Обязанности виновника ДТП при европротоколе
В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?
Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.
Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?
Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.
Выберите тип ТС
Виновник всегда рискует
Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.
Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.
Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.
Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».
Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.
Как избежать проблем?
Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.
В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.
Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.
Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.
Еще один вариант
Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:
«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».
Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.
- Дата и обстоятельства происшествия.
- Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
- Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.
При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.
Неблагоприятный исход
Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.
Пример
В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.
В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.
Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.
Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.
Действия при ДТП — что должен делать виновник после составления Европротокола?
На вопрос о том, что делать виновнику ДТП после составления Европротокола, смогут сразу ответить не все автолюбители, а данный документ имеет свою специфику.
Любой страхователь своего автотранспортного средства должен знать проблемы, которые могут возникнуть после оформления Европротокола.
Правильные действия виновника происшествия помогут избежать серьезных финансовых потерь для него.
Возможные риски
Европротокол при ДТП не зря пришел в Россию из за рубежа, где давно и с успехом применяется. По сути, это цивилизованный способ решение проблемы после аварии без привлечения ГИБДД.
Такой протокол может оформляться только при участии в ДТП двух машин и без серьезных последствий для здоровья участников происшествия. Документ, при наличии бланка у одного из водителей, заполняется добровольно обеими сторонами, когда виновник аварии полностью сознает свою вину. Подробнее о том, в каких случаях оформляется Европротокол при ДТП, можно узнать тут.
Чем же рискует виновник ДТП при согласии на оформление Европротокола? При оценке повреждений на месте аварии стороны соглашаются, что сумма не превышает максимальной страховой выплаты, и подписывают документ. Страховщик производит выплату пострадавшей стороне в пределах компенсаций, положенных по Европротоколу. Однако далее возникает опасность для виновника «попасть» на дополнительные затраты. Больше об особенностях страховых выплат по ОСАГО по Европротоколу при ДТП узнайте в отдельной статье.
Потерпевшая сторона по правилам ОСАГО имеет право на полную компенсацию всех затрат, вызванных устранением повреждений. В ходе ремонта выявляются проблемы, ведущие к значительному увеличению требуемой суммы на его проведение.
В то же время страховщик виновной стороны после проведенной выплаты уже не будет дополнительно возмещать убытки. В этом случае пострадавший обращается в суд, где предоставляет документы о фактических убытках. Суд, как правило, выносит решение в его пользу.
В результате виновник ДТП вынужден платить порой крупную сумму из своего кармана. При этом надо помнить, что при оформлении протокола ДТП с участием ГИБДД эта сумма была бы оплачена страхователем полностью, если она не превышает 500 000 руб. Кроме того, виновник понесет еще и финансовые потери, вызванные увеличением стоимости ОСАГО для него из-за наличия аварии, т.к. коэффициент бонус-малус увеличится.
Видео о возможных проблемах при оформлении Европротокола:
Действия после составления
Произошла авария, в которой один из водителей понимает, что виновником ее является он. Естественно, возникает вопрос о том, надо ли вызывать сотрудника ГИБДД. Для его решения, прежде всего, оценивается реальная обстановка:
- участие только 2-х автомобилей;
- отсутствие серьезных пострадавших среди водителей, пассажиров, пешеходов;
- серьезность повреждения.
Далее, для принятия решения в пользу Европротокола следует реально оценить степень повреждения пострадавшего автотранспортного средства. Не следует доверять только мнению противной стороны. Пострадавший может ошибиться, называя сумму, или умышленно ее занизить для исключения учета износа при определении счета на ремонт.
Больше нюансов о том, что делать виновнику и пострадавшему после составления Европротокола при ДТП, куда обращаться потерпевшему в аварии, узнайте в отдельной статье.
Нужно ли ехать в страховую компанию?
Право способа решения этого вопроса остается за страхователем. В соответствии с Законом об ОСАГО он обязан сообщить о происшествии и направить Извещение страховщику, но, как он это сделает, не регламентируется. Виновник ДТП может поступить следующим образом:
- Лично посетить офис компании и вручить Извещение. В этом случае важно помнить, что факт передачи должен быть четко зафиксирован. Следует обязательно оставить копию Европротокола у себя, а от лица, принявшего подлинник Извещения, получить документ с указанием даты получения.
- Если виновник не может отвезти документ в страховую самостоятельно, он может отправить Извещение страховщику заказным письмом с уведомлением о вручении. На почте обязательно составляется опись вложения.
Обязанности
В соответствии с действующими правилами оформления Европротокола виновник аварии обязан принять следующие меры:
- Совместно с потерпевшей стороной заполнить бланк извещения о ДТП (так правильно называется Европротокол). Документ имеет 2 одинаковые половины, после разделения которых одна остается у потерпевшего, а вторая – у виновника ДТП.
- Заполнить обратную сторону своей половины бланка. Подробнее о составлении извещения о ДТП по Европротоколу узнайте тут.
- Направить свою половину Европротокола в страховую компанию, не позднее 5 суток после аварии (больше нюансов о сроке подачи извещения в СК узнайте здесь). Представить извещение можно путем личного посещения офиса компании или отправления по почте, но чем раньше это произойдет, тем лучше.
- Виновник ДТП обязан после аварии не проводить ремонт или утилизацию автомобиля в течение 15 суток. Данное требование устанавливается подпунктом «з» п.1 ст.14 «Закона об ОСАГО». Кроме того, по первому требованию он должен предоставить машину на осмотр экспертам страховщика в течение 5 суток.
Избежать дополнительных выплат виновнику поможет расписка пострадавшего. В ней он четко должен указать, что размер его претензии не может превышать максимальной страховой выплаты по Европротоколу. В расписке желательно указать дополнительные сведения:
- дата и описание аварии;
- данные об обоих автомобилях и водителях с указанием сведений об их водительских правах.
Последствия неправильных действий
Права всех участников ДТП по Европротоколу и страховой компании регламентируются поправками от 02.08.2014 к Закону об ОСАГО. Страховщик виновника ДТП выплачивает страховую компенсацию в пределах максимальной суммы по требованию компании-страховщика потерпевшей стороны.
После этого к нему переходят все права потерпевшего в части требований к виновнику. В частности у страховщика возникает право рагресса по страховой выплате согласно ст. 14 ФЗ №40.
Регресс, т.е. требование возврата виновником аварии выплаченной суммы, определяется только через суд по иску страховщика. Он может наступить в следующих обстоятельствах:
- Экземпляр Европротокола, оставшийся у виновника и подписанный обеими сторонами, не направлен страховщику. Предельный срок направления извещения составляет 5 рабочих дней после составления Европротокола, разъяснение по этому условию содержится в Информационном письме Банка России от 26.03.2019 N ИН-06-59/26. Документ был отменен Информационным письмом Банка России от 20.09.2019 N ИН-06-59/71.
- Виновник ДТП произвел ремонт своего автомобиля или сдал его на утилизацию за истечения 15-дневного срока с момента аварии. Такое действие оценивается, как сокрытие обстоятельств происшествия. Срок отсчитывается только по рабочим дням (за вычетом выходных и праздников).
- Виновник ДТП не представил свое транспортное средство на осмотр экспертам компании-страховщика в течение 5 суток после получения письменного уведомления. Страховщик имеет полное право провести независимую техническую экспертизу автомобиля для уточнения обстоятельств аварии.
- Обстоятельства общего характера:
- нахождение за рулем в нетрезвом состоянии;
- грубое нарушение ПДД, которое наказывается лишением водительских прав;
- умышленное причинение вреда другому автомобилю.
Все указанные обстоятельства дают право страховщику на регресс страховой выплаты, которая ранее перечислена пострадавшей стороне. Возврату подлежит вся выплаченная сумма, а также судебные издержки.
Что будет, если не сдал извещение страховщику?
В Законе об ОСАГО существует реальная лазейка для страховщика компенсировать свои затраты. В соответствии со ст.11.1 (п.2) виновник обязан известить его в течение 5 дней, а ст.25 четко указывает о праве страховщика отказать в выплате при нарушении обязательств страхователя. Таким образом, задержка даже на 1 день позволяет компании-страховщику прибегнуть к регрессу.
Страховщик подает судебный иск с требованием взыскания с виновника ДТП ранее выплаченной суммы потерпевшей стороне, а эта сумма может достигать 100000 рублей.
Можно попытаться доказать чрезмерность требования тем, что задержка на несколько дней не привела к финансовым потерям страхователя, но шансы выиграть дело минимальны. Придется оплатить еще и судебные издержки, которые могут достигать 1700 рублей.
Избежать регресса можно только при наличии уважительных причин, которые суд готов принять к сведению. Таким образом, если человек, виноватый в ДТП, впоследствии не едет в страховую компанию и не предоставляет Извещение, он может устроить себе серьезные проблемы.
Европротокол при ДТП дает возможность получения страховой компенсации потерпевшим без потери времени на вызов сотрудников ГИБДД на место аварии и оформления соответствующего протокола. Для виновной стороны при ущербе менее максимальной суммы выплаты он также выгоден. Если водитель сознает свою вину, то ему не нужны лишние проблемы с автоинспекцией.
Однако, Европротокол таит в себе и определенную опасность для виновника, связанную с риском последующих выплат из своего кармана. Только правильные действия с его стороны позволяют избежать проблем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Условия для виновника ДТП по европротоколу
Статья о Европротоколе была введена Федеральным законом еще в 2014 году, согласно которому автовладельцы, попавшие в ДТП вправе оформить его без привлечения сотрудников полиции. Но, как и при обычном протоколировании дорожного происшествия, в этом случае возникают две стороны, а именно потерпевший и инициатор.
Если первый в подобном происшествии получит компенсацию в любом случае, при условии действующего полиса автострахования, то виновник ДТП по Европротоколу должен сделать все возможное, чтобы платить пришлось не ему, а страховщику.
Поскольку оформление аварии происходит без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, то для возмещения убытков, причиненного третьему лицу, инициатор происшествия должен соблюсти массу условий. В противном случае, компания вправе отказать выплачивать компенсацию за своего клиента или потребовать с него в дальнейшем уплаченную сумму в виде регресса.
Условия оформления ДТП по Европротоколу в 2019
Несомненно, любой автомобилист, попавший в несерьезное транспортное происшествие не захочет долгих выяснений и разбирательств в присутствии сотрудников ГИБДД, которые вправе выписать штраф за нарушение правил дорожного движения.
Такое право на оформление происшествия самостоятельно дано каждому из участников ДТП, и оно значительно экономит время обоих автовладельцев. Сам же европейский протокол был введен с целью разгрузить движение на автомобильных дорогах.
Такой способ оформления извещения о ДТП спасает тем, что участники движения быстро оформляют протокол указывая обстоятельства происшествия, а затем покидают место аварии, не мешая остальному движению.
Но несмотря на то, что закон о Европротоколе довольно выгоден, не все автомобилисты доверяют ему. Страх остаться без выплаты по ОСАГО подкреплен незнанием процедуры оформления, а также того при каких условиях подобный протокол составляется. Следовательно, автовладельцы вызывают инспекторов ГАИ и ждут, когда они оформят все по протоколу, занимая при этом проезжую часть и мешая другим водителям создавая пробки.
Оформление извещения по протоколу европейского образца возможно только при соблюдении всех условий перечисленных ниже:
- В автокатастрофе повредилось два автомобильных средства и вред нанесен не сильный. Если в ДТП будут участвовать три автомобиля, то такой протокол составлять нельзя и придется дожидаться сотрудников дорожной полиции.
- Повреждения нанесены исключительно автотранспорту, а сами участники происшествия физически не пострадали. Это условие относится и к пешеходам, т.е. пострадавших быть не должно.
- Имущество, перевозимое автомобилистами на момент совершения аварии не пострадало, также как и здания, столбы и памятники.
- Автовладельцы должны быть застрахованы полисом обязательного страхования. Допускается действующий полис «Зеленая карта», если не оформлена отечественная «автогражданка».
- Оба участника схожи во мнении по поводу произошедшего и не желают вызывать на место сотрудников ГИБДД.
- Если же разногласия присутствуют, то оформление извещения возможно только при наличии данных системы ГЛОНАСС у одного из участников аварии.
- При визуальном осмотре повреждения автотранспорта у потерпевшего ущерб не превышает 100 000 рублей.
Действия при ДТП до оформления Европротокола
Поскольку даже несущественный инцидент на дороге причисляется к аварии, то в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии по европейскому протоколу автовладельцы обязаны действовать согласно ПДД. Порядок действий водителей един независимо от того, каковы особенности ущерба и характер повреждений был нанесен или получен в результате столкновения двух автомобилей.
Конечно, обязанности виновника по Европротоколу намного больше чем у потерпевшего, но оба водителя должны соблюдать следующую последовательность действий:
- Обязательно остановитесь и заглушите двигатель своего авто.
- Выставите аварийные знаки и включите световые сигналы, чтобы пострадавших в аварии было меньше.
- Убедитесь, что потерпевшая сторона не получила увечий и травм физического характера. Как говорилось выше, если пострадало здоровье водителя, то ОСАГО по Европротоколу не составляется. В этом случае, если пострадавших нет, необходимо обсудить с потерпевшим детали оформления и предложить запротоколировать инцидент самостоятельно, не привлекая внимания ГИБДД.
- Новые условия оформления ДТП по Европротоколу таковы, что участникам необязательно разделять взгляды по поводу оформления происшествия самостоятельно. Но нельзя забывать, что разногласия не будут учтены только в том случае, если водитель решивший оформить Европротокол при ДТП имеет встроенную систему ГЛОНАСС, которая способна предоставить доказательства об инциденте.
- Если оба участника аварии разделяют мнение по поводу несущественности происшествия, то возможно оформление по Европротоколу.
- Обоим водителям необходимо зафиксировать следы происшествия при помощи фотокамеры или телефона. Обязательно сделать фото места торможения, разбитых частей кузова, а также госзнаки обоих ТС.
- Далее необходимо заполнить извещение, бланк которого выдается страховщиком при покупке полиса ОСАГО. Берется один экземпляр извещения о ДТП и заполняется обоими участниками, каждым в своей колонке.
Действия виновника ДТП по Европротоколу в 2019 году
Если в результате вашей невнимательности участниками дорожно-транспортного происшествия стали другие транспортные средства и пострадали от этого, то инициатива о самостоятельном протоколировании аварии должна исходить от виновника.
Но прежде чем предлагать пострадавшему водителю самостоятельное оформление бланка Европротокола, необходимо помнить про требования, которые предъявляются к подобному виду извещения. Следовательно, если все условия соблюдены, то участники ДТП должны ехать в страховую и предоставить страховщику свою копию извещения, как можно скорее.
При оформлении подобного вида протокола об аварии именно инициатору аварии необходимо делать все правильно и быстро, ведь если не предоставить Европротокол, штраф виновнику ДТП будет равен сумме, которую страховщик выплатит пострадавшему. Чтобы страховая компания продолжала представлять ваши интересы в случае ДТП, полис «автогражданки» должен действовать на момент совершения аварии.
Если нет полиса ОСАГО, Европротокол при ДТП не оформляется, а если участники все-таки оформят его, то в любом случае, виновнику придется платить компенсацию третьим лицам из собственных средств. Но не только действующая «автогражданка» является гарантом того, что виновник не останется без помощи со стороны страховщика.
Так, если виновник не предоставил Европротокол своей страховой компании, то ответственность за возмещение ущерба также ложится на него. Главное, что должен сделать инициатор происшествия — это оповестить своего страховщика о случившимся предоставив для этих целей бланк извещения.
Потерпевшая сторона в любом случае, т.е. независимо от того предоставит ли протокол виновник или нет, получит полагающуюся компенсацию со стороны компании защищающей интересы виновной стороны.
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2019 году
Придя к обоюдному согласию по поводу самостоятельного протоколирования дорожного происшествия, каждый из участников должен заполнить свою сторону извещения.
Процедура заполнения также имеет определенные правила, а именно:
- Используйте только шариковую ручку. Гелевые чернила или карандаш не подойдут, поскольку в первом случае можно их размазать, а во втором стереть.
- Для виновника ДТП Европротокол и его правильное заполнение важнее чем для потерпевшего, следовательно, необходимо проследить, чтобы второй участник аварии не вписал лишнего и указал обстоятельства происшествия аналогичные вашим.
- Характер повреждений и другие обстоятельства происшествия необходимо указывать подробно, но при этом используя такие термины как царапины, сколы, вмятины и т. д.
- Если у участников происшествия есть сомнения по поводу правильности оценки повреждений, то они вправе обратиться к независимому эксперту или аварийному комиссару. Зачастую скрытые повреждения, не выявленные во время составления протокола, восстанавливаться за счет компании виновного страхователя не будут.
- После заполнения лицевой стороны протокола европейского образца, он подписывается участниками аварии и делиться пополам, каждому свою сторону. Подписи ставятся не только на своих частях бланка, но и на стороне виновника/потерпевшего.
- Если потерпевший отказывается подписывать бланк, то придется прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД, которые будут оформлять протокол по стандарту.
- Если же претензий у участников аварии друг к другу нет, то после того как они оформили Европротокол по правилам, с соблюдением и заполнением всех пунктов, указанных в нем, необходимо уведомить о ДТП страховую компанию, поскольку именно она будет осуществлять выплаты потерпевшим.
Что делать виновнику ДТП после оформления Европротокола
Завершение оформления протоколирования происшествия на дороге происходит после того как оба участника аварии предоставят свои экземпляры извещений страховщикам. Если в случае потерпевшего он вправе обратиться как к своему, так и к страховщику, защищающему интересы виновника происшествия, то последнему оповещение страховой компании о случившимся обязательно.
Если виновник не сдал Европротокол, то он рискует тем, что страховщик откажется выплачивать за него компенсацию пострадавшему автовладельцу и расходы в пределах установленного лимита упадут на плечи инициатора аварии.
Также стоит учесть, что в момент аварии автомобиль потерпевшего мог пострадать на сумму большую, чем покрывает протокол европейского образца, а значит пострадавший водитель вправе потребовать с виновника недостающую сумму на ремонт. Чтобы избежать подобных ситуаций нужно взять с потерпевшего расписку о том, что он не имеет претензий к виновнику относительно повреждений, которые, могут быть выявлены после оформления протокола.
Сроки подачи извещения в страховую
Время, в течение которого оба участника аварии должны обратиться к страховщику указано в законе. Так, в течение 5 дней после ДТП виновник обязан, а потерпевший может обратиться в страховую компанию чтобы уведомить ее о случившемся. Инициатор аварии после обращения к страховщику должен получить документ, в котором указывается что страховая компания приняла извещение в указанный законодательством срок.
Если виновник ДТП не привез протокол вовремя, то компания вправе предъявить регрессное требование, согласно которому, страхователь будет вынужден выплачивать компенсацию из своих средств.
Возмещение ущерба по Европротоколу в 2019 году
Как было сказано выше, размер ущерба при оформлении протокола европейского образца должен быть не существенным, а именно не превышать сумму в размере 100 тыс. рублей. Если визуальный осмотр, оценка эксперта и других профессиональных лиц говорит о том, что повреждения оцениваются на большую сумму, то необходимо прибегнуть к оформлению аварии в присутствии сотрудников ГАИ.
Возможные сложности и проблемы
Основная задача, которая ложится на плечи инициатора дорожной аварии это своевременное оповещение страховой компании о произошедшем. Если упустить срок, то к водителю будут применены регрессные требования.
После того как извещение будет принято, обоим участникам ДТП запрещается производить ремонт своих автотранспортных средств, пока страховщик не проведет осмотр и не даст на это разрешение. Если прибегнуть к ремонту ранее 15 дней с момента происшествия, то компания вправе отказаться от выплат. Если такое произойдет, то потерпевшей стороне придется обращаться в суд, чтобы получить деньги на ремонт с виновника.
Опасность европротокола — что, если виновник не предоставил извещение в течение 5 дней?
5 рабочих дней на европротокол и регресс
Обязанность виновника аварии предоставить копию извещения о ДТП при оформлении такового без участия сотрудников ГИБДД чётко прописана в законодательстве об ОСАГО. Но даже многие юристы называют эту обязанность лазейкой для страховых компаний, ведь большинство водителей знать не знают о такой обязанности. Причина здесь в том, что многие водители считают, что знание ПДД достаточно исчерпывающе для движения по дороге на автомобиле, а остальное — удел юристов. Но практика регрессов показывает, что это не так. И одно из наиболее частых незнаний других правовых актов — это как раз обязанность предоставить извещение о ДТП в течение 5 дней в страховую компанию.
Важное изменение с 1 мая 2019 года
Главный риск неисполнения этой обязанности по европротоколу до указанной даты заключался в том, что это давало право страховой компании выставить регресс виновнику.
Но с 1.05.2019 года такое последствие для виновного водителя упразднили. Издан соответствующий Федеральный закон №88-ФЗ, в результате которого соответствующий подпункт «Ж» пункта 1 статьи 14 в законе Об ОСАГО утратил силу. Следовательно, если конкретно ваш страховой случай в виде ДТП случился после 1 мая 2019 года, и вы пропустили 5 рабочих дней для извещения страховой об этом, то регресс будет незаконен.
Что за закон?
Итак, если авария оформлялась по европротоколу, то как виновник, так и потерпевший всё ещё обязаны в 2019 году направить каждый своё извещение в страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Это регламентирует Федеральный закон «Об ОСАГО».
В случае если этого не сделать потерпевшему, то это не будет являться основанием для отказа виновнику. А вот если такое извещение не представит виновник, то его ранее ждал регресс — то есть потерпевший получал выплату, но затем страховая компания взыскивала всю выплаченную сумму в пределах 100 тысяч с виновника.
2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями, причастными к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
А вот выдержка из ФЗ «Об ОСАГО» о праве регрессного требования от страховой компании виновнику ДТП:
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
.
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
(подпункт утратил силу с 1 мая 2019 года)
Почему закон о 5 днях на предоставление европротокола так категоричен?
Хотя такая обязанность виновника предоставить европротокол в течение 5 дней и выглядела как явная лазейка для страховых обогатиться за счёт регресса виновнику, всё же доля логики здесь есть. Дело в том, что при оформлении ДТП с помощью европротокола не привлекаются сотрудники полиции, а фиксация ДТП, его характера, обстоятельств и повреждений производится самими участниками.
В связи с отсутствием при ДТП сотрудников полиции существенно повышается риск мошенничества с подставными ДТП. Согласно Гражданскому кодексу потерпевший вправе обратиться за выплатой в срок общей исковой давности (да, в законе «Об ОСАГО», прямо прописан срок 15 дней для извещения о ДТП, но эта обязанность потерпевшего ни на что не влияет), который составляет 3 года. И, если потерпевший обращается через 3 года, то практически невозможно будет установить по характеру повреждений их причастность к этому конкретному ДТП. А если бы привлекались сотрудники ГИБДД, то они бы зафиксировали повреждения.
Что делать, если не успел подать европротокол в течение 5 дней?
Если Вы виновник и не успели подать европротокол в страховую компанию в течение 5 дней, то шансы оспорить регресс есть, но они очень маленькие, если ДТП произошло до 1.05.2019 г. Дело в том, что любой закон должен основываться на логике и мотивированной части введения того или иного правила. И, если Вы докажете, что характер повреждений потерпевшего не вызывает сомнений (конечно, такое может быть только если потерпевший сам обратился в страховую в разумные сроки), то суд может учесть это и пересмотреть решение о регрессе.
Но шансы такого исхода дел, если Вы не предоставили европротокол в течение 5 рабочих дней, предельно малы, так как, во-первых, Вам придётся доказывать обратное от того, что чётко прописано в законодательстве, а, во-вторых, такое решение судьи может повлечь отмену самой такой трактовки закона, и не каждый судья возьмёт на себя такую ответственность.
И всё же есть несколько решений судо в судебной практике, когда регресс был выигран. Одно из таковых основано на том, что ответственность как виновника, так и потерпевшего, была застрахована в одной и той же компании (Ингосстрах), а потому в иске страховщика было отказано на основании того, что в этом случае последний никаких рисков не понёс и ничего бы не изменилось, представь виновник европротокол вовремя.
За что ещё может быть регресс от страховой при европротоколе?
Да, непредставление своей копии европротокола виновником упразднили. Но есть ещё ряд условий, при невыполнении которых виновнику может быть выставлен счёт в размере выплаченной потерпевшему суммы:
- если будет доказано, что вред был причинён умышленно при наличии вреда здоровью или смерти потерпевшему (если Вы специально врезались в потерпевшего);
- если в момент ДТП виновник был пьян;
- если виновник не был вписан в полис ОСАГО или не имел права управления автомобилем, которым управлял в момент ДТП;
- виновник отремонтировал или утилизировал автомобиль в течение 15 дней после ДТП, не предоставив его для осмотра страховой;
- если истёк срок диагностической карты — только для легковых такси, автобусов, грузовых авто с числом мест более 8 или автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов.
Какие ещё есть обязанности виновника при европротоколе?
Обязанности виновника при оформлении ДТП европротоколом не ограничиваются только предоставлением европротокола в страховую в течение 5 дней. Всего их три. Давайте их перечислим:
- в течение 5 дней после ДТП предоставить в страховую компани свою копию европротокола;
- в течение 5 дней после получения требования от страховой предоставить повреждённый автомобиль для осмотра;
- в течение 15 дней после ДТП не приступать к ремонту своего автомобиля.
Что делать виновнику ДТП после оформления Европротокола, сроки извещения страховщика, возможные риски и негативные последствия
Когда дорожное происшествие незначительное по своим масштабам, последствиям, его участники предпочитают не вызывать ГИБДД, а заполняют извещение в рамках имеющегося полиса ОСАГО. Однако не каждый автовладелец обладает объективным представлением о том, что виновник ДТП по Европротоколу несет ряд обязанностей. Их игнорирование чревато серьезными финансовыми неприятностями.
Поэтому важно не только правильно все оформить на месте аварии, но и следовать предписаниям, которые содержатся в законодательстве об ОСАГО. Они, в том числе, касаются процедуры уведомления страховой компании. Здесь есть определенная последовательность действий.
Данный материал расскажет о правилах поведения виновника аварии при оформлении европротокола при ДТП без присутствия представителей ГИБДД. Описываются возможные риски для водителя. В качестве итогового блока приводится ряд полезных рекомендаций для всех автолюбителей без исключения.
Действия и обязанности виновника аварии при составлении Европротокола
Оформляют уведомление для страховщика оба участника аварии. Чтобы все соответствовало правовым предписаниям в сфере ОСАГО, виновник ДТП по Европротоколу должен совершить определенные действия.
В первые минуты после происшествия необходимо руководствоваться правилами дорожного движения.
Они предписывают водителю оставаться на месте и активировать аварийную сигнализацию. Кроме того, на проезжей части следует поместить специальный указатель. Он должен присутствовать в машине у каждого хозяина транспорта.
В ходе урегулирования возникшей проблемы водитель должен письменно подтвердить свою вину. Затем совместно с обладателем поврежденной машины определяется сумму нанесенного ущерба, делаются снимки с места события, а также создается графическая схема инцидента.
На ней должно быть видно расположение машины виновника на проезжей части в момент столкновения. А также должно присутствовать наименование улиц и обозначение домов, в районе которых случилось происшествие.
Рисунок будет неотъемлемой составляющей извещения по ДТП, которое предоставляется в страховую организацию.
Дальше алгоритм действий следующий. Виновник заполняет свой участок лицевой стороны извещения. Затем самостоятельно заполняется оборотная сторона формы. Использовать следует только шариковые чернила.
После этого его экземпляр вместе с фотографиями, прочими материалами виновный водитель передает своему агенту. Дальше у него существуют такие обязательства.
Законодательство предписывает, что в течение 15 календарных дней с момента аварии (эта дата в расчет не берется) машину нельзя ставить на ремонт. Исключения составляют случаи, когда страховщик письменно предоставляет свое одобрение.
Кроме того, нужно быть готовым для предоставления машины с целью визуального осмотра имеющихся дефектов. Предварительно должно поступить уведомление, изложенное на бумаге.
Срок обращения к страховщику
Что делать после оформления европротокола при ДТП? Виновник дорожного происшествия обязан подать документы в течение пяти дней (рабочих!). Этот срок начинает свой отсчет со следующего дня после произошедшей ситуации.
Например, если ДТП случилось в пятницу, время для посещения офиса компании наступает с понедельника.
Бывает так, что по объективным причинам нет возможности своевременно посетить страховую фирму. Допустим, документ составлен в другом городе. Законодательство предусмотрело и этот случай.
Извещение о ДТП, остальные материалы в рамках пятидневного срока разрешается передать по факсу. Оригиналы же затем следует отправить на адрес офиса заказным письмом. Желательно все сделать в один и тот же день.
Кстати, логика законодателей при установлении сжатых сроков для подачи материалов в страховую компанию все же присутствует. Таким путем создан барьер для оформления страховки по так называемым фиктивным ДТП. Ведь полиция на месте не присутствует, и документально подтвердить действительность происшествия иногда бывает затруднительно.
Доказательства передачи факса и направления корреспонденции рекомендуется сохранить. Так легче отстоять правоту при возникновении возможного спора со страховым агентством.
В чем опасность Европротокола для виновника
Даже, если ДТП зафиксировано по упрощенной процедуре, лицо, причастное к аварии не может полностью гарантировать для себя отсутствие материальных проблем в будущем.
На первый план выходят размер причиненного ущерба второй стороне, правила поведения со страховой компанией. Ниже собраны наиболее распространенные риски для водителя, которыми сопровождается оформление европротокола.
В некоторых случаях грамотные действия могут свести потери к минимуму. И залогом успеха могут стать хорошие отношения с владельцем поврежденной машины.
Чего ждать, если не уведомить страховщика о ДТП и не направить ему извещение
Если виновник ДТП не отправил европротокол в страховую, будут неприятности. Возмещение потерпевшей стороне осуществляет компания, выдавшая полис водителю совершившему аварию.
И если последний не поставит ее вовремя в известность о событии и не подаст страховщику извещение о ДТП, наступают серьезные финансовые проблемы.
Так, организация получает вполне законное право на регресс к виновнику по Европротоколу. Это означает, что взыскивается сумма компенсации, предоставленной пострадавшему.
Для этого страховщик обращается в суд с исковым заявлением. Однако по такой категории имеется срок исковой давности, который составляет стандартные три года. Это время исчисляется с того момента, как была предоставлена страховка второй стороне.
Если виновник не предоставил по письменному требованию страховщика авто для осмотра или приступил к ремонту ранее 15 дней с момента ДТП
По ФЗ об ОСАГО лицо, причастное к дорожно-транспортному происшествию, должно предоставить на осмотр поврежденный автомобиль для изучения. Этот срок составляет 5 рабочих дней со дня получения извещения (срок рассчитывается со следующей даты).
Мораторий на ремонт действует пятнадцать дней. Однако в расчет здесь уже берется календарный промежуток.
Если указанные выше сроки не соблюсти, у фирмы также возникает право предъявить регрессные требования. Поэтому следует готовиться к судебным тяжбам. Чтобы их избежать, можно получить письменное разрешение на досрочное проведение ремонта.
Размер ущерба превысил лимит выплат
На сегодняшний день предельная сумма возмещения в рамках Европротокола в целом по РФ составляет 100 тысяч рублей. При соблюдении определенных условий жители Москвы и Санкт-Петербурга вправе рассчитывать на компенсацию в 400 тысяч.
Однако суммы страховки может не хватить для полного восстановления автомобиля. Тогда разница взыскивается с непосредственного виновника ДТП посредством предъявления иска.
Он же может содержать в себе требования о компенсации потерпевшему морального вреда. К нему ОСАГО не имеет никакого отношения. Поэтому конкретную величину взыскиваемой суммой определит суд на основе всех обстоятельств происшествия.
Ответчик вправе подписать с истцом в процессе судебных слушаний мировое соглашение. Оно ускорит процесс урегулирования имеющихся разногласий.
Рекомендации виновнику, если был составлен Европротокол
Многих водителей привлекает такая схема оформления ДТП. Ведь не нужно давать пояснения представителям ГИБДД и к протоколу по административному правонарушению, обжаловать возможный штраф в суде.
В то же время, у водителя, спровоцировавшего дорожную аварию присутствуют и некоторые риски в схеме с европротоколом.
Чтобы их минимизировать, можно дать следующие рекомендации:
- Нужно иметь при себе несколько бланков извещений о дорожном происшествии. Ведь отсутствие необходимых форм в самый неподходящий момент может только усложнить проблему. Кстати, на сайте можно скачать образец извещения.
- При покупке полиса ОСАГО следует поинтересоваться о наличии филиалов в других городах. Ведь люди часто попадают в ДТП в процессе путешествий или служебных командировок. Тогда важно оперативно наладить коммуникации со страховой компанией. Все контактные телефоны должны быть всегда под рукой.
- Нужно избегать ошибок и исправлений в уведомлении о ДТП. В противном случае могут возникнуть дополнительные проблемы со страховщиком.
- Не стоит пренебрегать фотографиями с места происшествия. Они помогут подтвердить дополнительные обстоятельства страхового случая.
- Если материалы по происшествию на дороге отдает агентству виновник лично, целесообразно подготовить в двух экземплярах сопроводительное письмо. На втором из них сотрудник организации указывает должность, ставит подпись и дату поступления документов. Так можно обезопасить себя от обвинений в просрочке.
- Во многих случаях полезно заручиться от пострадавшей стороны распиской о том, что она не имеет имущественных претензий. Тогда водителю будет легче отстаивать собственную позицию при возможном судебном иске о возмещении материального ущерба.
- Перед передачей извещения о ДТП страховщику лучше оставить у себя его копию. Ситуации могут возникнуть всякие и поэтому копия может выступать в качестве доказательства.
Правила по Европротоколу постоянно меняются. Последние коррективы вступили в силу летом текущего года. Поэтому водителям важно быть в курсе новшеств.
Ведь никто из автовладельцев не застрахован от того, что именно он окажется виновником дорожных неприятностей. А раз так, то нужно быть во всеоружии в юридическом плане.
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!