Как протестировать аккумулятор автомобиля
Проверка аккумулятора авто — когда ещё можно всё исправить
Когда совершается поворот ключа в замке зажигания — именно аккумулятор обеспечивает импульс, позволяющий завести двигатель. Если аккумулятор совершенно разряжен, то автомобиль вряд ли сдвинется с места. Конкретно по этой причине важно своевременно проверять АКБ автомобиля (мультиметром, например), ведь вовремя замеченные неполадки не только позволят избежать поисков «у кого прикурить», но и уберегут от гораздо более крупных проблем. Проверка аккумулятора авто должна быть комплексной и тщательной и включать в себя как внешний осмотр и проверку «внутреннего мира», так и электрические показатели.
Внешний осмотр
Первым делом тщательно осматривают аккумуляторную батарею: в норме она сухая, чистая и без признаков повреждений. Плохо, когда:
- поверхность акб сильно загрязнена;
- клеммы окислены;
- корпус батареи имеет повреждения;
- имеются следы электролита.
Любой пункт из перечисленных приведёт к стремительной разрядке аккумулятора, а следовательно — увеличит риск попадания в неприятные ситуации. Что делать?
Такой же раствор поможет справиться и с окислением клемм — нанесите состав на загрязнённые участки, подождите пару минут и тщательно прочистите щёткой (не металлической!). После процедуры промойте очищенные поверхности дистиллированной водой.
Если окисление обширное, то первым делом прибегают к механической очистке, главное не повредить провода.
Изучение внутреннего мира
Проверка АКБ должна продолжиться замерами электролита. Именно он отвечает за большинство происходящего с автомобилем. Электролит проверяется по следующим параметрам: плотность и уровень.
Для проверки уровня понадобится стеклянная градуированная трубочка. Открутите шайбы, закрывающие так называемые банки — секции в АКБ. Опустите один конец трубочки до упора вниз и закройте пальцем верхний конец. Поднимите трубочку.
Оптимально, если раствор покрывает верхнюю кромку пластин на 10–15 мм. Всего жидкости должно быть 30–40 мм. Таким образом проверьте каждую секцию.
Следующий этап — проверка плотности электролита при помощи ареометра. Нормальный показатель 1,26–1,28 г/куб. см. при плюсовой температуре. Показатель будет меньше, если измерения производятся при нулевой температуре, однако это сигнализирует о низком заряде АКБ.
Если плотность электролита больше положенных значений, а его уровень ниже, то стоит долить дистиллированную воду. Важно, чтобы это была не любая другая вода, так как только дистиллят не содержит примесей солей и металлов, которые способны вывести из строя батарею.
Если плотность незначительно меньше (1,24–1,25г/куб. см.), то доливается электролит. Его можно как изготовить самостоятельно, так и приобрести в специализированных магазинах. Излишки жидкости удаляются при помощи «груши». Любые потёки электролита необходимо удалить с корпуса!
Изготовление электролита в домашних условиях
Для данного рецепта понадобится хорошо проветриваемое помещение, средства индивидуальной защиты (как минимум перчатки), неметаллическая посуда, дистиллированная вода и аккумуляторная (серная) кислота в размере 360 мл.
Вначале в ёмкость выливается вода, затем, небольшими порциями и аккуратно, вливается кислота. Смесь тщательно перемешивается на всех этапах. Затем получившуюся смесь отстаивают несколько часов, и электролит считается готовым.
После совершённых манипуляций, но прежде повторных замеров аккумулятор необходимо зарядить при помощи низкого тока. Это тот момент, когда дольше — значит, лучше. После зарядки замеры повторяют.
Если при измерениях показания отличаются только в одной секции — это сигнализирует о повреждении пластин. Поддержание жизни в такой батарее обойдётся значительно дороже, чем приобретение новой.
Использование мультиметра
Нередок вопрос: «Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром?». Для начала стоит понять, что измеряют при помощи этого устройства:
Даже самые простые мультиметры помогут в измерении температуры воздуха и других показателей. Отсюда и название: «мульти» в переводе «много», а значит, прибором можно измерить очень много всего. Однако, когда дело касается аккумулятора, именно первые три показателя поведают о его исправности. Рассмотрим подробнее.
Проверка напряжения
Эта манипуляция позволит оценить текущее состояние заряда батареи. Для проведения измерения мультиметр переводится в режим измерения вольтажа на отметку в 20 единиц. Соединить красный провод устройства (он же «плюс») с плюсовой клеммой АКБ, а чёрный (иногда синий) провод с минусовой клеммой.
Если автомобиль не заведён, то оптимальными показателями будут цифры в диапазоне от 12,4 до 13 В. При этом большее значение говорит о 100%-м заряде, а меньшее — о неполной заряженности. Такую проверку лучше проводить, когда автомобиль продолжительное время находится на стоянке (минимум несколько часов), в таком случае замер будет наиболее информативен.
Если цифры чуть менее 12, то ситуация плоха — батарея близка к естественной смерти. Есть шанс попробовать её зарядить низким током. Цифры близкие к 11 означают гибель аккумулятора, и лучше озаботиться приобретением нового.
При проверке на заведённом автомобиле показания будут иными: от 13,5 до 14 В показатели хорошие. Если цифра больше 14,2 В, то можно судить о перезарядке аккумулятора генератором. Впрочем, если замеры производятся зимой, стоит подождать минут 15 и повторить процедуру — возможно, генератор усиленно дозаряжал подсевшую батарею.
Проверка ёмкости
Ёмкость АКБ обычно указывается в сопроводительном листе. Другое дело, что со временем работы ёмкость уменьшается, и важно уследить за этим моментом. В таком случае проверка аккумулятора автомобиля мультиметром будет хорошим подспорьем.
Чтобы осуществить проверку, понадобится:
- отсоединить батарею авто от генератора;
- подключить в цепь потребитель энергии с фиксированным потреблением (например, лампочка на 12 В);
- несколько минут наблюдается работа цепи (здесь важно увидеть, не станет ли заметно более тусклым свет лампочки, не будет в её работе перебоев и т. п.);
- потребитель отключается, замеряются показания батареи в режиме вольтажа.
Если результат замера равен 12,4, то это говорит о полной исправности батареи. Если же показания находятся в промежутке от 12 до 12,3 В, то в скором времени АКБ может «забыть, как работать».
Ещё один способ — метод контрольного разряда. Действия схожи с предыдущим методом, однако перед началом проверки аккумулятор заряжают до 100 %, затем подключить в цепь лампочку, отметив точное время включения, и под контролем амперметра подождать, пока заряд батареи не уменьшится ровно в половину.
Дальше вопрос вычислений: затраченное время на разрядку батареи умножают на силу тока в цепи. Результат должен получиться таким же, как в техническом паспорте или приближенным к нему. Если такого не произошло, то ёмкость батареи уже сильно пострадала.
Проверка сопротивления
Для осознания происходящего можно также проверить внутреннее сопротивление аккумулятора. Для этого понадобится всё та же лампочка на 12 В. Она подсоединяется к клеммам аккумуляторной батареи, и сразу же измеряется напряжение на клеммах. После замера лампочка отключается, и замер повторяется. Если разница в измерениях в пределах 0,05 В, то батарея исправна. Если же разница больше, то у аккумулятора имеются проблемы.
Проверка нагрузочной вилкой
Для получения наиболее точных результатов измерений используется нагрузочная вилка. Конечно, это оборудование редко когда встретишь в частных руках, куда чаще в профессиональных мастерских или на станциях технической диагностики. Однако если она всё-таки есть, то почему бы ей не воспользоваться.
Нагрузочная вилка представляет собой устройство, которое также, как и мультиметр, подключается на клеммы АКБ. Затем она даёт ток короткого замыкания на аккумулятор, который имитирует работу стартера. Как известно, без нагрузки показания равны около 13 В.
В момент поворота ключа зажигания, которое и имитирует нагрузочная вилка, показания в норме «просаживаются» вниз. Максимальное нормальное падение может быть до 9 В и вернуться к начальным показаниям после снятия напряжения. В таком случае батарею можно считать исправной.
Если же показатели падают ниже 9 В, то даже если они и возвращаются в исходное состояние, такой аккумулятор навряд ли заведёт автомобиль. Важно помнить, что проверка нагрузочной вилкой должна осуществляться только в тёплое время года (оптимально при температуре +20… +25 градусов), иначе есть возможность высадить заряд аккумулятора на тестировании.
Немного теоретических знаний
Знания о том, как проверить автомобильный аккумулятор, должны также сочетаться со знаниями о нормальных значениях и показаниях и о том, почему они изменяются.
Плотность электролита может меняться от температурных колебаний — перегрева или переохлаждения. При этом в случае перегрева электролит может вскипеть, в таком случае дистиллированная вода частично выкипит, и электролит станет более плотным.
В случае с холодом же электролит, напротив, зачастую начинает обладать пониженной плотностью. В обоих случаях токопроводимость становится хуже, и поэтому возникают проблемы с заведением, быстрое «высаживание» и работа на последнем издыхании.
Но почему же так важна какая-то жидкость? Дело в том, что аккумулятор только выглядит как небольшая коробка. На деле он состоит из многих деталей, основные из которых — токопроводящие пластины, положительные и отрицательные, составляющие последовательно соединённые 6 элементов. Они контактируют с электролитом, поэтому электрические импульсы и двигаются с необходимой силой.
По каким же ещё причинам аккумулятор может внезапно переставать работать? Например, просто от времени. В среднем АКБ стабильно работают 3–4 года. Конечно, многие работают и дольше, однако их ёмкость и способность держать заряд всё равно снижается.
Другая причина — частые перезаряды аккумулятора или недозаряды, или полные разряжения. Автомобильной батарее очень важно сохранять какое-то среднее состояние, без сильных перепадов.
Следующая причина скрывается в генераторе, а точнее — в его поломке. В таком случае он может или постоянно перезаряжать батарею, давая слишком большой ток, или, наоборот, не быть в состоянии даже поддерживать имеющийся заряд. Оба варианта говорят о необходимости срочной замены именно генератора.
Последняя в списке неприятных ситуаций — утечка тока: что-то в машине потребляет слишком много энергии даже в те моменты, когда автомобиль заглушен и находится на стоянке. Это выясняют при помощи того же мультиметра. Для этого потребуется заглушить автомобиль, снять минусовую клему авто с АКБ. Включить мультиметр в режим измерения тока, переключатель установить на 10 или 20 единиц. Один провод подсоединить к минусовой клемме авто, а другой — к минусу аккумулятора.
Заключение
Простая диагностика автомобиля доступна любому автовладельцу. Внимательное отношение к аккумулятору позволит сберечь много сил и нервов, особенно в длительных поездках, зимой или при низких температурах воздуха.
Самое простое, что под силу каждому, — не забывать об осмотре АКБ при каждом поднятии капота. Быстро осмотреть целостность корпуса, протереть его ветошью от грязи, убедиться, что клеммы прилегают плотно и на них нет признаков окисления.
Раз в месяц не лишним проверить уровень и плотность электролита, особенно это актуально зимой, при сильных холодах или дальних поездках. Если вдруг автомобиль стал странно себя вести при заведении, стартер крутит вяло, а двигатель заводится не с первого раза — не за горами серьёзные проблемы, и нужно в ближайшее время проверить и аккумулятор, и генератор авто. Для этого пригодится мультиметр, который возможно приобрести практически в любом автомагазине за достаточно скромную сумму.
Своевременное внимание к мелочам очень часто помогает избежать серьёзных неприятностей.
Проверка аккумулятора
Аккумулятор самый важный компонент автомобиля. Без него машина не заведется, так как двигатель запускается стартером, который в свою очередь питается аккумулятором. Проверка аккумулятора нужна в случае, если автомобиль не заводится. Рассмотрим все симптомы, неисправности и способы диагностики на исправность.
Проверить АКБ можно разными способами. Если автомобиль запустить не удается, прежде всего надо проверить напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть >12 В на заглушенной машине и> 13,5 В на заведенной.
Способы диагностики аккумулятора автомобиля
Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:
- Напряжение на клеммах. Мультиметр — прибор для измерения тока и напряжения. Можно использовать в домашних условиях.
- Диагностика осциллографом Постоловского. USB Autoscope — профессиональный прибор для проверки электрических сигналов в двигателе и дополнительного оборудования, в том числе аккумулятора. Для этого Андреем Шульгиным разработан специальный скрипт ElPower, способный выявить неисправности АКБ и уровень заряда.
- Проверка нагрузочной вилкой. Наиболее информативный прибор для измерения напряжения под нагрузкой.
- Проверка уровня электролита. Он должен быть выше пластин на 10-15 мм.
- Измерение плотности электролита. Для этого применяется ареометр.
- Проверить емкость аккумулятора. На корпусе есть информация о его емкости. В паспорте написан год выпуска.
Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.
Диагностика аккумулятора осциллографом Постоловского
Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром
Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.
Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.
Проверка аккумулятора на автомобиле с помощью нагрузочной вилки
Нагрузочная вилка уникальный прибор для измерения заряда, напряжения, нагрузки автомобильного аккумулятора. Состоит из: вольтметра, спирали, щупов.
Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора
Имеет несложную конструкцию, и небольшую цену. Можно приобрести в любом автомобильном магазине. Разберем как пользоваться нагрузочной вилкой:
- Измерение без нагрузки. Подсоединить черный крокодил на минусовую клемму. Уголковый контакт с надписью «В» к плюсовой. Измерить напряжение.
- Измерение под нагрузкой. Отсоединить АКБ от автомобиля полностью. Коснуться плюса контактом «Н». Провести измерение в течение 5 секунд, но не более.
Ниже приведена таблица показаний вилки при проверке АКБ:
Таблица зависимости процента заряженности от напряжения
Из таблицы видно, что значение под нагрузкой Схема проверки емкости аккумулятора
Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.
Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.
SKAT-T-AUTO
Проверка плотности электролита в аккумуляторе
Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.
Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.
Плотность электролита при разных температурах
Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.
Метод проверки уровня электролита
Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:
- Откручиваем все крышечки от банок.
- Сжимаем грушу ареометра.
- Опускаем в банку аккумулятора и набираем электролит.
- Поплавок по шкале покажет показания плотности электролита.
Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.
Показания ареометра
Каким образом проверить АКБ на замыкание банок
Об этом нам скажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одной из банок ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, то можно говорить о кз. Далее нужно включить нагрузку, открутив все крышечки. И на этой банке посмотреть кипение электролита. Если он бурлит, то значит пластины замкнуты. Данная проверка дает 100% гарантию.
Если разряжается аккумулятор
Бывают случаи, когда автомобиль стоит на стоянке и за ночь садится аккумулятор. Сначала нужно проверить сам АКБ нагрузочной вилкой. Если он в порядке проверять ток утечки следующим образом:
- Переводим тестер в режим измерения постоянного тока.
- Ставим диапазон на 10 А.
- Выключаем зажигание и вытаскиваем ключ с замка.
- Отключаем минусовую или плюсовую клемму аккумулятора, какую удобно. Ставим клещи прибора в разрыв. То есть один щуп на клемму самого АКБ, а второй на провод от автомобиля.
- На приборе мы увидим тока утечки, потребляемый автомобилем и его системами в данный момент.
Схема подключения тестера
Нужно иметь в виду, что многие современные машины имеют систему электропитания, которая засыпает через 10-15 минут после выключения зажигания. Поэтому приходится ждать пока электроника не уснет. Нормальное значение для тока утечки порядком 0,01 – 0,08 А. Если значение превышает, нужно искать причину высокого потребления.
Не подключайте мультиметр в режиме измерения тока к плюсу и минусу аккумулятора одновременно, может сгореть предохранитель или сама плата внутри.
Для того, чтобы найти оборудование, которое потребляет повышенный ток, его нужно исключить из общей цепи автомобиля. Находим монтажный блок и поочередно отключаем предохранители и реле от потребителей. Как только ток утечки снизился, смотрим какой предохранитель вынули и за что он отвечает. Если и эта проверка не помогла, отключаем плюс от стартера и генератора.
Способы проверить аккумулятор автомобиля в домашних условиях
Стартерный источник тока является одним из главных элементов современного автомобиля. Он не только позволяет запустить мотор, но и питает электричеством множество важных и полезных систем обеспечения движения и безопасности. Внезапно отказавшая АКБ может стать серьёзным испытанием в пути. Для того чтобы проверить аккумулятор на машине, имеется несколько несложных способов.
Признаки и причины неисправности АКБ
Опытный водитель о неполадках с источником тока догадается быстро. Для этого ему достаточно нескольких признаков, среди которых:
- Вялая прокрутка двигателя, что свидетельствует о низком уровне заряда. Его усилий не хватает для воспламенения топливной смеси.
- Батарея быстро садится. Обычно эта проблема выявляется в холодное время года, когда вроде бы полная АКБ гаснет после пары прокруток.
- Потребители энергии работают нестабильно.
Все эти факторы не стоит игнорировать, так как окончательный выход из строя батареи может произойти в самый неожиданный момент. Чтобы избежать последствий, необходимо произвести диагностику агрегата.
Для неправильной работы аккумулятора имеется несколько поводов. Среди основных рассматриваются такие:
- Рассеянность владельца, когда при уходе из машины оставлены включёнными электроприборы, что ведёт к быстрой посадке ёмкости.
- Невысокое качество обслуживания оборудования.
- Увеличение срока эксплуатации свыше установленных норм.
- Технические проблемы в системе электропроводки, что может выражаться в окислении и разрушении контактных соединений.
- Неправильное подключение потребителей ведёт к повышенному расходу электричества и сокращению срока службы батареи.
- Плохо работает генератор, нарушая цикл подзарядки АКБ во время движения.
Основные причины неисправности батареи можно продиагностировать и предупредить. Важно, чтобы это было проделано специалистами должной квалификации и с применением качественного и надёжного инструмента.
Использование мультиметра для проверки
Этот прибор востребован не только среди автомобилистов. Он применяется в любой сфере, связанной с электрическими измерениями, в том числе с его помощью можно проверить работоспособность аккумулятора. Многофункциональность подобного инструмента объясняется тем, что в нём объединены одновременно вольт- и омметр, амперметр. Компактный аппарат не занимает много места в машине и постоянно готов к проведению необходимых измерений. Запаса батареи хватает на большой срок, если не забывать отключать её во время перерыва в работе.
Подбирая помощника для ремонта автомобильной электропроводки в домашних условиях, надо учесть такие характеристики:
- Измерение постоянного напряжения производится в диапазоне от 0 до 200 мВ, 2 В, 20 В, 200 В, 1 тыс. В, а переменного — от 0 до 200 В, 750 В.
- Параметры тестирования сопротивления колеблются от 0 до 200 Ом.
- Разбег постоянного тока в большинстве моделей составляет 2, 20, 200 мА.
Эти основные параметры могут быть дополнены различными значениями и функциями в зависимости от модели устройства.
Измерение напряжения аккумулятора
Это важнейший параметр пригодности батареи к работе. Многие водители производят тестирование именно этого показателя в первую очередь Это делается при работающем двигателе. Если на шкале прибора отображаются значения от 13,5 до 14 В, то с этой характеристикой всё в порядке. Повышенные цифры скажут о низком уровне зарядки и подаче с генератора большего количества энергии для поддержания рабочего режима. Этот случай часто встречается в зимнее время, когда неисправная батарея садится в ноль.
Не стоит опасаться краткосрочного превышения стандартных данных. В технически исправном автомобиле уровень стабилизируется в течение 10 минут. Если за указанный период восстановление показателей не произошло, надо обратить внимание на исправность регулятора напряжения или состояние его контактов. В случае окисления их нужно зачистить. Если произошло уменьшение потенциала ниже 13 вольт, стоит задуматься о замене АКБ, так как это показатель неисправности элемента.
Если производить измерения на неработающем авто, следует обратить внимание на такие нюансы:
- Пониженное менее 12 вольт напряжение не пустит двигатель, особенно в холода при загустевшем масле. Коленвал не провернётся из-за недостаточного усилия в подобной обстановке. Нормальным уровнем считается показатель не слабее 13 В.
- Все замеры нужно делать перед началом движения, а не сразу по его окончании.
- Больший заряд поддержит работоспособность батареи более длительный период. При пониженном уровне она быстрее сядет. Поэтому новая АКБ или в близком к этому состоянии сохраняет свою работоспособность дольше.
Заряд и ёмкость батареи
Чтобы проверить аккумулятор автомобиля этим способом, нужен анализ данных мультиметра. Замеры следует проводить через 5 часов после подзарядки или отключения батареи от машины. Данные в этом случае будут более точными. От температуры окружающего воздуха они не зависят.
Рассматривая подобные замеры, следует отметить такие закономерности:
- Показатели разности потенциала в 12,8 В говорят о полностью заряженном состоянии батареи. Большое превышение намекает на серьёзные неисправности.
- На 75-процентный остаток указывает цифра 12,6 В.
- За половину принимается маркировка 12,2.
- 12 вольт скажет о четверти ресурса.
- Всё, что меньше последнего значения, говорит о минимальном запасе.
Информация о ёмкости не менее важна, чем заряд. Протестировать его можно следующим способом:
- Батарея должна быть полностью готова к работе.
- Подать нагрузку на элемент питания. Можно соединить последовательно несколько осветительных приборов.
- Слабое свечение при напряжении 12,4 вольта гарантирует неполадки с запуском двигателя зимой.
- Уменьшение данных ниже 12 В требует замены АКБ.
Подобная проверка аккумулятора автомобиля предоставляет возможность избежать проблем во время старта и движения, а также продлить эксплуатацию изделия.
Кроме того, протестировать ёмкость можно, проверив контрольный заряд:
- Батарея должна быть целиком заполненной.
- Включить её на глубокую нагрузку согласно паспорту.
- В цепь подсоединить прибор.
- Произвести замер времени, которое понадобится, чтобы сила тока снизилась наполовину.
- Если оно совпало с заявленным заводом-изготовителем, то аккумулятор исправен.
Замер утечки тока
Для любого, даже абсолютно нового, автомобиля это неизбежное явление. Оно объясняется минимальным потреблением электричества некоторыми потребителями даже при выключенном двигателе. В справочниках можно найти цифры от 10 до 80 мА в зависимости от устройства. Если эти данные больше, то можно говорить о неисправности машины. Идеальным значением считается 60 мА. Более негативно сказывается на состоянии аппаратуры отсутствие ежедневной подзарядки из-за перерывов в эксплуатации.
Прежде чем приступить к получению информации, нужно приготовить транспортное средство к тестированию:
- Обесточить салонное освещение, магнитолу и прочих потребителей.
- Вынуть ключи из замка зажигания.
- Проверить полученную информацию. Превышение показателей более 60 мА даёт повод к поиску цепи, на которую перепадает максимальный расход питания. Это можно сделать методом исключения, снимая по очереди блоки предохранителей.
Эта предварительная процедура позволит получить более точную информацию как о состоянии аккумулятора, так и о цепях электроснабжения.
Порядок проверки утечки таков:
- Установить диапазон измерений на 10 А или 20 А.
- Отсоединить минус батареи.
- Подключить на это место щуп прибора.
- Второй подвести к снятому проводу.
- Результат покажет индикаторное табло или стрелка.
Другие способы проверки аккумулятора
Чтобы проверить АКБ автомобиля, можно воспользоваться ещё несколькими методами. Некоторые из них обойдутся без специального оборудования, другие предъявят требования к познаниям в электротехнике. Однако все они довольно легко производятся даже не очень опытными автомобилистами.
Визуальный осмотр
При покупке батареи она подвергается тщательному исследованию на предмет целостности корпуса или состояния клеммных соединений. Но такая процедура просто необходима при каждом открывании капота моторного отсека. Это не займёт много времени, но сможет оградить от неприятных происшествий, которые могут произойти из-за случайной мелочи. Подняв крышку, нужно сосредоточиться на таких вопросах:
- Наличие трещин и подтеканий на оболочке.
- Отсутствие загрязнений. Это ускоряет саморазряд батареи. Для протирки подойдёт слабый щелочной раствор из 5 г соды на 100 г воды.
- Чистота соединительных шпилек от светло-зелёного окисла. Шлифовку следует производить с помощью наждачной бумаги с мелким зерном.
- Плотная протяжка контактов. Это исключит нагрев и выгорание проводов.
Тестирование нагрузочной вилкой
С помощью такого прибора создаётся аналогия мощности, потребляемой батареей во время запуска. В её состав входят клеммники, вольтметр и сопротивление. Всё действие делится на 2 этапа:
- Первоначально замер производят на отключённой батарее через 7 часов после остановки двигателя. Если уровень электролита низок, его нужно добавить Оптимальная температура воздуха составляет + 20 градусов. Заливные пробки следует открыть. Плюсовую клемму надо подключить к положительному полюсу АКБ, минусом коснуться отрицательного электрода. Показания на дисплее отразят уровень заряда:12,6−12,9 В соответствует 100% наполнению, 12,3−12,6−75%, 12,1−12,3 В свидетельствуют о половинной готовности; 11,8−12,7 В — четверть от нормы; всё, что ниже указанных значений, указывает на посадку АКБ в ноль.
- В работе замеры проводят на заряженном аккумуляторе. К вилке следует подсоединить нагрузочное сопротивление и собрать схему, как и при проверке на отключённом оборудовании. Следует отметить возможное появление искр на контактах из-за сильного тока, протекающего через них. Фиксация показаний происходит через 5 с после включения. Степень заряда определяется так: стопроцентная мощность соответствует напряжению в 10,2 В, 75% составит 9,6 В, 50%-9 В, 25%-8,4 В, менее 7,8 В — нулевой заряд.
Изучение уровня и плотности электролита
Эта операция возможна только на тех батареях, чья конструкция предусматривает их обслуживание. Аккумулятор во время теста должен располагаться строго горизонтально с выкрученными из банок пробками. Уровень жидкости определяется визуально: пластины должны быть погружены примерно на 1 см. Более точно установить заполнение поможет стеклянный щуп, который должен показать заполняемость каждой банки на 10−15 мм. Повысить уровень электролита следует доливом дистиллированной воды, после чего источник питания можно зарядить.
Плотность можно определить с помощью кислотного ареометра, который похож на грушу со стеклянной колбой и градуированным поплавком. Замер проводят на полностью заряженном аккумуляторе при температуре 25 градусов тепла. Во время работы требуется применение средств защиты: очков и перчаток, стойких к кислоте.
Для начала проверки наконечник прибора нужно опустить в любую банку и грушей втянуть немного жидкости, чтобы индикатор свободно в ней плавал. По специальной таблице надо проверить соответствие показаний шкалы на пригодность содержимого к последующему использованию. В нормальных условиях хороший электролит обнаружит плотность 1,28 ±0,01 г/см3, а её понижение на каждые 0,01 г/см3 означает 5−6% разряд. Такая процедура должна производиться раз в полгода.
Поддержание работоспособности батареи
Для того чтобы продлить срок службы АКБ и избежать неприятностей во время заводки или в дальней дороге, нужно выполнять несколько несложных рекомендаций. Они заключаются в следующем:
- Регулярно чистить аккумулятор, протягивать клеммные соединения, смазывать их специальным составом.
- Раз в три месяца, а в зимнее время чаще, заряжать его от стационарного устройства.
- Не допускать падения высоты электролита ниже предельной нормы.
- Контролировать исправность питания бортовой сети автомобиля.
Это позволит избежать непредвиденных расходов на приобретение нового источника тока и не остаться посередине пути в заглохшей машине.
Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность
Один из важных элементов авто, требующих проверки, является аккумулятор, или АКБ. Исправность аккумулятора и его работоспособность очень важны, так как именно благодаря АКБ автомобиль заводится, и от него же питаются электроэнергией все системы машины: фары ближнего и дальнего света, медиасистема и многое другое.
Содержание
Если вы уже встретились с продавцом и хотите быть уверенным в том, что в случае покупки автомобиля вам не придётся первым же делом сломя голову бежать в магазин за новым АКБ, стоимость которого обычно составляет более 10 тысяч рублей, то у вас есть несколько способов проверить аккумулятор на авто:
- Осмотреть аккумулятор внешне;
- Измерить напряжение на аккумуляторе мультиметром;
- Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;
- Проверить уровень электролита в аккумуляторе.
Каждый вопрос мы рассмотрим детально, но сразу отметим, что четвёртый вариант с проверкой уровня электролита доступен только для обслуживаемых аккумуляторов. Но так или иначе, существует ряд методов, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, и в этой статье мы их рассмотрим.
Внешний осмотр аккумулятора
Вы встретились с продавцом и уже обошли автомобиль по кругу, увидели, какой он чистый и красивый. Пришло время заглянуть под капот, вы поднимаете крышку и видите обычное содержимое подкапотного пространства, двигатель и многочисленные системы, которые поддерживают работу автомобиля.
В большинстве случаев здесь же, в подкапотном пространстве, находится и АКБ – прямоугольная коробка с электролитом внутри, к которой подходят два провода – плюсовой и минусовой. Эти провода идут к блоку-распределителю, и от этой электролитовой массивной «батарейки» электроэнергией питается вся машина и все ее системы.
Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях и отправились на самостоятельный осмотр скорее в рамках соблюдения формальности, вы все равно сможете по внешнему виду АКБ определить, в каком он состоянии.
При внешнем осмотре внимание следует обращать по большей части на целостность элементов, и на то, чистый ли сам по себе аккумулятор и контакты. Существует ряд внешних факторов, наличие которых сразу сообщает о необходимой замене или, как минимум, чистке аккумулятора.
- Грязь на контактах. Для того, чтобы аккумулятор работал, оба контакта, подходящие к нему проводкой, должны быть чистыми. В случае, если контакты грязные, это говорит о том, что АКБ не новый, а грязь будет мешать корректной работе контактов.
- Окисление выводов – невооружённым глазом можно увидеть на клеммах аккумулятора посторонний налёт – это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита. Электролит представляет собой кислоту, которая находится внутри АКБ. Если она разливается и попадает на контакты, это может привести к ухудшению работы аккумулятора и снижению площади контакта.
- Трещины на корпусе – аккумулятор сам по себе должен быть целым. Пластиковая коробка, в которой содержится электролит, не должна иметь повреждений. Это тоже хорошо видно без дополнительного оборудования и при хорошем освещении.
- Грязь, пыль, подтёки электролита – всё это устраняется ветошью, и нельзя допускать, чтобы автомобиль ездил с грязным аккумулятором, так как токопроводящий налёт будет способствовать его быстрой разрядке и ухудшению работы.
Помимо внешнего осмотра можно запустить двигатель автомобиля. Особенно показательным будет запуск «на холодную», если двигатель долгое время не заводили, а на улице холода. Если машина завелась легко – аккумулятор в порядке, если же она не завелась или завелась натужно, фары светят тускло, и приборная панель тоже не ярко подсвечена, то аккумулятор следует менять. Или, по крайней мере, проверить его приборами, о чем мы расскажем далее.
Измерение напряжения мультиметром
Если вы не хотите проверять состояние аккумулятора «на глаз», или же просто хотите иметь на руках точные результаты в численном выражении, вам потребуется такое устройство, как мультиметр.
Итак, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром: само по себе устройство имеет два щупа, один из которых красного цвета, а другой – черного. Для того, чтобы измерить напряжение на батарее аккумулятора, требуется перевести мультиметр в режим измерения и прислонить красный щуп к «плюсовому» выводу, а чёрный щуп, соответственно, к «минусовому».
Процедура проводится на выводах аккумулятора без нагрузки. В случае, если аккумулятор как следует заряжен, результат на приборе составит порядка 12,6-12,9 вольта. Это нормальное напряжение, которое должно быть на полностью заряженном АКБ. Если вы напутали с цветами щупов, то цифра будет та же, просто отобразится со знаком минус.
Если мотор запущен, то мультиметром тоже можно проверить работу аккумулятора, но в данном случае будет проверяться наличие его работы вместе с генератором, а также исправность регулятора напряжения. Когда мотор работает, показатели должны быть чуть выше – от 13 до 14 вольта. Если показатель ниже, для аккумулятора это будет означать проблемы с зарядкой, а в случае, если показатель выше – начнется процесс электролиза воды.
Существует метод, как по напряжению определить степень разрядки аккумулятора. Напряжение 12,5 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,1 — на 50%, а 12 — на 10 процентов. Хотя метод и приблизительный, однако проверенный.
Мерить прибором также желательно «на холодную», так как недавно работавший автомобиль может выдать более высокие значения и ввести в заблуждение. Мультиметр проверяет степень заряженности, но не даёт исчерпывающей информации о его работоспособности. Для этого лучше применить нагрузочную вилку.
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка – инструмент очень точный, однако редко встречается в «ручном» обращении, так как применяется преимущественно на СТО. Прелесть этого способа проверки в том, что благодаря ему будет известен абсолютно точный результат.
Нагрузочная вилка работает схожим с мультиметром образом: она также подключается к клеммам аккумулятора, но даёт ток короткого замыкания. Как мы уже говорили, без нагрузки показатель должен приближаться к 13 вольтам. Нагрузочная вилка имитирует работу стартера, из-за чего напряжение в момент применения «проседает».
Падение должно быть не более, чем до 9 вольт. В противном случае это будет означать, что аккумулятор сильно разряжен. После снятия нагрузки показатель снова «откатывается» к изначальному значению. Если под нагрузкой напряжение «проседает» до 5, а то и до 3 вольт, это означает, что аккумулятор не сможет запустить двигатель автомобиля.
Над сменой аккумулятора рекомендуется задуматься уже в том случае, если напряжение при использовании нагрузочной вилки падает ниже 9 вольт.
Крайне важное замечание: нагрузочная вилка подаёт напряжение порядка 200 ампер на аккумулятор, и ей не рекомендуется пользоваться при низкой температуре. Идеальными условиями для «полевого» использования данного аппарата является температура +20-25 градусов Цельсия.
В случае, если подать напряжение на холодный аккумулятор, есть риск его сильно разрядить.
Проверка уровня электролита в аккумуляторе
Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.
Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.
Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.
Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.
Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.
Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца. Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.
И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим. Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации.
Если у вас нет взоможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод. Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.
Как проверить аккумулятор автомобиля?
Проверка уровня заряда аккумулятора занимает немного времени и не требует высокой квалификации или дорогостоящего оборудования. Операция позволяет проверить состояние АКБ и необходимость зарядки. Это первое, что нужно сделать при возникновении проблем с работой стартера. Также умение проверять заряд пригодится при покупке новой и обслуживании старой аккумуляторной батареи. В статье мы рассмотрим три способа диагностики АКБ: с помощью мультиметра, индикатора и нагрузочной вилки.
В этой статье Вы узнаете:
- Зачем проверять заряд аккумулятора?
- Способы проверить АКБ автомобиля на работоспособность
- Видео-инструкция
Также в конце статьи Вы можете посмотреть поучительный видео-ролик , в котором даются полезные советы для быстрой и точной проверки работоспособности АКБ.
Зачем проверять заряд аккумулятора автомобиля?
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, которые применяются в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, отличаются низким внутренним сопротивлением. Это позволяет им выдавать ток в сотни ампер, необходимый для работы стартера. Однако этот тип АКБ нельзя подвергать глубокому разряду. Иначе пластины покрываются слоем сульфата свинца и аккумулятор резко теряет емкость.
Полностью заряженный аккумулятор выдает напряжение свыше 12,6 В. С падением уровня заряда этот показатель снижается:
Учитывая склонность к сульфатации, свинцово-кислотные аккумуляторы нежелательно разряжать меньше, чем до половины заряда. Поэтому, если напряжение на клеммах опустилось до 12 вольт, нужно безотлагательно зарядить АКБ.
При покупке нового устройства не стоит покупать сильно разряженные батареи. Не исключено, что в них уже началась сульфатация пластин. Поэтому, если на аккумуляторной батарее отсутствует индикатор, ее стоит проверить мультиметром или нагрузочной вилкой.
Как проверить заряд АКБ по индикатору?
На многих необслуживаемых аккумуляторах установлены индикаторы заряда, позволяющие визуально определить состояние батареи. Эта опция впервые появилась на японской продукции и быстро завоевала популярность благодаря удобству и доступности.
Гидрометр, как называют индикатор, представляет собой прозрачное окошко на крышке батареи. Цвет окошка меняется в зависимости от состояния АКБ:
- Зеленый — полный заряд.
- Серый либо белый — нужно зарядить.
У некоторых индикаторов окошко краснеет при потере емкости.
Принцип действия прибора основан на изменении плотности электролита при разном уровне заряда. Работает это так:
К окошку прикреплена трубка с зеленым поплавком.
- При зарядке аккумулятора плотность электролита растет и поплавок поднимается, приближаясь к окошку.
- Если АКБ разряжена, плотность падает и шарик тонет в электролите. В результате окошко индикатора меняет цвет на серый или черный.
В некоторых моделях индикаторов имеется красный шарик, который всплывает при снижении плотности электролита. Этим обеспечивается красная индикация разряда.
При падении уровня электролита через окошко будет виден не шарик, а непосредственно электролит. Чтобы предотвратить разрушение пластин, в банки нужно долить дистиллированную воду и зарядить аккумулятор.
Достоинство индикатора в том, что устройство позволяет определить состояние батареи без применения специальных приборов. Это удобно при покупке аккумулятора или в дорожных условиях, когда нужно быстро проверить состояние АКБ. Однако индикация при помощи поплавка не всегда позволяет сделать точные выводы о работоспособности аккумулятора. Поэтому в случае сомнений нужно использовать мультиметр или нагрузочную вилку. Они пригодятся и в случае, когда нужно проверить батарею, не оснащенную индикатором.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?
Для проверки напряжения на выводах аккумулятора нужен вольтметр. Однако вместо этих специализированных приборов проще использовать универсальные измерительные устройства — мультиметры. Кроме напряжения, они измеряют ток и сопротивление. В зависимости от способа индикации эти приборы делятся на две категории — цифровые и стрелочные. Если есть выбор, лучше купить цифровой мультиметр. Он проще и удобней в обращении.
Бортовые компьютеры современных авто также оснащены вольтметрами, которые отображают напряжение на клеммах батареи. Однако они подключены не напрямую к клеммам. Поэтому, из-за сопротивления контактов и проводки, показания бортового компьютера могут отличаться от напряжения на аккумуляторное батарее. На заведенном двигателе вольтметр на приборной панели показывает завышенное напряжение. Если мотор заглушить, прибор выдаст заниженные показатели.
Показания нужно снимать при заведенном и заглушенном моторе. В первом случае получится проверить состояние АКБ и проводки, во втором — только аккумулятора.
Измерения при работающем двигателе
Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.
Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.
При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.
Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:
- Плохой контакт.
- Поломка генератора.
- Неисправность регулятора напряжения.
Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.
После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.
Диагностика аккумулятора мультиметром при заглушенном моторе
В этом состоянии нормальные показатели напряжения на АКБ составляют 12,5-13 вольт. Более низкие показания прибора говорят о разряде.