Могут ли эвакуировать заведенный автомобиль
Пять законных способов защитить машину от эвакуации, против которых бессильны в ГИБДД
Водители, особенно в столице, даже когда хотят припарковаться в разрешенном месте, иногда просто не могут этого сделать — все занято. Бросают автомобиль, где придется, а затем получают три тысячи штрафа за неправильную парковку, отдают пять тысяч за услугу эвакуатора и проводят полдня в очереди на штрафстоянке. Те, кто от этого устал, ищут способы защититься от эвакуаторов.
Мифы об эвакуации
Говорят, что если вывернуть колеса до упора, то машину на погрузчик затащить не получится. Это не так, эвакуаторы оснащены специальными крепежами, которые цепляются за колеса под любым углом.
Фото: РИА Новости
Или другое утверждение — если припарковаться вплотную к бордюру, машину не удастся подцепить. Это тоже миф — опытный погрузчик с этой задачей справится. Как и с большими автомобилями вроде «ГАЗели» — для их эвакуации используется крупногабаритная техника.
Способ №1. Снятие номеров
Водители скручивают автомобильные номера. Ездить без государственного номера нельзя — штраф пять тысяч рублей или лишение прав по решению суда. Но стоять на месте без номеров и никуда не двигаться можно. Правда, ваша машина может вызвать подозрения у полиции — мало ли, что там внутри.
Фото: Public domain
Способ №2. Автомобильный хомяк
Ни сотрудники полиции, ни сотрудники службы эвакуации не имеют права увозить автомобиль, если внутри находится человек или животное. Поэтому некоторые водители специально оставляют в салоне собак или заводят автомобильного хомяка. Дело в том, что любая эвакуация может причинить вред живому существу. Речь идет и о транспортировке машины, и о возможном простое на штрафстоянке. Но кормить животное на штрафстоянке никто не будет. Подумайте об этом, если только что по-другому посмотрели на своего кота.
Фото: Public domain
Способ №3. Цепь
Те, кто не готов рисковать домашними животными, привязывают свои автомобили цепями и буксировочными тросами. Ко всему подряд: к забору, дереву или соседней машине. Дело в том, что без замка снять цепь невозможно, а сделать это иначе сотрудникам ГИБДД не позволяет закон. Ведь то, чем вы прицепили свою машину, — это ваше имущество, портить которое нельзя. Это может сделать сотрудник полиции, которого в таких случаях могут вызвать.
Фото: Public domain
Способ №4. Велосипед на крыше
Некоторые водители начали возить на крыше автомобиля велосипед. Для этого монтируются специальные крепления для перевозки двухколесного транспорта. В результате этого, фактическая высота машины увеличивается на полтора метра. Этот способ не подходит для владельцев легковых автомобилей, так как итоговая высота автомобиля становится идентичной высоте небольшого грузовика. Такие автомобили эвакуировать могут. Зато большие внедорожники и минивэны с велосипедом на крыше имеют все шансы остаться на своем парковочном месте после приезда погрузчика.
Фото: Public domain
Способ №5. Антиэвакуатор
Принцип работы устройства простой — стальной щит при помощи болтов крепится к одному из колес, тем самым его закрывая. Стоит от двух до четырех тысяч рублей, в большинстве своем действительно затрудняет погрузку машины.
Фото: Public domain
Но, судя по видео в сети, есть и такие эвакуаторы, которым щит не помеха. А вообще, лучше в поисках парковочного места дать лишние пару кругов, но все-таки оставить машину в положенном месте. И время и деньги будут целее.
Машины, которые не эвакуируют
Начнем с теории. Увезти автомобиль на штрафстоянку служба эвакуации (государственная или частная) может лишь в присутствии сотрудника ГИБДД, оформившего протокол о задержании ТС (обязательно в двух экземплярах), и в строго определенных случаях. Среди них — управление авто без документов, с неисправными тормозами, в состоянии алкогольного опьянения (в том числе при отказе от медосвидетельствования), при нарушении правил стоянки или остановки (включая остановку на пешеходном переходе или в непосредственной близости от него). Если водителя поймали за рулем пьяным, речи о том, будут ли его авто эвакуировать на спецстоянку или нет, не идет вообще. А вот о нарушении правил остановки и стоянки ТС следует поговорить особо. Именно это нарушение, как правило, привлекает к себе внимание эвакуатора. Если владельца авто рядом нет, машину эвакуируют без него. Но если он появляется до месте до того момента, как эвакуатор начал движение (правило, которое действует с 2015 года), машину обязаны поставить на землю. В свою очередь, водитель должен устранить причину нарушения (отогнать авто). Кроме того, он наверняка получит от «гаишника» протокол об административном правонарушении. Платить за нарушение ПДД так или иначе придется платить, зато машина будет спасена.
Как нам рассказали эвакуаторщики: байки про то, что они с большим удовольствием забирают с улиц «Жигули» и бюджетные иномарки, а дорогие оставляют нетронутыми (во избежание неприятностей с их владельцами — возможно, людьми состоятельными и с большими связями), не соответствуют действительности. «Хватают» всех. Ну или почти всех. Рассказывают об одном влиятельном московском чиновнике, машину которого не только не трогают, но, наоборот, расчищают для него улицы от машин в тех местах, которые он имеет привычку посещать.
Сразу следует предупредить: решение об эвакуации автомобиля принимает не эвакуаторщик, а сотрудник ГИБДД. Он определяет приоритеты при «охоте на нарушителей» не по марке и модели авто, а по. ее номеру.
Машины с красными, синими и черными номерами служба эвакуации не трогает. Не интересуется она и автомобилями со спецсигналами («мигалками» на крыше) и с определенными буквенными индексами. Есть у нас в стране такая традиция — закреплять за определенными службами и госучреждениями служебные авто с конкретной комбинацией букв в номере. Автоинспекторы, похоже, учат их наизусть и, встретив на дороге, либо демонстративно отворачиваются, либо честь отдают.
Эвакуаторы бывают разные. Речь не о марке, а о грузоподъемности и характеристиках подъемного оборудования (если речь идет о кране). Этим успешно пользуются владельцы. бронированных «тачек». Говорят был случай: эвакуаторщики пошли на принцип и несколько часов дружно пытались поднять на платформу джип. А его владелец сидел рядом за столиком в открытом кафе и мирно наблюдал за тем, как люди мучаются. Потом, выпив свой кофе, подошел к эвакуаторщику: «Ребята, бросьте. Он восемь под восемь тонн весит!» Бросили.
Есть определенные адреса в Москве, где знаки, запрещающие остановку и стоянку стоят, но под ними всегда много припаркованных машин. И эвакуаторы по этим адресам не ездят. Никогда. Что это за места такие? Военная тайна! Сами догадайтесь!
Водители эвакуаторов говорят: выкручивать колеса бесполезно. Погрузить такую машину не вызывает большого труда — только время погрузки немного увеличивается. То же относится и к тем, кто пытается поставить машинку вплотную к дереву. А вот если водитель поставил машину на тротуар — здесь бывают варианты. Если машину легко подцепить с проезжей части, эвакуатор так и делает. Если тротуар широкий, он и сам может заехать на него. А вот если авто стоит далеко от края дороги, иногда «гаишник» дает отмашку: «А ну его! Едем дальше!» Причин тому несколько: трудно достать, интенсивное движение пешеходов и т.д.
Ставить автомобиль под ветками деревьев и проводами — не гарантия, что его оставят в покое. Эвакуаторщики, особенно в Москве, ребята бывалые и опытные — выудят машинку из под веток и даже не поцарапают.
В Москве эвакуируют автомобили и тогда, когда владельцы скручивают на них номера. Просто в протокол вносится соответствующая запись. А еще фотофиксация авто происходит чуть дольше и более тщательно (вместо номера фотографируется VIN-код под лобовым стеклом)
Знаете, почему в Америке водители сажают рядом с собой на пассажирское сиденье манекена или резиновую женщину? Чтобы пользоваться специальными полосами, по которым можно ездить лишь в том случае, если в салоне более одного человека. В России такого правила нет, но некоторые также приноровились брать с собой куклу в человеческий рост. У нас другая специфика — инспектор обычно не связывается с авто, в салоне которого находится взрослый пассажир. Эвакуатор просто проезжает мимо.
Эвакуация машины при владельце: основные правила
Есть много предусмотренных законом оснований для эвакуации машины на штрафстоянку. Также на уровне отдельных нормативных актов регулируется сама процедура эвакуации — в том числе и на этапах участия в ней самого владельца машины. Ознакомимся подробнее с такими нормами — устанавливающими права и обязанности собственника ТС во взаимодействии с эвакуационными службами.
Эвакуация машины: когда можно остановить ее?
Могут ли эвакуировать машину, если водитель подошел? Ответ на данный вопрос зависит от большого количества обстоятельств, характеризующих процедуру эвакуации. В самом общем случае она включает следующие основные этапы:
- Обнаружение инспектором ГИБДД факта нарушения ПДД, по которому предусмотрена эвакуация автомобиля.
Общераспространенный сценарий — нарушение правил парковки. Например — парковка на пешеходном переходе, на автобусной остановке, вторым рядом.
- Принятие инспектором ГИБДД — исходя из обстоятельств выявленного нарушения ПДД, решения о задержании ТС, и последующий вызов эвакуатора — который предоставляется специализированной государственной или частной организацией.
- Оформление инспектором ГИБДД в установленном порядке нарушения ПДД, составление предусмотренных законом протоколов о задержании машины и о совершении ее владельцем административного нарушения.
- Осмотр автомобиля перед погрузкой, документирование при необходимости внешних недостатков кузова (царапин, повреждений), опломбирование машины.
- Погрузка машины на прибывший эвакуатор и последующее ее перемещение на ближайшую штрафстоянку.
В случае если владелец машины подошел к ней до начала процедуры под пунктом 5, то машину должны отдать незамедлительно и безоговорочно — при условии, что владелец оперативно устранит причину ее задержания. То есть — если речь идет о неправильной парковке, переставит машину в правильное место или попросту уедет на ней.
При этом, разумеется, водителю в установленном порядке будут переданы штрафные документы — по которым он должен будет произвести уплату штрафа за совершенное правонарушение. Тот факт, что автовладельцу удается «перехватить» машину перед ее эвакуацией, не освобождает его от ответственности за совершенные действия, которые послужили поводом для вызова эвакуатора.
В случае, если автовладелец пришел на то место, где оставил автомобиль, в момент совершения процедуры, описанной под пунктом 5, то он вправе остановить процесс эвакуации только в одном случае — если очевидным образом даст знать работникам эвакуационной службы о своей явке до момента, когда эвакуатор сдвинется с места.
То есть, машину должны отдать, если, к примеру:
- к ней начали прикреплять конструкционные элементы манипулятора;
- она уже «висит в воздухе» — перед размещением непосредственно в эвакуаторе;
- она уже находится в эвакуаторе — который пока что стоит на месте.
Если эвакуатор с погруженной машиной тронулся хотя бы на несколько сантиметров — истребовать возврата автомобиля уже нельзя.
Таким образом, эвакуация автомобиля при владельце будет прекращена, если он даст знать о своей явке до момента начала движения эвакуатора. При этом, не имеет значения, насколько он успел отъехать: вполне возможно, что он совершает какой-то локальный маневр (например, разворачивается), стоит на ближайшем светофоре или, едва отъехав от места погрузки автомобиля, встал в пробку и стоит там уже несколько минут (а то и часов). Машину в таких случаях не отдадут. Придется ехать за ней на штрафстоянку.
Водителю при этом следует знать об определенных правилах взаимодействия с сотрудниками эвакуационной службы. Есть определенные вещи, которые в процессе такого взаимодействия совершать недопустимо.
Чего нельзя делать водителю при эвакуации машины?
Если водитель пришел на место эвакуации машины в момент, когда эвакуатор уже начал отъезжать, то ему важно воздержаться от создания помех движению эвакуатора. Если человек все же создаст такие помехи, то будет оштрафован на 1000 рублей.
Также нельзя предпринимать попытки проникнуть в салон ТС — сорвав наклеенные на двери пломбы. За это предусмотрен штраф в 100-300 рублей.
Если присутствующий на месте эвакуации инспектор ГИБДД просит автовладельца не предпринимать попыток препятствования движению эвакуатора, а он игнорирует эту просьбу, то в этом случае водителя могут оштрафовать на 500-1000 рублей либо арестовать на 15 суток.
Так или иначе, законодатель дает водителю ощутимый объем прав в части взаимодействия с эвакуационной службой. Эвакуация автомобиля при владельце — незаконна, если он явился до начала движения эвакуатора. Даже если были проведены все установленные законом процедуры, предшествующие началу перемещения ТС на штрафстоянку — это не будет иметь значения.
При этом, нужно отметить, что сценарий, при котором сотрудники эвакуационной службы не отдают машину на «финальном участке» эвакуации (при том, что водитель дал о себе знать до начала движения эвакуатора) — встречается крайне редко. Дело в том, что такие действия сотрудников попадают под действие статьи 166 УК РФ — и сопровождаются самыми строгими санкциями (в их числе — штраф в сумме до 200 000 рублей).
Поэтому, на практике нарушений со стороны эвакуационной службы ожидать не следует. Обычно автомобиль — при соблюдении рассмотренных выше условий, отдается назад без существенных препятствий, и необходимости оспаривать действия сотрудников такой службы у водителя обычно не возникает.
В свою очередь, вполне может появиться повод для оспаривания самого факта выявления правонарушения, которое стало причиной вызова эвакуатора.
Что делать при незаконной эвакуации машины?
Если машину увезли — при том, что, по мнению водителя, законного повода для ее эвакуации не было, ему необходимо:
- Забрать машину на штрафстоянке — в установленном порядке.
При этом на данном этапе все же придется оплатить услуги организации, которая размещает эвакуированные машины. И лучше не затягивать с этим, поскольку «тариф» на штрафстоянках обычно почасовой.
- Обратиться в ГИБДД с просьбой предоставить копию постановления о выявлении административного правонарушения, которое стало основанием для вызова эвакуатора.
- Обжаловать данное постановление — в течение 10 дней.
Обжаловать документ можно по разным основаниям. Самое простое — на основании обнаружения в нем неточной информации, касающейся идентификации автомобиля или места, с которого он был перемещен на штрафстоянку.
Также имеет смысл посетить это место и внимательно изучить те знаки, которые запрещают ставить машину так, как это сделал водитель — по мнению инспектора ГИБДД нарушивший правила. Известны случаи, при которых водители обнаруживали, что такие знаки скрыты за деревьями, постройками или плохо читаются, вследствие чего у автовладельцев попросту отсутствует возможность ориентироваться на месте парковки.
Таким образом, в подобных случаях к документам на обжалование следует приложить фотографии или видеозаписи с места парковки — удостоверяющие факт некорректного расположения знаков.
Если результаты обжалования будут положительными — то штраф будет отменен. Кроме того, у водителя появятся основания вернуть денежные средства, уплаченные за услуги эвакуирующей службы. Туда необходимо направить:
- Заявление, в котором фиксируются:
- ФИО водителя;
- марка и номер машины;
- реквизиты счета в банке, на который будут перечислены возвращаемые денежные средства;
- контактные данные.
- Копию паспорта.
- Копию постановления, удостоверяющего факт отмены решения ГИБДД о признании правонарушения.
- Копию документов, удостоверяющих владение автомобилем.
Как правило, денежные средства возвращаются в пределах 1 недели с момента подачи документов в эвакуирующую службу.
В установленном законом порядке между данной службой и водителем могут решаться вопросы, связанные с возможным повреждением автомобиля в процессе его перемещения от места эвакуации до штрафстоянки. Дело в том, что в период такого перемещения эвакуирующая служба несет полную ответственность за сохранность ТС.
Если на машине обнаружились повреждения, то водителю необходимо — на стадии получения машины со штрафстоянки, задокументировать их (например, сняв на видео), а затем обратиться в эвакуационную службу по вопросу компенсации таких повреждений. Если их признавать откажутся — следует инициировать обращение в суд.
Таков общий регламент процедуры перемещения ТС на штрафстоянку. На законодательном уровне регулярно могут устанавливаться новые правила эвакуации машин, уточняться или разъясняться текущие. Но, так или иначе, нет оснований говорить о том, что базовые нормы закона — по которым у водителей ТС есть достаточно широкий набор прав во взаимодействии с ГИБДД и эвакуационными службами, будут существенным образом скорректированы.
Резюме «Вопрос-ответ»
- Могут ли эвакуировать машину при владельце?
Могут, если он подошел к месту эвакуации после того, как эвакуатор с перемещаемым ТС уже начал движение. Если водитель подошел раньше и дал знать об этом — процесс эвакуации должен быть прекращен.
- Что делать при начале эвакуации машины — если не получилось остановить ее?
Главное — не мешать дальнейшему перемещению ТС на штрафстоянку. Нужно поехать туда и оформить получение автомобиля обратно, оплатив услуги эвакуирующей службы.
- Можно ли оспорить эвакуацию машины?
Можно, обратившись в ГИБДД с предоставлением доказательств неправомерности признания за водителем факта нарушения ПДД, которое стало поводом для вызова эвакуатора. Либо — сославшись на некорректность оформленной документации, если она имеет место. Доказательствами могут быть фото и видео с места эвакуации ТС.
ЭВАКУИРОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ СТОЯЩИЙ НА АВАРИЙКЕ НЕЛЬЗЯ
ТАК ДУМАЕТ БОЛЬШИНСТВО АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
В современном ритме жизни, многим приходится бросать свой автомобиль прямо на проезжей части и бежать в банк, больницу или на работу. Особенно это характерно для городов с населением более 1 миллиона человек. Зачастую многие попросту включают аварийную сигнализацию и уходят по делам, а машина стоит прямо на дороге. Это приводит к тому, что другие участники движения терпят неудобства и вынуждены либо ждать либо объезжать.
При этом бросившие свой автомобиль уверены в том, что включенная световая сигнализация поможет избежать эвакуации, ведь «сломан якобы» он.
На самом деле это большое заблуждение, которое часто выливается в большие неприятности.
Для того, чтобы рассказать почему световая сигнализация не является панацеей от эвакуации, обратимся к Правилам дорожного движения, в соответствии которыми аварийная сигнализация должна быть включена:
— при дорожно-транспортном происшествии;
— при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
— при ослеплении водителя светом фар;
— при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
— при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него. Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство (п.7.1 ПДД РФ).
Однако многие забывают о том, что наряду с применением аварийной световой сигнализации должен быть выставлен знак аварийной остановки в следующих случаях:
— при дорожно-транспортном происшествии;
— при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.
Таким образом, если водитель транспортного средства оставил его в местах где остановка или стоянка запрещена и при этом не выставил знака аварийной остановки автомобиль вполне может быть эвакуирован.
Напомним, что информационная табличка «эвакуация» применяется только со знаками запрещающими остановку либо стоянку транспортных средства. Поэтому, если автомобиль брошен в местах где остановка или стоянка запрещена положениями Правил, а не дорожными знаками, он может быть эвакуирован и без информирования водителя об этом.
Удачи на дорогах!
(«Автовладельцы России» – информационно-правовой портал для автолюбителей).
Можно ли эвакуировать машину с вывернутыми колесами?
Актуальным вопросом для автомобилистов до сих пор является, как поставить машину чтобы ее не смог забрать эвакуатор. Можно, конечно, сказать, что для этого следует придерживаться правил парковки и спокойно идти по своим делам, не беспокоясь за наличие авто на том месте, где его оставили. Но в большинстве случаев, мест для парковки категорически не хватает и приходится оставлять автомобиль вдоль обочин или на тротуарах, чтоб не мешать проезду авто, но при этом нарушать правила. Иначе придется пройти пешком добрых несколько километров до нужного места.
Многие водители слышали, что если вывернуть руль до упора эвакуатор не сможет забрать транспортное средство. В этой статье мы подробно разберем, могут ли эвакуировать машину если вывернуты колеса, и что сделать чтобы эвакуатор не смог забрать машину.
Могут ли эвакуировать машину с вывернутыми колесами?
Среди автолюбителей существует такой миф, что если вывернуть колеса машину не эвакуируют. На самом деле такая хитрость могла бы пройти несколько лет назад, когда спецслужбы не имели хорошего технического оснащения. На сегодняшний день, даже если вы выкрутите руль до упора все равно крепления смогут зацепиться за них. Поэтому эвакуация авто с вывернутыми колесами все-таки возможна.
Другой вариант, что при погрузке автомобилю могут нанести повреждения, и со спецслужб можно будет взыскать средства на ремонт.
Итак, можно ли эвакуировать машину с вывернутыми колесами — мы разобрались, но автомобилистам также следует знать, что при ввернутых колесах они сами могут нанести ущерб своему транспортному средству.
Вывернутый руль до упора при работающем двигателе оказывает существенную нагрузку на усилитель рулевого. При работающем моторе нельзя удерживать вывернутое до упора рулевое колесо дольше 15 секунд. Если это произошло, вы услышите ощутимый шум, и как следствие усилители могут выйти из строя.
Если вы не знали как поставить машину чтобы не забрал эвакуатор и все-таки вывернули руль до упора, еще и в мороз, то нагрузка приходится не только на усилители рулевого, но и на пыльники рулевой рейки.
Как итог можно сказать, что если выкрутить колеса до упора эвакуатор сможет забрать машину, но при таком положении колес вы сами, можете нанести ущерб транспорту, или это случится при его эвакуации. Стоит ли оно этого — решать вам.
Как сделать чтоб машину не эвакуировали
Теперь давайте поговорим о том, как парковаться чтобы не забрал эвакуатор. Есть несколько дельных способов сделать так, чтоб ваш автомобиль остался на том месте. Где вы его поставили, при этом чтобы не эвакуировали машину вывернуть руль — не поможет. Так же как и если авто будет находиться на ручнике или скорости.
А вот если:
вы вплотную поставите транспортное средство к другому автомобилю, стене или забору, то эвакуатор не сможет со своими габаритами оказаться в положении подходящем для погрузки, поэтому рисковать не будет; но это не панацея тоже — находятся и те кто будет :
Если вы вернулись раньше, чем авто эвакуировали, то вполне можете потребовать его возвращения на место, заплатив за вызов эвакуатора (если вам отказывают: попросите предъявить понятых, кроме водителя эвакуатора, а также пригрозите последнему тем, что это неправомерно и при обращении в суд — платить он будет из своего кармана);
можно ли эвакуировать машину с человеком внутри? Нет, нельзя, поэтому вы вполне можете попасть внутрь своего авто и завести двигатель, в таком случае погрузка будет остановлена.
Если вы по незнанию все же решили вывернуть колеса, чтобы не забрал эвакуатор, поставить на скорость или ручник, но авто все же эвакуировали, то рекомендуем сразу же провести экспертизу, которая поможет доказать нанесенный автомобилю ущерб в процессе погрузки. Взыскать необходимую на ремонт сумму и моральный ущерб вы можете по статье 12.35 Кодекса Административных Правонарушений РФ с инспектора, который разрешил эвакуацию в таких обстоятельствах.