Нужно ли проходить послерейсовый медосмотр водителей

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

Обязательный журнал послерейсового медицинского осмотра водителей, образец 2017 размещен далее, составляется в конце каждой смены в целях наблюдения за состоянием здоровья лиц, имеющим доступ к управлению транспортными средствами. В чем состоит сущность таких мероприятий? Кто назначается ответственным лицом за их организацию? В каком порядке заполняется документ в 2017 году? Поговорим обо всех нюансах подробнее.

Послерейсовый медосмотр – разберем, кто обязан его проходить

Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие выполнение медосмотров для водителей:

  1. Закон по безопасности ДД (дорожного движения) № 196-ФЗ от 10.12.95 г.
  2. Статьи 212-213 ТК РФ.
  3. Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г., утверждающий Порядок осуществления медосмотров различного назначения – предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных.

Организацией медосмотров на соответствие персонала норме занимается предприятие-работодатель, а если освидетельствуемое лицо уклоняется от участия в таких мероприятиях, допуск на работу закрывается. Порядок действий при проведении осмотров регламентируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.95 г. с актуальными изменениями. Согласно п. 2 стат. 23 обязательный послерейсовый медосмотр осуществляется в течение всей продолжительности занятости водителя, вне зависимости от его стажа работы, если деятельность по перевозке связана с транспортировкой пассажиров или грузов, признанных опасными.

В данном случае под перевозкой людей-пассажиров подразумевается перевозка других граждан помимо водителя, включая сотрудников организации-перевозчика. Таким образом, на прочих водителей, не занимающихся транспортировкой людей или опасных грузов, подобное требование о выполнении регулярных послерейсовых осмотров не распространяется. Оказанием услуг по осмотрам занимаются специальные аккредитованные медучтреждения, получившие лицензию на этот вид деятельности. Предварительно необходимо заключить договор с ЛПУ на услуги по медосмотру.

Обратите внимание! Помимо обязанности спланировать, организовать выполнение и последующий контроль работодатель должен оплатить сотрудникам дни, потраченные на прохождение осмотров в размере среднего заработка и по принятой в компании системе оплаты труда.

Согласно разъяснениям Минздрава в Письме № 2510/9468-03-32 от 21.08.03 г. организовать прохождение медосмотров можно различными способами по выбору работодателя. Это прием по трудовому договору в штат предприятия медицинского работника. Или заключение договора на услуги с медучреждением (обязательно приложите копию лицензии для экономического обоснования расходов компании). Либо по п. 8 Приказа № 835н перевозчик может самостоятельно оформить соответствующий код ОКВЭД на выполнение осмотров, получить разрешительную лицензию и проводить освидетельствование водителей собственными силами (также требуется наличие медицинской единицы в штате предприятия).

Какие действия выполняет медработник во время осмотра водителей:

  1. Проводит сбор анамнеза – собирает данные о текущем самочувствии, жалобах и недомоганиях, проверяет состояние здоровья на момент осмотра. Для этого измеряется давление, температура тела, выполняется визуальный осмотр внешнего вида, кожных покровов и т.д.
  2. Особое внимание уделяется измерению артериального давления. Если показатели оказываются вне пределов нормы, исследование повторяется: только полученный дважды результат (с промежуточным интервалом в 20 мин.) может служить основанием для отказа в выходе на работу.
  3. Выявляются признаки алкогольного, наркотического и токсикологического опьянения. При необходимости используется лабораторная и/или инструментальная диагностика с замером количества выдыхаемого человеком алкоголя. Если же выявляются признаки опьянения, а результат оказывается отрицательным, возможно дополнительное исследование мочи на содержание соответствующих веществ.

По полученным результатам медсотрудник выносит заключение о наличии/отсутствии противопоказаний и дальнейшем допуске/отстранении от выполнения рабочих обязанностей.

Важно! Норма о необходимости выполнения послерейсовых осмотров касается и предпринимателей при управлении ими транспортом (п. 3 Приказа № 835н).

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

С введением в действие Приказа № 835н послерейсовый медосмотр водителей обязателен, как и ранее, в случае управления транспортным средством отдельными категориями работников, утвержденных законодательством РФ. При этом участие в такой процедуре обязательно для всех лиц, самостоятельно эксплуатирующих автомобили, включая ИП (п. 4 стат. 23 Закона 196-ФЗ). Регулярные медосмотры перед сменой, рейсом обязательны для всех водителей, а систематическое участие в осмотрах после смены/рейса требуется только для граждан, перевозящих людей (опасные грузы).

Окончательно определена и конечная цель медицинских мероприятий – установление факта опьянения или заболевания, который служит основанием для отстранения сотрудника от работы. Алгоритм действий медработника во время осмотра не поменялся. Но отстранить водителя от работы при выявлении противопоказаний вправе только медработник с высшим образованием. Если же уровень образования соответствует средне-профессиональному, такой специалист должен направить пациента в медучреждение, где решается вопрос об оказании помощи и оформляется заключение с оценкой состояния водителя (п. 13 Приказа 835н).

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Послерейсовый медосмотр для водителей – новый закон 2019?

Постоянный контроль за здоровьем работников, занятых перевозкой пассажиров и опасных грузов, является обязанностью руководства организации. Для этого проводятся регулярные медицинские осмотры. Расскажем о том, как организовать послерейсовый медосмотр для водителей, и какие нововведения ожидаются в 2019 году.

Из статьи вы узнаете:

Кто обязан проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовое медицинское освидетельствование надо пройти всем водителям, в течение смены перевозящим опасные грузы или людей. Это обязанность работодателя и проводится за его счет, заставлять сотрудников оплачивать данную услугу незаконно (п. 5 Закона № 196-ФЗ).

Скачать документы из статьи:

Ранее перечень опасных грузов регламентировался Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Приложение № 7.3). Но они были отменены. В настоящее время правила классификации и перевозки опасных грузов установлены Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 12.12.2017, с изменениями от 16.03.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Читать еще:  По истечении какого срока сгорают штрафы ГИБДД

С пассажироперевозками тоже не все однозначно. Понятно, что водители автобусов, например, всю смену перевозящие людей, должны подвергаться послерейсовым осмотрам. А если речь идет о водителе директора, например? Он не работает по договору перевозки, это условия его трудового контракта.

Ответ найдем в судебных решениях по этому вопросу (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2008 по делу № А82-9455/2007–29, ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009). Они однозначны: послерейсовый осмотр необходим. Неважно, что перевозки проходят в служебных целях, а не для перемещения граждан. Точно также индивидуальный предприниматель, который ездит на собственной машине, должен проходить медосмотр (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Порядок проведения послерейсового медицинского осмотра

Послерейсовый осмотр похож на тот, который проводится перед началом рабочей смены, но есть и некоторые отличия.

Врач, осматривая водителя после рабочей смены, имеет две основных цели:

Во-первых, это контроль за здоровьем сотрудника. Важно вовремя заметить начало профзаболевания или отравления, определить влияние вредных и опасных факторов. Для этого медик опрашивает о самочувствии работника в целом, смотрит на состояние кожи, походку, оценивает показатели артериального давления, измеряет пульс и температуру тела.

Во-вторых, послерейсовые осмотры позволяют выявить сотрудников, употребляющих во время работы алкоголь или другие психоактивные вещества. Если врач заподозрил алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение, он вправе провести проверку мочи и выдыхаемого воздуха. В том случае, когда водитель отказывается проходить освидетельствование или результаты проверки подтвердили опасения врача, составляется специальный акт.

Что нужно знать о периодическом медосмотре водителей

Какие виды медосмотров должны проходить водители транспортных средств? Как правильно оформить документы и вести учет медосмотров? Какие организации могут проводить медосмотры? В этой статье ответы на все вопросы, касающиеся медицинских осмотров водителей.

Медосмотр водителей – обязательная процедура, установленная законодательством. Эта категория работ сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Водители отвечают не только за собственную безопасность, но также за пассажиров и других участников дорожного движения.

Правовое регулирование медицинских осмотров водителей

Общие положения о медосмотрах водителей установлены Трудовым кодексом:

  1. Ст. 213 ТК РФ требует проводить предварительные медосмотры работников, занятых на опасных и вредных работах, а также тех, чья деятельность связана с движением транспорта. Для отдельных категорий работников обязательны медицинские осмотры в начале или в конце рабочей смены (предрейсовые медосмотры). Здесь же содержатся требования на проведение психиатрического осмотра для определенных категорий работников.
  2. Ст. 328 ТК РФ регулирует процедуру приема на работу сотрудников, связанных с движением транспортных средств. Во втором абзаце указано требование о проведении медицинского осмотра работников, непосредственно связанных с движением транспорта.
  3. Пункт 4 ст. 23 закона 196-ФЗ устанавливает требование о прохождении медосмотра для предпринимателей. Если ИП планирует самостоятельно управлять автомобилем, который будет осуществлять перевозки, он обязан проходить медицинские осмотры по установленному графику, как и наемные работники.
  4. Ст. 23 закона 196-ФЗ определяет порядок, требования и периодичность прохождения медосмотров для водителей, в том числе внеочередные освидетельствования. При выявлении признаков заболеваний или состояний, которые служат медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами, обязателен внеочередной медосмотр.
  5. Приказ Минздрава РФ № 302н устанавливает перечень работ, при которых обязательны предварительные и периодические медосмотры. В него входит и работа водителей автомобилей и автобусов (наземных транспортных средств). В п. 48 Приложения № 3 к приказу есть список противопоказаний к управлению транспортными средствами. Список функциональных и лабораторных исследований, необходимых при медосмотре водителей отражен в Приложении № 2.
  6. Приказом №835н Минздрава РФ установлен новый порядок проведения предрейсовых медосмотров водителей. С 1 мая 2015 года на путевом листе водителя обязательно должна стоять пометка о том, что водитель допущен к работе медицинским работником.

Виды периодических медицинских осмотров водителей транспортных средств

Все виды медосмотров водителей разделены на несколько категорий:

  1. Первичный медосмотр при трудоустройстве – обязательная процедура при оформлении на работу любого водителя. Медосмотр нужен для подтверждения физического и психического здоровья и отсутствия противопоказаний для управления транспортным средством.
  2. Периодический медицинский осмотр – регулярная проверка состояния здоровья водителей. Проводится с периодичностью один раз в два года. Если после последнего медосмотра прошло более 2 лет, водитель к работе не может быть допущен.
  3. Предрейсовые осмотр – обязательно освидетельствование водителей, которое проводится непосредственно перед началом рабочего дня или выходом в рейс.
  4. Послерейсовый осмотр требуется не всем категориям водителей, а лишь тем, кто перевозит опасные грузы и пассажиров.
  5. Внеочередные медосмотры – внеплановый осмотр водителей проводится при наличии показаний или по инициативе самого работника. Направление на внеочередной медосмотр выдает работодатель.

Ответ на вопрос, как часто проходить медосмотр водителям, чтобы не возникало спорных ситуаций, прост:

  • каждый водитель обязан проходить комиссию не менее одного раза в 2 года;
  • медкомиссию нужно проходить при оформлении на работу, связанную с управлением транспортным средством, независимо от вида перевозок и характера работы;
  • предрейсовые осмотры обязательны для водителей, выходящих на работу ежедневно или по сменам;
  • послерейсовые осмотры установлены для отдельных категорий водителей.

Как оформляются предварительные и периодические медосмотры водителей

Предварительные и периодические медицинские осмотры для водителей должны проводиться в медицинском учреждении, имеющем лицензию на данный вид услуг.

Для прохождения медосмотра водителю выдается под роспись направление, в котором указывается:

  • название организации или ИП;
  • форма собственности и код ОКВЭД;
  • название медицинского учреждения, фактический адрес и ОГРН;
  • вид медосмотра (первичный, периодический или внеочередной);
  • ФИО и дата рождения работника;
  • название структурного подразделения;
  • должность, вид работы, стаж;
  • вредные или опасные факторы работы.

Документ подписывает руководитель организации или ответственное лицо. Данные о направлении на медосмотр вносятся в специальный журнал. При обращении в медицинское учреждении нужно направление и паспорт. Медосмотр включает проведение лабораторных и инструментальных исследований, психиатрическое освидетельствование и общее обследование у основных специалистов.

В конце обследования медицинская организация оформляет заключение по результатам всех исследований в двух экземплярах. Один экземпляр выдается на руки водителю для передачи работодателю, второй прикрепляется к амбулаторной карте работника и хранится в поликлинике.

Читать еще:  Штраф за сквозной проезд через жилую зону

Работодатель обязан вести журналы учета медосмотров водителей – периодических, предрейсовых, послерейсовых осмотров. Обязанности по ведению журналов возлагается на инженера по охране труда или лицо, ответственное за технику безопасности. На периодический медицинский осмотр водителей надо отправлять не позднее, чем за 2 месяца до окончания двухгодичного срока после предыдущего обследования.

Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей?

8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

  • 18.04.2019
  • Опубликовано: expert123.ru
  • Категория: Безопасность дорожного движения (БДД)

Обучение БДД ВОПРОС: нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд?

ОТВЕТ: Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет. Организации, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей. Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб). А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н.
За привлечение к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр, а также за нарушение порядка проведения обязательных осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.

Обратите внимание: по общему правилу обязательно проводить предрейсовые медосмотры только сотрудников, которые работают в должности водителя. Однако, если сотрудник не является по должности водителем, но фактически его работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, он обязан проходить предрейсовые медосмотры. Например, это курьеры, которые занимаются доставкой на служебном автомобиле, или менеджеры, работа которых связана с постоянными разъездами (п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ст. 213 ТК, постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Если сотрудник, который не является по должности водителем, периодически использует личный транспорт для нужд организации, он не обязан проходить предрейсовые медосмотры. Однако в целях безопасности по соглашению с сотрудником такие медосмотры можно проводить. Кроме того, с таким сотрудником можно заключить допсоглашение, по которому возложить на него дополнительные обязанности водителя. В этом же допсоглашении пропишите обязанность проходить медосмотры.

ПОСЛЕРЕЙСОВЫЕ ОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?

Резюме. Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из приоритетных задач государства. Важная роль в решении этой задачи отведена медицинским работникам. На них возложена обязанность по допуску граждан к управлению транспортными средствами. Одна из форм такого допуска — проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Однако послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся не всегда, и причина этого — недостаточная урегулированность данного вопроса на законодательном уровне. В статье исследована проблема послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и обоснована необходимость их обязательного проведения.

Медицинский осмотр водителей транспортных средств является одной из наиболее важных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Действующим законодательством предусмотрены три вида медицинских осмотров водителей транспортных средств: предрейсовые, послерейсовые и текущие (ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» N 169-ФЗ).

Однако в ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» говорится об обязательности проведения в отношении водителей транспортных средств лишь предрейсовых медицинских осмотров.

В связи с этим в практической деятельности как учреждений здравоохранения, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, возникают вопросы относительно проведения послерейсовых медицинских осмотров водителей.

В частности, актуальным является вопрос, должны все-таки проводиться послерейсовые медицинские осмотры водителей или нет. Для ответа на него необходимо провести анализ действующего законодательства и дать правовую оценку имеющимся точкам зрения.

Послерейсовый медицинский осмотр как лицензируемый вид медицинской деятельности впервые был введен постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30. Этим постановлением утверждено действующее до настоящего времени Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее — новое Положение).

При этом в Перечне работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемся приложением к новому Положению, он указан вместе с предрейсовым медицинским осмотром.

По этой причине получение лицензии на проведение только предрейсового медицинского осмотра или только послерейсового медицинского осмотра невозможно. Следовательно, эти два вида медицинского осмотра следует рассматривать как одно целое, т.е. как одну медицинскую услугу.

Соответственно, и предметом договоров учреждений здравоохранения с организациями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны быть одновременно и предрейсовый, и послерейсовый медицинские осмотры.

Обязательность проведения как предрейсового, так и послерейсового медицинских осмотров находит свое подтверждение и в приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152, которым утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов».

Согласно п. 7 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в путевом листе обязательно должны указываться дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя. Данное требование распространяется на всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с п. 2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», такой порядок заполнения путевых листов должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Из этого следует вывод, что для соблюдения установленного порядка заполнения путевых листов все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, обязаны организовывать проведение водителям и предрейсовых, и послерейсовых медицинских осмотров.

Между тем в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» говорится о необходимости обязательного проведения только предрейсовых медицинских осмотров.

Приложением к этому письму являются Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденные Минздравом РФ совместно с Минтрансом РФ.

Согласно Методическим рекомендациям, текущие и послерейсовые осмотры проводятся только в отношении водителей из так называемой «группы риска», порядок проведения таких осмотров устанавливается руководителями организаций.

Читать еще:  С какой мощности платится транспортный налог

Заметим, что письмо не является нормативным актом, а следовательно, не имеет обязательной силы. Методические рекомендации не утверждены нормативными актами (приказами, постановлениями), поэтому также не являются обязательными для исполнения.

Следует обратить внимание, что Методические рекомендации были разработаны Минздравом РФ и Минтрансом РФ в соответствии с действовавшим до 2007 г. Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 (далее — старое Положение). Старым Положением не был утвержден Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, и лицензируемые виды медицинской деятельности определялись в соответствии с Номенклатурой работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской деятельности, утвержденной приказом Минздрава РФ от 26.07.2002 N 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности».

В эту номенклатуру были включены работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств (06.034). Работы и услуги по послерейсовым медицинским осмотрам номенклатурой предусмотрены не были.

Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, действовавшему в период с 21.05.2001 по 04.07.2002, также были предусмотрены лишь предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Действовавшее до 2001 г. Положение о лицензировании медицинской деятельности (постановление Правительства РФ от 25.03.1996 N 350) предусматривало, что перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, утверждается Минздравмедпромом РФ.

Приказом Минздравмедпрома РФ от 01.07.1996 N 270 был утвержден временный перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию. В этот перечень было включено освидетельствование на профпригодность, в т.ч. состояние здоровья водителей. Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры как лицензируемые виды медицинской деятельности в нем отсутствовали.

Таким образом, до 2007 г. (до утверждения нового Положения о лицензировании медицинской деятельности) предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств существовал как самостоятельная, отдельная услуга.

По этой причине в 2003 г. Минздрав РФ и Минтранс РФ разработали рекомендации только для предрейсового медицинского осмотра, обязательного для всех без исключения водителей, и установили, что послерейсовые осмотры проводятся лишь водителям из «группы риска».

Тем не менее, уже тогда послерейсовые медицинские осмотры были обязательными для одной категории водителей — водителей автобусов. Согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, водители автобусов подлежат как предрейсовому, так и послерейсовому медицинским осмотрам.

Авторам Методических рекомендаций следовало это учесть, поскольку разработанный ими документ в части водителей автобусов оказался противоречащим нормативному акту-приказу Минтранса РФ.

При разработке Методических рекомендаций Минздрав РФ и Минтранс РФ ориентировались также на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон). Ст. 20 Закона предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Между тем в ст. 23 Закона говорится о том, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств и т.д.

Это противоречие и породило споры относительно обязательности проведения послерейсовых осмотров всех категорий водителей.

Системное толкование перечисленных выше нормативных актов позволяет сделать следующие выводы.

Из сопоставления положений ст. 20 и 23 Закона следует, что порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров должен определяться в соответствии с подзаконными нормативными актами. В частности, в отношении водителей автобусов он был определен приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2.

Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» и приложение к нему — Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» нормативными актами не являются и не могут устанавливать обязательный для исполнения порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров, тем более с учетом нового Положения о лицензировании медицинской деятельности и «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

Анализ двух последних документов, являющихся нормативными актами, свидетельствует о том, что предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей представляют собой одну медицинскую услугу, которая должна выполняться в отношении всех водителей транспортных средств.

Таким образом, в настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения как предрейсовые, так и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Иная точка зрения основана на буквальном толковании ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» — обязательным является лишь предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств.

Что касается приказа Минтранса России, то он, по мнению сторонников «необязательности» послерейсового медицинского осмотра, противоречит нормам Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в части обязательного указания даты, а следовательно, и проведения послерейсового медицинского осмотра.

Эти доводы сторонники «необязательности» проведения послерейсовых медицинских осмотров намерены положить в основу заявления об оспаривании приказа Минтранса России 18.09.2008 N 152. Рассмотрение такого заявления подведомственно Верховному суду РФ, и, возможно, окончательная точка в возникшем споре будет поставлена высшей судебной инстанцией страны.

Пока же вопрос о том, какое мнение следует считать истиной, остается открытым.

Тем не менее, представляется очевидным и бесспорным то, что проведение предрейсовых осмотров без последующих послерейсовых в определенной степени бессмысленно. После прохождения предрейсового осмотра водитель, зная об отсутствии послерейсового контроля, может употребить алкоголь и продолжить управление транспортным средством.

Результаты послерейсового осмотра могут стать основанием для увольнения водителя, и это является сдерживающим фактором в желании водителя употребить алкоголь в рабочее время и создать тем самым угрозу безопасности дорожного движения.

Послерейсовый медицинский осмотр направлен на укрепление трудовой дисциплины водителей транспортных средств и, как следствие, на обеспечение безопасности дорожного движения. Такой подход к затронутой проблеме является оправданным и полностью согласуется со ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Однако во избежание дальнейших споров относительно проведения послерейсовых медицинских осмотров полагаем, что ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» необходимо дополнить обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения не только предрейсовые, но и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector