Как должен представиться сотрудник ГИБДД

Обязанности инспектора ДПС при остановке транспортного средства

Для каждого водителя остановка инспектором ДПС на дороге является неприятным моментом. Дело в том, что мы просто не знаем своих прав и обязанностей полиции на дороге, поэтому всегда боимся получить определенные неприятные моменты от общения с сотрудниками этой службы. На самом деле, стоит изучить законы, связанные с отношениями полицейского и гражданина, поскольку в будущем развитие правового государства подразумевает много важных тонкостей, в частности, взаимодействие с полицией станет нормальным процессом. Поэтому нужно перестать бояться каждой встречи с ГИБДД и воспринимать взмах полосатой палочкой перед вашим автомобилем как возможность пообщаться с человеком и расширить свой круг впечатлений.

Ваша встреча с полицейским может оказаться неприятной только в том случае, если вы нарушили правила. Если же никаких нарушений нет, можно полностью избавиться от страхов и получить вполне адекватные возможности общения с инспектором. Поэтому в первую очередь для спокойного общения в ГИБДД следует прекратить нарушать правила дорожного движения. В нашей стране все больше регулировки дорожного движения приходится на радары и камеры, поэтому нарушать сегодня совершенно не выгодно. Как вы можете убедиться на практике, нарушая правила, вы не выигрываете ни в плане времени, ни в плане денег. Поэтому будьте осторожны и запомните несколько простых правил встречи с сотрудником полиции.

Главные обязанности инспектора ГИБДД при остановке автомобиля

Первым делом, что бы ни случилось, и по какой бы причине ни произошла остановка, инспектор обязан представиться. Вы можете переспросить фамилию и звание, а также переписать номер удостоверения, если вам это необходимо. Предъявить удостоверение сотрудник полиции обязан по требованию. Водитель же имеет право находиться в автомобиле до тех пор, пока полицейский не попросит его выйти для определенных процедур проверки. Передача документов в руки полицейскому — законное требование, вопреки доводам многих псевдоюристов. Также в обязанности инспектора входят следующие действия:

  • вежливое общение с водителем, отсутствие повышенных тонов и окрашенной в негативные эмоции лексики;
  • препятствование незаконным действиям (к примеру, тайная съемка является незаконной, а вот с предупреждением инспектора все становится легальным);
  • соблюдение порядка проверки документов и отсутствие искусственного затягивания времени выполнения проверок;
  • предупреждение о совершенных нарушениях или прочих проблемах, которые присутствуют у транспортного средства или непосредственно водителя;
  • предложение водителю подписать протокол о нарушении правил дорожного движения (можно делать это прямо в автомобиле.

Вас могут попросить выйти из машины только в том случае, если инспектор заподозрит крайне неприятные нарушения. К примеру, для получения оснований медицинского освидетельствования необходимо убедиться, что водитель может находиться в состоянии алкогольного опьянения. Также выйти из машины сотрудники ГИБДД просят в случае совпадений по описанию транспорта с ориентировками на разыскиваемые автомобили. Если вы ничего не нарушали и не воровали автомобиль, можете смело выходить из авто и доказывать, что инспектор не прав. Но лучше обойтись без грубостей, так как права полиции в последние годы значительно расширили.

Как инспектор ГИБДД может проводить досмотр автомобиля?

Одно из самых отъявленных нарушений полиции на дорогах — проведение досмотра транспортного средства. Многие водители интуитивно понимают, что просто так посмотреть их багажник полиция не имеет никакой правовой возможности. Но незнание законов заставляет каждый раз безмолвно открывать крышку багажника и показывать все его содержимое. Инспекторы ГИБДД действительно имеют полное право потребовать досмотр багажника, но в таком случае необходимо соблюдение определенной процедуры, которая гарантирует вам безопасность. Возможно, вы везете очень ценные вещи, а инспектор окажется алчным и захочет их украсть. Процедура досмотра следующая:

  • инспектор формирует нормальный повод досмотра, в частности, происходит розыск автомобиля вашей марки или есть ориентировка на перевозку наркотиков;
  • приглашаются двое понятых из числа прохожих, но никак не полицейские или знакомые инспектора (это могут быть ваши попутчики);
  • багажник открывает владелец автомобиля, инспектор находится на расстоянии вытянутой руки от машины;
  • осмотр происходит только со стороны, полицейский не имеет права запускать руку в багажник и передвигать там определенные вещи;
  • сотрудник ГИБДД может попросить водителя передвинуть или перевернуть какие-либо вещи в багажнике;
  • также полицейский имеет право попросить поднять фальш-пол, чтобы изучить область хранения запаски;
  • по результатам досмотра багажника обязательно составляется документ — протокол досмотра.

Если при всем этом у инспектора возникнет подозрение в том, что вы перевозите запрещенные грузы, он имеет право арестовать вас до выяснения обстоятельств, вызвать группу быстрого реагирования полиции и добавить вам проблем в жизни. В протоколе инспектор описывает процесс досмотра и делает вывод, что подозрительные предметы не обнаружены. Если протокол не составлен, досмотр произведен с нарушениями, вы можете подать жалобу на конкретного служащего дорожной полиции. Впрочем, лично для вас ничего приятного это также не даст.

Что делать, если сотрудник ДПС ведет себя недопустимым образом?

Особенно важен вопрос о том, как поступать в случае неуставного поведения инспектора ГИБДД. Каждый день в интернете появляются новые видео с героями полицейскими, которые останавливают автомобили в нетрезвом состоянии, без документов или разнарядки на патрулирование, а также на личных автомобилях и без жезлов, с претензиями и без уставного представления водителю. Инспекторы используют методы запугивания и прочие неприятные ситуации, которые нередко заставляют водителя испугаться и следовать всем указаниям сотрудника дорожной полиции. В таком случае нужно сделать следующее:

  • вежливо предупредить сотрудника полиции о том, что он нарушает описанные в законе отношения полиции и граждан;
  • по возможности записать его разговор на регистратор или мобильный телефон, предварительно предупредив об этом;
  • закрыть двери и окна автомобиля, чтобы избежать агрессивного проявления со стороны неадекватного инспектора;
  • позвонить по номеру горячей линии ГИБДД (495) 694-92-29 и доложить о сложившейся ситуации;
  • на место выедет патрульная служба, которая быстро разберется с тем, кто и почему виновен в сложившейся ситуации;
  • обязательно дождаться приезда сотрудников полиции, не подпуская к себе неадекватного инспектора;
  • по приезду службы описать все события и показать видео или включить аудио в записи тех событий.

Все это поможет вам легко получить необходимую законную защиту от противоправных действий. Но будьте осторожны. Если инспектор вел себя вполне адекватно, а вы просто решили избежать законного наказания и оклеветать сотрудника ДПС, подобное поведение будет адекватно наказано. Лучше пользоваться горячей линией ГИБДД в явных случаях напора и требования взятки. В таком случае вы все равно не избежите наказания за совершенное нарушение, но сможете защитить себя и других водителей от действий неадекватного инспектора. Вот типичный пример крайне ловкого и не совсем законного поведения инспектора ДПС:

Подводим итоги

Нормальное отношение полиции к водителям сегодня встречается гораздо чаще, чем невероятное хамство и попрошайничество, которое имело место ранее. Сегодня полиция запугана обилием камер и других средств фиксации, жесткие увольнения при требовании взятки являются одним из самых важных неприятных моментов в службе. Поэтому в большинстве случаев ГИБДД старается вести себя нормально. Если же вам встретилось на дороге исключение, дайте знать об этом на горячую линию инспекции. Только так можно своими руками излечить ДПС от хамства и безобразия. Впрочем, таких неприятных проявлений там осталось еще очень много.

Если вы хотите полностью защитить себя от произвола ГИБДД, не нарушайте правила. Когда вы уверены в своей правоте, даже самый искусный требователь взяток получит по заслугам. Но для этого нужно хорошо знать правила дорожного движения, а также понимать все обстоятельства возможного наложения штрафа или конфискации прав на определенный период. Знать свои обязанности также важно, как и обязанности инспектора ГИБДД. Когда был последний раз вашей неприятной встречи с сотрудниками ДПС, и действительно ли что-то поменялось в последние годы?

Главные ошибки водителя после остановки инспектором ГИБДД

Гаишники – особая категория людей! С ними нужно быть вежливым и твердым, настойчивым и деликатным. Следует знать, что можно и чего нельзя при общении с людьми в форме.

Для многих водителей контакт с сотрудником ГИБДД сродни микрострессу, даже если документы на автомобиль в полном порядке, Правила дорожного движения не нарушались, да и неоплаченных штрафов в виде долгового ярма не имеется. Люди нередко паникуют, либо напротив проявляют агрессию и совершают ошибки. Какие?

Только без хамства!

Грубость, пусть и неумышленная – это первое, что может растянуть общение с гаишником. «Командир, а что такое? Тороплюсь, не нарушал же!», – после этой, сказанной в сердцах фразы, можно считать, что вы «приехали». Есть вероятность, что инспектору сильно не понравится сказанное вами, и он из вредности начнет тянуть время, нарочито неспешно проверяя документы и вчитываясь в каждую букву. А затем еще и в багажник заглянет. Истории известны подобные случаи.

Решим все на месте?

Нарушили и хотите, так сказать, финансово загладить свою вину? Тогда помните – дача взятки должностному лицу наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

В патрульных машинах есть видеорегистраторы, а у гаишников – персональные средства видеофиксации. Улыбайтесь, вас записывают на камеру!

Я вам верю, можете не представляться!

После остановки инспектор ДПС должен следовать процедуре – внятно и четко представиться, назвав свою должность, а также причину остановки и по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение. Некоторые водители, увидев взмах полосатой палочки, на «автопилоте» лезут в бардачок за документами, не вслушиваясь в слова инспектора и тем более не требуя предъявить удостоверение. Нам кажется, что если вы вежливо и спокойно переспросите фамилию и должность служивого, то это станет тонким намеком на то, что вы спокойны и юридически грамотны.

Читать еще:  Как восстановить морские документы после длительного перерыва

Требовать удостоверение не будет лишним еще и потому, что на дороге встречаются мошенники, не имеющие отношения к правоохранительным органам. Так что особенно внимательно отнеситесь к нагрудному жетону и удостоверению.

Выйти или остаться?

Инспектор попросил вас покинуть машину и пройти в патрульный автомобиль, а вы согласились?

Ошибка! Гаишник может только попросить, а сидеть в салоне или находиться снаружи – личное дело водителя. В пункте 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2017 года говорится о том, что сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в определенных случаях:

наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза

для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах

когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции

необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника

Выходить из машины необходимо лишь в следующих ситуациях:

Административный протокол о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ

Протокол о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ

Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ

Видео? Мы не в Голливуде!

Мы призываем и автомобилистов, и мотоциклистов при первом же удобном случае приобрести видеорегистратор. Во-первых, девайс в случае чего поможет вам при разборе аварийной ситуации – еще весной 2016 года президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому суды обязаны принимать в качестве обязательного доказательства фото- и видеозаписи при рассмотрении административных дел.

Во-вторых, объектив регистратора, направленный на сотрудника ГИБДД действует отрезвляюще и отбивает мысли о наживе и противоправных действиях. Проверено! Если дискуссия идет за пределами автомобиля, то воспользуйтесь камерой на смартфоне. На всякий случай.

Сделай так, как я хочу!

Инспектор может интересоваться, куда вы едете или как ваше самочувствие, намекая на возможное употребление алкоголя. Иногда звучат довольно странные просьбы показать язык: увидев белый налет, гаишник может принять вас за любителя наркотических веществ, хотя причины для этой особенности могут быть отнюдь не общественно порицаемые. На все эти вопросы и пожелания вы имеет право никак не реагировать или же коротко сказать, что чувствуете себя прекрасно и трезвы как стекло.

Досмотр? Осмотр? Какая разница?!

Разница есть и ее незнание может создать неприятную ситуацию. Осмотр – это визуальное обследование автомобиля и груза без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств. И да – инспектор имеет право его провести. Достаточным основанием для осмотра транспортных средств и грузов является наличие одного лишь подозрения в том, что они используются в противоправных целях.

«Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные (багажник и «бардачок» легкового автомобиля, кузов грузового автомобиля и т.п.). Результаты осмотра отражаются в акте, который составляется в произвольной форме. В случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра транспортного средства и груза при наличии соответствующих оснований сотрудник полиции, вправе произвести досмотр», – говорится в разъяснении. В отличие от осмотра, досмотр транспортного средства осуществляется либо в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. Так что попытки хамить инспектору и доказывание противоправности его действий чреваты переходом на другой «уровень».

Права и обязанности водителя при остановке ТС сотрудником ДПС 2019

Сотрудники дорожной полиции (инспекторы ГИБДД), будучи официальными лицами при исполнении, имеют четкий регламент действий, описанный в Приказе МВД России № 664 от 23 августа 2017 года.

Основываясь на этом Приказе и других нормативных актах, рассмотрим несколько важных вопросов, касающихся деятельности дорожных инспекторов — правила остановки движущихся транспортных средств, перечень ситуаций, при которых сотрудники ГИБДД вправе требовать от водителя выхода из машины, список документов, которые они могут проверять во время остановки транспортных средств, а также ряд других правил, регулирующих общение инспектора и водителя на дороге.

Кто и где вправе останавливать автомобили?

В соответствии с Правилами дорожного движения транспортные средства имеютправо останавливать только регулировщики. В случае грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные пассажирские перевозки, это могут быть и работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Регулировщики обязаны по первому требованию водителей предъявлять свои служебные удостоверения.

Но кто же может выступать в роли регулировщика? Не все водители знают, но речь идет не только о сотрудниках ГИБДД (полицейских), но и о работниках военной автомобильной инспекции, о работниках дорожно-эксплуатационных служб, а также о дежурных на железнодорожных переездах и паромных переправах .

Если регулировщик подал знак, означающий просьбу остановиться, то сделать это необходимо именно в том месте, на которое он указал (плюс-минус пара метров). Даже если в этом месте по Правилам дорожного движения останавливаться запрещено. Однако если это возможно, нужно всегда выбирать место, стоянка в котором не будет мешать другим участникам дорожного движения (пешеходам, водителям), создавая повышенную вероятность возникновения ДТП.

В случае когда регулировщик подал знак об остановке, но не указал конкретное место, стоит останавливаться таким образом, чтобы не нарушать ПДД.

В соответствии с Административным регламентом 2019 года сотрудники дорожной полиции вправе останавливать автомобили для проверки документов водителя в каком угодно месте, не только на стационарных постах ДПС.

Правила остановки водителя сотрудником ГИБДД

Исчерпывающий перечень оснований, по которым сотрудники ГАИ вправе останавливать транспортные средства в 2018 году, изложен в пункте 84 Административного регламента (Приказ № 664):

  1. Нарушение водителем Правил дорожного движения (зафиксировано визуально инспектором или при помощи технических средств, нарушения фиксируемые камерами — отдельная тема.);
  2. Наличие каких-либо свидетельств о том, что водитель или пассажиры могут быть причастны к нарушению ПДД, к преступлению или административному правонарушению;
  3. Наличие сведений о том, что автомобиль используется в противоправных целях или находится в угоне;
  4. Необходимость опросить водителя или пассажиров. В случае, если они являются или являлись очевидцами противоправных действий;
  5. Водителя или пассажиров необходимо привлечь в качестве понятых;
  6. Возникла необходимость в использовании транспортного средства (временное изъятие);
  7. Необходимо временно ограничить или полностью запретить движение транспортных средств;
  8. Необходимо обеспечить быстрый и безопасный проезд специальным автомобилям;
  9. Беспрепятственный проезд карет скорой помощи и автомобилей аварийно-спасательных служб;
  10. Необходимо привлечь водителя или пассажиров к оказанию помощи участникам дорожного движения или сотрудникам ГИБДД;
  11. Проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
  12. Техническая неисправность автомобиля, которая может привести к возникновению ДТП и к другим опасным для жизни и здоровья людей последствиям;
  13. Проверка документов (водительское удостоверение, на транспортное средство, на право управления им, а также на перевозимые грузы);
  14. Проверка документов водителя и пассажиров, если существует подозрение, что они находятся в розыске или совершили какое-либо преступление (или подозреваются в административном правонарушении).

В каких случаях необходимо предъявлять документы?

Как уже было сказано, из всех регулировщиков дорожного движения право требовать у водителей документы есть лишь у сотрудников дорожной полиции (ГИБДД, ДПС). Но какие же именно документы вправе требовать инспекторы ГИБДД? Таких документов всего пять видов (пункт 2.1.1 ПДД):

  1. Постоянно действующее или временное водительское удостоверение (с соответствующими типу транспортного средства открытыми категориями и подкатегориями);
  2. СТС, то есть Свидетельство о постановке транспортного средства на учет в ГИБДД (кроме мопедов и прицепов);
  3. Документы, позволяющие осуществлять перевозку пассажиров и грузов легковыми такси, а также путевой лист, лицензионная карточка и документы на груз. Если же перевозятся громоздкие, тяжеловесные или опасные грузы, то требуются и иные документы, предусмотренные законом;
  4. Справка об инвалидности (для водителей, на чьих автомобилях установлен специальный знак «Инвалид»);
  5. Страховой полис ОСАГО (если транспортное средство подлежит обязательному страхованию).

Получается, что обычный водитель обязан по требованию инспектора ГИБДД предъявлять лишь водительские права, СТС и полис ОСАГО. Остальные документы нужны лишь в особых случаях. Отдельно стоит сказать, что инспекторы ГИБДД сейчас не забирают у водителей водительские права за нарушение ПДД. Такое возможно только в том случае, если есть подозрения в подлинности этого документа. В иных случаях прав можно лишиться лишь после издания соответствующего судебного постановления.

Сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вправе требовать от водителей предъявить лишь лицензионную карточку, товарно-транспортные документы и путевой лист.

Права и обязанности водителей при остановке

В соответствии с должностным регламентом, после остановки транспортного средства сотрудник ГИБДД должен подойти к нему сам (время ожидания сотрудника ДПС водителем жестко не регламентировано), затем представиться (указать свою фамилию, имя и отчество, звание и должность) и рассказать о причинах остановки. Дополнительно инспектор должен изложить суть возникшей проблемы и пояснить действия, которые (по его мнению) должен предпринять водитель.

Передавать документы на автомобиль лично в руки инспектору ДПС вовсе не обязательно, достаточно просто показать их в своих руках или приложить к стеклу. Требовать передачи документов в руки дорожные инспекторы не имеют права. Не стоит и выходить из автомобиля, если на это нет особых причин (и желания).

Сотрудники ДПС и ГИБДД вправе требовать от водителя выйти из транспортного средства только в строго оговоренных случаях:

  • Есть подозрения в том, что водитель находится в состоянии опьянения — алкогольного, наркотического или токсического. Или у водителя, по мнению инспектора, очень болезненный вид;
  • Необходимо провести досмотр автомобиля;
  • Водителю необходимо устранить техническую неисправность автомобиля или нарушения в правилах перевозки грузов;
  • Требуется оказать помощь другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • Необходимо проверить узлы и агрегаты транспортного средства, а также бортовые номера (именно в присутствии водителя);
  • Водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления (нарушения ПДД, административного правонарушения). Или же представляют какую-либо опасность для инспектора.
Читать еще:  Как оспорить эвакуацию автомобиля за неправильную парковку

Особенности составления некоторых протоколов о нарушении ПДД

Есть такие правонарушения, за которые дорожные инспекторы любят привлекать водителей в самую первую очередь или в том случае, когда «зацепиться» больше не к чему. Поэтому стоит знать, как вести себя в подобных случаях и стараться не довести дело до составления протокола и последующей выплаты штрафа. О каких нарушениях идет речь?

  • Непристегнутый ремень безопасности.Если у инспектора ГИБДД нет неопровержимых доказательств того, что вы были не пристегнуты ремнем непосредственно в процессе движения, то всегда можно сослаться на то, что ремень был расстегнут сразу же после остановки. То есть за то время, пока инспектор шел до машины. И пусть попробует доказать обратное;
  • Превышение скорости.В качестве доказательства нарушения скоростного режима на дороге должен выступать технически исправный радар. На нем должно быть четко видно, что замеренная скорость движения относится именно к тому автомобилю, который был остановлен, а сами показания были сняты непосредственно перед остановкой. Если же этих данных нет, то можно смело оспаривать решение инспектора о составлении протокола за превышение скорости;
  • Грязные номера.Хотя в соответствии с техническими регламентами, в том числе с ГОСТ 50577-93, управлять автомобилем с грязными номерами нельзя, зафиксировать это нарушение довольно сложно. Номерные знаки считаются нечитаемыми, если в темное время суток они не видны с расстояния 20 метров даже в свете фонаря дорожного инспектора. То есть для того, чтобы выписать штраф, потребуется создать именно такие условия. На практике это возможно далеко не всегда, поэтому обычно дорожные инспекторы вместо выписывания штрафа лишь просят протереть номера.

Как правильно общаться с дорожной полицией?

Правильные действия водителя при общении с инспектором ГИБДД можно уложить в следующий алгоритм:

  1. Если сотрудник ДПС подал сигнал к остановке, то следует сразу же припарковать автомобиль в указанном им месте, соблюдая все Правила дорожного движения (насколько это возможно);
  2. Если дорога пустая, а за окном темно, то лучше заблокировать двери и включить диктофон или видеокамеру, а затем надиктовать дату, время и место остановки (пока инспектор идет к машине). Использование технических средств разрешено как со стороны водителя, так и со стороны сотрудника ГИБДД. В будущем запись разговора может сослужить очень хорошую службу в суде, если дело зайдет так далеко;
  3. Когда инспектор подойдет к автомобилю, следует приоткрыть окно и запомнить (а лучше записать) его ФИО, звание и должность, а также номер нагрудного жетона. Сотрудник ГИБДД должен рассказать о причинах остановки и о документах, которые он желает проверить;
  4. Если водителя желают привлечь в качестве свидетеля или понятого, то ему обязательно предварительно должны быть разъяснены права и обязанности;
  5. Следите, чтобы инспектор ГИБДД разговаривал понятно, убедительно и без нравоучений. Повышенный тон или раздражение в голосе для него недопустимы. Если он желает обвинить водителя в нарушении ПДД или КоАП РФ, то непременно должен сослаться на пункт и статью соответствующего нормативного акта;
  6. В случае недостойного поведения сотрудника ДПС или нарушения им каких-либо правил общения с водителем, стоит сразу попросить его предъявить свое служебное удостоверение. Аргументировать это следует тем, что на него будет подана жалоба. Удостоверение должно предъявляться в развернутом виде, все данные с него следует записать на бумаге или заснять на фотоаппарат, видеокамеру;
  7. Если водитель желает подать жалобу на инспектора, то последний обязан рассказать, как именно это можно сделать, где находится его отделение ГИБДД и как связаться с дежурным или иным ответственным лицом (сообщить номер телефона). Альтернативный вариант — самостоятельно позвонить в Службу доверия ГИБДД своего региона или по единому общероссийскому номеру 8 (800) 200-53-35;
  8. Выходить из машины следует только при наличии веских оснований.

Садиться в машину дорожной службы (например, для оформления протокола) также вовсе не обязательно. Если выйти из машины все же необходимо, и помимо водителя в автомобиле есть еще пассажир, то лучше взять его с собой в качестве свидетеля. Пусть он все время находится рядом и слушает то, что говорит дорожный инспектор. В большинстве случаев это защищает от незаконных действий со стороны правоохранительных органов.

Какие обязанности имеет сотрудник ДПС на посту и дороге? Как сотрудник и водитель должны себя вести по закону?

Обязанности инспектора ДПС регулируются законодательством так же, как и его права. Он является таким же участником дорожного движения, как и водитель, поэтому общение должно происходить на равных.
Если сотрудник дорожной полиции превышает свои полномочия, вы вправе подать на него жалобу, но для этого знание его прав и обязанностей необходимо. В представленной статье мы разберем, как должен вести себя инспектор на дороге и при остановке авто, а также варианты действий водителя, при нарушении им правил.

○ Какими правами обладает сотрудник ДПС?

Права инспектора дорожной полиции регулирует:

  • Закон РФ «О полиции».
  • Административный регламент.
  • Приказ МВД РФ от 20.04.1999 №297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…».
  • Приказ МВД от 1.06. 1998 № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ».

Опираясь на эти нормативные акты, можно определить, какими правами наделяется сотрудник ДПС при выполнении служебных обязанностей.

✔ Проверка документов.

После остановки водителя, инспектор должен:

  • Незамедлительно подойти к машине.
  • Поздороваться, приложив правую руку к головному прибору и представиться: назвать ФИО, должность и звание.
  • Оозвучить причину остановки.
  • Представить служебное удостоверение, если водитель этого потребует (желательно зафиксировать у себя полученные данные).
  • Изложить требование о передаче документов для проверки: без обложки и без удерживающих устройств.

Остановка производится на короткий срок, инспектор не вправе задерживать водителя, если нет административного правонарушения.

Проверка документов вне стационарного поста может быть по следующим основаниям:

  • Выявление признаков нарушения ПДД.
  • Наличие ориентировки или иной информации о причастности водителя к какому-либо правонарушению.
  • В рамках специальных мероприятий, которые направлены на уменьшение количества ДТП и его последствий.

✔ Привлечение в качестве понятого.

Необходимость привлечения водителя в качестве понятого – основание для остановки водителя.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
(п.1 ст. 25.7 КоАП РФ).

Привлечение в качестве понятого относится к случаям, когда водитель должен выйти из машины и проследовать за инспектором. Перед этим сотрудник обязан:

  • Представиться.
  • Нназвать причину остановки.
  • Изложить просьбу о привлечении в качестве свидетеля.
  • После составления протокола предложить документ на подпись.

Важно учитывать, что вы должны быть независимым лицом, регулирующим законность действий сотрудника. Любые требования инспектора о внесении показаний, не соответствующих действительности – неправомерны.

○ Какие обязанности у инспектора?

Обязанности сотрудника ДПС регламентируются законодательно. Порядок действий устанавливается в соответствии с Приказами МВД «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…» и «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ», а также административным регламентом.

Общие обязанности инспектора следующие.

✔ Проверка ориентировок.

При остановке водителя, инспектор не обязан демонстрировать ему ориентировку, на основании которой производится проверка. Но она может быть использована для предъявления требования о досмотре.

Досмотр проводится с целью проверки фактического содержимого машины, при этом инспектор не вправе трогать какие-либо вещи. Водитель сам перекладывает предметы, которые мешают обзору, в противном случае, это уже обыск, на который должно быть соответствующее разрешение.

Досмотр проводится в присутствии двух свидетелей с составлением протокола.

✔ Задержание нарушителя.

Процедура задержания транспортного средства и его водителя регламентируется ст. 27.13 КоАП РФ. Это одна из мер производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо различать понятия «остановка» и «задержание». Второе означает ограничение свободы и не может производиться на месте остановки. Инспектор обязан доставить водителя в специальное помещение отделения МВД РФ, при этом, водитель имеет право на уведомление родственников. Подобное требование должно быть удовлетворено незамедлительно.

Задержание может длиться до 3 часов, если будет выявлено, что в отношении водителя ведется производство (например, за неуплату штрафов), то ограничение свободы могут продлить до 2 суток.

✔ Опрос очевидцев нарушения ПДД.

Привлечение свидетелей является важным пунктом оформления протокола. В их качестве могут выступать проезжающие водители. Нужно знать, что в качестве понятых не может выступать второй инспектор, а также пассажиры.

Данные очевидцев вносятся в протокол. Опрос должен проводиться в корректной форме, допускается спрашивать только нужные сведения (ФИО, адрес регистрации, паспортные и контактные данные). Запрашивание любых иных данных (например, место работы, объем заработной платы и пр.) является незаконным.

○ Нужно ли выходить из автомобиля, если того требует инспектор?

Водитель обязан покидать салон только, если:

  • Он задерживается за правонарушение.
  • Его отстраняют от управления ТС.
  • Производится досмотр авто.

Во всех остальных случаях инспектор может только предложить выйти из машины, а делать это или нет, решает водитель.

При требовании покинуть авто, инспектор должен представиться и указать причину, на основании чего это надо сделать.

○ Оформление протокола при управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения.

Если инспектор заподозрил водителя в том, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, последнему предлагается пройти освидетельствование на алкотестере. Для этого инспектор должен:

  • Составить акт об отстранении от управления.
  • Привлечь двух свидетелей.
  • Продемонстрировать присутствующим результаты прибора.
  • Составить протокол.

Несоблюдение любого из перечисленных условий является основанием для оспаривания составленного протокола.

○ Какую роль играет причина остановки?

Причина остановки является основанием для дальнейших действий инспектора. Например, если это проверка ориентировки, он может требовать выйти из машины и произвести досмотр. А если это превышение скорости, вы можете даже не открывать дверь, и общаться с ним через приоткрытое окно.

Читать еще:  Как восстановить права без карточки водителя

При остановке инспектор обязан представиться, сразу назвать причину остановки и только потом требовать документы.

○ Советы юриста:

✔ Что делать, если сотрудник ГИБДД не представился и силой вытащил гражданина из автомобиля?

Это прямое основание для жалобы на инспектора вышестоящему руководству или даже в суд. Однако для этого необходимы доказательства, поэтому сразу после остановки желательно начинать видеосъемку, которая зафиксирует все действия сотрудника дорожной полиции.

✔ Можно ли вести видеосъемку нарушений инспекторов?

Да, можно. В законодательстве не содержится запрета на подобные действия, а это значит, что они возможны. При этом вы даже не обязаны предупреждать сотрудника ДПС о ведении съемки, потому что вы не вторгаетесь в его личную жизнь.

Специалист Лезин А.В. расскажет, какие обязанности есть у инспектора ДПС при остановке автомобиля.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Правила общения с инспектором ГИБДД

Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?

В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2019 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2019 году.

В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.

Водителя останавливают

Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:

  • Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
  • Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
  • Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
  • Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
  • Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
  • Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
  • Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
  • Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.

Иные случаи остановки

Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.

Водителя остановили

Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.

При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:

  • Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
  • При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
  • Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
  • В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
  • В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
  • При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.

Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД

На водителя оформляют протокол

Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.

В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.

Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.

Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:

  • Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
  • Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
  • Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
  • Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.

Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.

Протокол за превышение скорости

Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.

Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.

Протокол за загрязненные знаки

В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.

Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.

Протокол за непристегнутый ремень

У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».

Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector