пешеходному переходу вместе с пешеходами на велосипеде.
В таком случае транспортное средство перевозится вручную, то есть человек обязан спешиться с транспорта.
В условиях плохой видимости, во время выпадения осадков выезжать велосипедистам на проезжую часть также не рекомендуется. Вождение двухколесного транспорта в условиях гололеда считается потенциально опасным. В обязательном порядке велосипед должен быть оснащен фонарем в передней части и светоотражающими элементами.
Как проезжаются перекрестки
Нерегулируемые перекрестки – проблема даже для водителей автомобилей. Велосипедисты обязуются соблюдать общие правила дорожного движения, подчиняться всем знакам и разметке.
Перед велосипедами преимущество имеется у всех механических транспортных средств. Велосипедист не может пересекать проезжую часть перед движущимся автомобилем ближе чем за сотню метров.
Тот, кто управляет велосипедом, обязуется проверить, пропускают ли его автомобили, и только после этого приступать к дальнейшему движению.
Помимо этого, во время движения велосипедисты должны подавать сигналы другим участникам движения:
• Направление поворота посредством вытянутой левой или правой руки;
• Направление поворота в противоположную сторону – согнутой рукой;
• Остановка – поднятой вверх рукой.
Можно ли двигаться на велосипеде по пешеходному переходу?
Делать этого нельзя. Пешеходный переход используется только для движения пешеходов и не предназначается для перевода через него транспортных средств. Так как велосипед относится к категории транспортных средств, то, соответственно, передвигаться на нем по пешеходному переходу нельзя.
Управление велосипедом накладывает на лицо определенные обязательства, которые оно должно исполнять, дабы не столкнуться с неприятными последствиями и не стать причиной ДТП.
Может ли велосипедист ездить по пешеходному переходу
Обычно ГИБДД обращает мало внимания на тех, кто едет по дороге на велосипеде. Однако велосипедист – такой же участник движения, как и мотоциклист или водитель автомашины. Соответственно, на него распространяются все требования, предусмотренные ПДД. Итак, что же предусматривают правила дорожного движения для велосипедистов?
Что такое велосипед по ПДД?
Прежде всего, нужно определить, чем с точки зрения законодательства является велосипед, и как его отличить от других видов транспортных средств (ТС). ПДД такое определение даёт, выделяя несколько ключевых пунктов:
— наличие минимум двух колёс.
— движущая сила – мускулы людей, которые едут на ТС.
— допустимо наличие электромотора, но не мощнее 0,25 кВт и с автоотключением на скорости свыше 25 км/ч.
Таким образом, велосипед отграничивается, с одной стороны, от инвалидных колясок (они хоть и передвигаются с помощью мускулов, но не считаются ТС), а с другой – от электромопедов. Установка двигателя внутреннего сгорания любого типа и мощности превращает велосипед либо в мопед, либо в мотоцикл (трицикл, квадроцикл и т. п.). Но при этом велосипед-тандем или веломобиль всё равно относится к категории велосипедов.
Нужно отметить, что в том случае, если велосипедист слезает с седла и ведёт свой транспорт (например, переходя дорогу по «зебре»), он уже будет рассматриваться только как пешеход. Правила, касающиеся ТС, на него распространяться не будут.
Роль велосипедиста при езде по проезжей части или на тротуаре
Когда человек едет на велосипеде, для него характерны следующие особенности:
Сравнительно низкая скорость. Хотя велосипедист и быстрее пешехода, но лишь у тренированных и опытных велогонщиков скорость может достичь или даже превысить отметку в 30 км/ч.
Высокая уязвимость. Несмотря на любые средства защиты (шлем, налокотники или наколенники, и т. д.) велосипедист легко теряет равновесие – а падение легко заканчивается травмой или даже гибелью. При этом из-за высокой скорости велосипедист более уязвим, чем пешеход: остановиться мгновенно он не может, увернуться от машины – тоже.
Низкая механизация ТС. Велосипед как правило не оснащён поворотниками или стоп-сигналом – и о своих намерениях его водитель должен сигнализировать жестами.
Велосипед универсален. ПДД для велосипедистов разрешает движение как по специальным полосам на дороге – так и по проезжей части или, в крайнем случае, по тротуару, как пешеход.
Исходя из этого и нужно рассматривать правила езды на велосипеде.
ПДД для велосипедистов: как должен ездить законопослушный человек?
Поскольку правила для велосипедистов на дороге базируются на действующих ПДД, имеет смысл рассмотреть по отдельности те требования, которые обязан соблюдать водитель велосипеда, желающий избежать нарушений.
Обязанности, касающиеся технического состояния велосипеда
Правила для велосипедистов по ПДД, касающиеся технической исправности ТС, очень просты. Велосипедист обязан следить за исправностью следующих систем своей машины:
Все остальное водителя велосипеда волновать не должно – но вот за рулём и тормозами он обязан ухаживать и следить за их исправностью. В противном случае он рискует получить штраф по КоАП РФ.
Кроме того, ПДД требуют, чтобы на любом ТС в темноте или при недостаточной видимости горели фары и задние габариты. Поэтому если на велосипеде этих устройств нет, пользоваться им можно только днём. Формально полагается днём, как и на автомобилях, тоже включать фару, однако на практике за этим требованием ГИБДД не следит. К тому же далеко не все велосипеды оснащены фарами.
Что говорят правила дорожного движения про сигналы поворота?
Правила движения велосипедистов по проезжей части предусматривают и подачу сигналов. Однако поскольку на велосипеде обычно нет светосигнализации, подавать такие сигналы должен сам автомобилист жестами.
Согласно ПДД велосипедист обязан использовать следующие жесты:
-при повороте либо развороте – вытянутая в сторону рука с той стороны, в которую собирается поворачивать велосипедист;
-при остановке или торможении – рука (любая) поднятая прямо вверх.
Правила допускают использования в качестве сигнала поворота руки, не только отведённой в сторону, но и согнутой в локте. Однако, как показывает практика, такой сигнал водители часто путают с сигналом торможения, и потому пользоваться им не рекомендуется.
Алкоголь – всегда нарушение правил!
Поскольку велосипед всё-таки рассматривается как транспорт, управлять им в состоянии опьянения категорически запрещено. Если пьяного велосипедиста остановят, ему придётся отвечать по закону.
Кроме того, ПДД прямо запрещают и передавать управление пьяным. Поэтому владелец велосипеда, одолживший свой транспорт нетрезвому другу покататься, тоже будет нести ответственность.
Права на движение для велосипедиста
А теперь – самое главное: на какой стороне дороги должен ехать велосипедист?
Правила езды на велосипеде по городу гласят следующее: движение должно происходить по дорожке, специально выделенной для велосипедистов. Однако такие дорожки в России встречаются крайне редко, лишь в больших городах. Там, где такого выделения нет, водитель велосипеда должен руководствоваться следующими правилами:
— если нет велосипедной или велопешеходной дорожки – должен ехать велосипедист по проезжей части справа.
— если по каким-то причинам возможности двигаться по дороге нет, велосипедисту следует двигаться по обочине.
— и лишь в крайнем случае, когда нет других вариантов, допускается движение по тротуару.
Пункты исключают друг друга, поэтому, доехав до места, где имеется разметка велодорожки или дорожный знак «Велосипед», необходимо срочно перестроиться, съехать с обочины или с тротуара. Иначе это будет рассматриваться как нарушение правил со всеми вытекающими последствиями.
Однако из каждого правила есть исключения. В частности, если велосипед или груз на нём шире 1 м, не только разрешается, но и прямо предписывается двигаться по дороге и соблюдать правила езды на велосипеде по проезжей части. Кроме того, там же разрешается езда организованными колоннами:
— в один ряд – по общему правилу.
— парами – если каждое из ТС уже 75 см.
— при этом в колонне нужно двигаться группами по 10, либо 10 парами. Между каждой из групп должно оставаться расстояние не менее 80 м, чтобы попутные автомобили могли беспрепятственно обгонять велосипедистов.
Двигаться же по тротуарам разрешается всегда, если взрослый велосипедист сопровождает ребёнка на велосипеде младше 7 лет, либо везёт его на штатном дополнительном сидении или в прицепе (велосипедной коляске). При этом вопрос, на какой стороне должен ехать велосипедист, решается так же, как и при движении по проезжей части: двигаться надо по правому тротуару.
Запреты для велосипедистов
Как и для любых других участников движения по дорогам, для водителей велосипедов есть свои ограничения. Установлены следующие правила велосипедиста, которые запрещают:
— ездить «без рук». Даже подавая сигналы, необходимо другой рукой держать руль;
— везти негабаритный груз, который выступает за край велосипеда больше чем на 50 см;
— перевозить груз, который мешает управлять велосипедом (например, положенный или навьюченный на руль);
— разворачиваться налево на дорогах, где больше двух полос в одну сторону, либо есть трамвайные пути;
— буксировать или ехать на буксире (допускается лишь перевозка специальных велоприцепов).
— ездить по автомагистралям.
Кроме общих запретов, касающихся всех водителей велосипедов, есть и частные, касающиеся отдельных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.
Новые правила действий на пешеходном переходе
Вопрос о том, как должен вести себя велосипедист на «зебре», решается ПДД однозначно: ему запрещено пересекать дорогу, пользуясь переходом для пешеходов. Если это необходимо, водитель велосипеда должен спешиться и двигаться по «зебре» как обычный пешеход, ведя свою машину. Это новая норма: ранее ездить по переходам не запрещалось.
Но как должен ехать велосипедист по дороге, если она пересекается переходом? Здесь для него установлены те же правила, что и для водителей всех остальных ТС: он может проехать через переход, не спешиваясь – но лишь поперёк «зебры».
Ограничения для детей
Водить велосипеды могут не только взрослые, но и дети. Поэтому ПДД для них устанавливают особые правила:
— дети младше 7 лет могут ездить только по зонам, предназначенным для пешеходов;
— дети до 14 лет – там же, плюс ещё и по велодорожкам. Выезжать на проезжую часть им запрещено.
После 14 лет ограничения снимаются, и ездить можно везде, где разрешают ПДД.
Что любопытно, при буквальном толковании Правил, действовавших до 2014 года, управлять велосипедами могли только те, кто старше 14 лет. Как быть с многочисленными детьми на «великах», ПДД не указывали, но формально их (а точнее – их родителей) можно было в любой момент штрафовать за нарушение.
Отношения с пешеходами
Двигаясь по дорогам или тротуарам, велосипедисты обязаны пропускать пешеходов. Во всех случаях, когда велосипед создает им помехи, водитель обязан спешиться и вести своё ТС руками.
На переходе, если нет светофора, велосипедист должен пропустить пешехода. Если же светофор есть, то он должен убедиться, что пешеходы закончили переходить дорогу, и лишь затем может продолжать движение.
Памятка при перевозке пассажиров
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? Хотя велосипед и является ТС, обычно ехать на нём может только сам водитель. Исключениями являются ситуации, когда:
— есть штатные сиденья для пассажиров, предусмотренные фирмой-изготовителем;
— есть прицеп либо коляска, опять-таки конструктивно предназначенные для буксировки велосипедом.
Перевозить же людей на раме или на багажнике запрещено категорически.
Система обозначений на дороге
В тех случаях, когда для велосипедов выделяется отдельная полоса движения, используется особая разметка. В частности, велодорожка должна отгораживаться от полосы для мототранспорта сплошной линией: это означает, что ни водители машин или мотоциклов не могут туда заезжать, ни велосипедисты не вправе выезжать на проезжую часть. Кроме того, велодорожка обозначается либо особым дорожным знаком, либо нанесённым на асфальт символом велосипеда.
При этом если на дороге имеется знак «Автомагистраль» (знак 5.1 по ПДД), то любое движение велосипедов запрещено. С формальной точки зрения ограничение касается лишь ТС, не способных развить скорость более 40 км/ч, но велосипеды в Правилах упомянуты прямо. Велосипедисты на магистралях могут ездить лишь по обочинам.
Отдельно нужно рассмотреть вопрос о том, какие световые приборы могут быть установлены на велосипеде. В отличие от автомобилей, установку штатно не предусмотренных фар, габаритов или других устройств согласовывать не надо – владелец сам решает, что ему требуется, сам покупает и сам устанавливает при необходимости нужные световые приборы.
Тем не менее, чтобы не нарушать ПДД, на велосипед лучше всего устанавливать:
Переднюю фару. Заменять её налобным фонарём на велошлем крайне не рекомендуется.
Красный габарит на багажник или заднее крыло.
Также ПДД рекомендует при движении в тёмное время суток использовать катафоты или другие светоотражающие или световозвращающие устройства на велосипеде или одежде его владельца. Это требование не обязательно, но оно действительно позволяет сохранить жизнь велосипедисту.
Запитываться световые приборы могут либо от аккумулятора либо от «динамки» — малогабаритного электрогенератора. Рекомендуется использовать именно аккумуляторные модели: при остановке генераторы перестают работать, а фары – светить.
Изменения в штрафах для велосипедистов
Коль скоро есть правила, должна быть ответственность за их нарушение. Сейчас велосипедист может быть оштрафован:
— за нарушение ПДД – на 800 рублей;
— за езду в пьяном виде – до 1500 рублей;
— за разговор по мобильнику (без гарнитуры «хендс фри») во время езды – до 1500 рублей.
Кроме того, для веловодителей также действуют правила о запрете на порчу дорожных знаков или о загрязнении дорожного полотна. Однако останавливаться на них не стоит, поскольку эти нарушения не являются распространёнными.
Самые распространенные нарушения ПДД при езде на велосипеде
А теперь посмотрим, какие нарушения чаще всего допускают владельцы велосипедов. Согласно статистике, наиболее распространены следующие проступки:
Езда по пешеходным переходам. Эта самоубийственная практика, к сожалению, распространена среди российских велосипедистов. Нужно помнить: ни велосипед, ни автомашина не могут резко затормозить – а из-за скорости велосипедист уязвим даже больше, чем пешеход.
Езда без тормозов. Тормозные системы утяжеляют велосипед и мешают быстрому разгону, поэтому многие их либо демонтируют, либо не ставят (если штатно велосипед тормозами не оснащён). Однако это тоже вариант самоубийства.
Помеха пешеходам. Ездить по тротуарам в определённых случаях разрешено, но если при этом велосипедист мешает прохожим, он должен не сигналить звонком, а спешиться и вести своё ТС.
Причинение вреда здоровью пешехода. За это предусмотрен штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.
Нужно помнить: велосипедист – такой же участник движения, как и водитель автомобиля или мотоцикла. Поэтому он должен соблюдать ПДД в полной мере.
Изменения в ПДД по части велосипедистов в 2019 году
Совсем недавно Правила были изменены в части знака «Шипы», других условий, по инвалидам. Но уже имеются изменения ПДД, которые расширяют права пешеходов и велосипедистов. Например, введено новое понятие «Велосипедная зона». В ней велосипедисты имеют большое преимущество, а водители авто должны уступать им. Кроме того, изменены еще несколько пунктов. В сравнительной форме узнаем о новых изменениях в правилах для велосипедистов.
Новое для велосипедистов
Точнее сказать, изменения коснулись не только этой категории участников, но и остальных водителей. Но в большей степени изменены преимущества именно велосипедистов. На официальном сайте Правительства РФ выложено Постановление 1478 от 2018 года.
Наиболее существенные нововведения:
- Появилось новое понятие «Велосипедная зона». Она указывается специальным дорожным знаком, которого раньше не было. В связи с изменениями, теперь в велосипедной зоне можно ехать не быстрее 20 км в час. Велосипедистам в этой зоне должны уступать место водители мотоциклов и машин. Даже пешеходы, переходя дорогу, не имеют перед ними преимущества.
- Правила предоставляют еще больше прав велосипедистам в плане стоянки и остановки возле велосипедных дорожек, а также некоторых преимуществ.
Вступление в законную силу
На момент публикации обзора изменения в Правилах в рассмотренной части пока в законную силу не вступили. Новое постановление было опубликовано только на правительственном сайте. Для начала его действия требуется публикация на портале Pravo.gov.ru, но этого пока не произошло. Если зайти на данный сайт и через форму поиска попытаться найти постановление 1478, то ничего найдено не будет.
Ниже разберем все изменения, внесенные в Правила Постановлением №1478, по порядку. Как было сказано выше, они коснулись велосипедистов и водителей авто.
Велосипедная зона
Название введено в ПДД в пункт 1.2. Он устанавливает, что означает велосипедная зона. Это место, служащее для езды водителей велосипедов. Начало и конец данной зоны обозначаются специальными знаками, показанными ниже.
Знаки велосипедной зоны
Новые знаки выглядят в следующем виде:
Пешеходы могут переходить где угодно
Зону движения велосипедов по новым Правилам сделали своеобразным исключением для пешеходов. Теперь они могут переходить ее в любом месте. Это дополнение внесено в пункт ПДД №4.3, где указаны все ограничения по переходам.
Ограничение скоростного режима
На велосипедных дорожках скорость движения теперь стала такой же, как была предусмотрена для дворов. Она не может быть выше 20 км в час, о чем внесены изменения в ПДД в пункт 10.2. Ранее в нем было указано, что в населенных пунктах допускается движение транспорта со скоростью не выше 60 км в час, а во дворах и в жилых зонах – не выше 20 км в час. Теперь к последним территориям добавлены еще и велосипедные зоны.
Введен новый пункт
В правила ввели новый пункт под номером 24.11, который относится к требованиям для водителей велосипедов. Согласно ему, установлены следующие условия именно для велосипедной зоны:
- После изменений в Правилах, велосипедисты теперь имеют преимущество перед другим транспортом, например, автомобилями.
- Разрешено ездить по всей ширине зоны.
- Пешеходам допускается переходить велосипедную зону во всех местах, при условии соблюдения пунктов ПДД от 4.4 до 4.7. Они должны учитывать наличие зеленого сигнала светофора, не создавать помех движению велосипедов, долго не задерживаться на дороге. При приближении автомобиля с проблесковым маяком и сиреной, пешеходы должны уступать ему дорогу.
Новая разметка велосипедной зоны
Последним новшеством является новая разметка на дороге за номером 1.24.6. Она обозначает начало велосипедной зоны. По внешнему виду разметка напоминает знак 5.33.1.
Другие новшества для водителей велосипедов
Новые изменения введены и в мелких деталях ПДД. Это касается приведения в соответствие с другими законами, а также с пунктами настоящих Правил.
Запрещение остановки
В изменениях есть уточнения, в каких именно местах запрещается остановка автомобиля. В этот перечень теперь вписаны велосипедные дорожки.
По новым правилам остановка запрещена в тех местах, где автомобиль закроет от остальных водителей светофор, знаки или создаст помехи другим машинам, в том числе на велосипедных дорожках. Кроме того, останавливаться нельзя ближе 5 метров от пересечения велосипедной дорожки с дорогой для автомобилей, либо в случае создания помехи пешеходам.
Движение велосипедов во дворах
Даже по старым Правилам не все знали о запрещении проезда дворов без остановки насквозь. Нужно было обязательно останавливаться. После начала действия изменений, для велосипедистов аналогичного запрещения не будет. Об этом сказано в новой редакции пункта 17.2. Такие нарушения практически не выявлялись сотрудниками ГИБДД, поэтому это новшество можно назвать бесполезным.
Поворот велосипедистов налево на дороге
Изменения касаются в части движения по многополосной дороге. По-новому водителям велосипедов разрешают поворачивать налево с правой части дороги и разворачиваться. Но это разрешение действует при условии, если дорога расположена далеко от велосипедной зоны.
Где можно ездить на велосипеде
В ПДД велосипедистов касается несколько пунктов из раздела 24. Рассмотрим подробнее, что допускают Правила.
Водители велосипедов после 14 лет могут ездить в следующих местах:
- По полосе для велосипедов, по велопешеходной дорожке.
- По проезжей части дороги справа.
- Могут двигаться по обочине.
- По пешеходной дорожке или тротуару.
Каждый следующий пункт предполагает, что предыдущих условий нет. По тротуару можно ездить, если нет обочины, либо невозможно ехать по правому краю или нет полосы для велосипедистов.
Кроме этого, существуют некоторые исключения из указанных условий:
- По проезжей части разрешено ехать на велосипеде, если его ширина, либо закрепленный на нем груз в ширину больше 1 метра.
- Если велосипедисты едут целой колонной, то допускается ехать по проезжей части.
- Допускается ездить по пешеходной дорожке, если вы сопровождаете детей до 14 лет, который управляет велосипедом, либо везете ребенка, возраст которого не более 7 лет.
Если велосипедисты едут в два ряда, то ширина велосипеда по габаритам не должна быть более 75 см. Колонна делится на группы по 10 человек при одном ряде, или по 10 пар в два ряда. Для обеспечения возможности обгона другому транспорту, между группами должно быть расстояние не менее 80 метров.
Особенности расположения
Малолетние велосипедисты 7-14 лет могут ехать в пешеходных зонах, по велопешеходным дорожкам, а также тротуарам.
Велосипедисты, являющиеся учащимися школ, не должны ездить по обочине, проезжей части дороги.
Дети до 7 лет могут ехать только совместно с пешеходами, то есть, в тех местах, где разрешено ходить пешеходам (тротуары, пешеходные зоны и т. д.). поэтому сегодня велосипедисты могут ездить по обочинам дорог, тротуарам. В таких случаях предъявляются специальные требования по пункту 24.6 ПДД. Он говорит, что если велосипедист на тротуаре или в пешеходной зоне мешает другим людям, то он должен пойти пешком, и выполнять правила для пешеходов.
Следующий пример наглядно показывает преимущества и права каждого участника движения. Например, по тротуару двигаются велосипедист и автомобиль (иногда правила это разрешают). Если они между собой столкнутся, то оба будут признаны виновными. А если велосипедист слезет с велосипеда, и пойдет пешком, то вины на нем не будет. В результате ему не придется платить за ремонт машины.
Так пункт 24.6 Правил указывает, что при аварии на тротуаре в числе виновников в любом случае оказывается велосипедист. На некоторых дорогах имеются специальные полосы, которые предназначены для велосипедистов. Они обозначаются специальными знаками. По ним можно ездить только на мопедах и велосипедах. Другой транспорт заезжать на них не должен.
Полосы для общественного транспорта
По данным местам велосипедисты могут ездить согласно пункта 18.2 ПДД. Они также обозначаются специальными знаками. Если такие знаки отсутствуют, а полоса имеется, то велосипедисту запрещено выезжать на нее.
Что больше нарушают велосипедисты
Популярными нарушениями велосипедистов является езда по встречной полосе, либо по пешеходному переходу. В таких случаях они забывают, что являются водителями, а не пешеходами. Оба случая представляют большую опасность на дороге. Особенно актуально это для второго случая.
В таких ситуациях часто гибнут дети, но автовладельцы не будут виноваты. Они обязаны уступать только пешеходам, а не водителям. Этот транспорт может достигать скорости 40 км в час и более. Поэтому они иногда неожиданно появляются на дороге. Автомобилистам нужно быть внимательнее в летнее время, и контролировать велосипедистов при их движении по дороге.