На какие участки делят место ДТП
Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия
Осмотр места происшествия позволяет доказательственно ответить на целый ряд вопросов, относящихся к точному расположению наезда, столкновений или иного вида ДТП, к дорожным условиям и организации движения в этом месте, к положению и состоянию транспортных средств, к нахождению потерпевших и последствиям ДТП, к вещественным доказательствам и следам. Он позволяет с начального этапа расследования построить правильную версию о механизме происшествия.
Главная задача осмотра места происшествия заключается в комплексном выявлении обстоятельств, характеризующих механизм происшествия в целом.
В процессе осмотра, наряду с выявлением и фиксацией объектов и следов, необходимо получить предварительную устную информацию от очевидцев ДТП, которая позволит действовать более целенаправленно, сконцентрировать внимание на обстоятельствах, непосредственно относящихся к механизму ДТП, разумно ограничить территорию осмотра и скорректировать деятельность членов следственно — оперативной группы.
Составной частью осмотра места происшествия являются сведения о местности, характеристика дорожных условий, обнаруженных на дороге предметов и следов.
Начинать осмотр рекомендуется начинать с определения постоянного ориентира, к которому можно » привязать » все другие объекты осмотра. Таким предметом может быть километровый столб, перекресток, стационарное сооружение и другие предметы. Задача следователя заключается в том, чтобы записи в протоколе при необходимости позволили точно определить, где именно располагались обнаруженные при осмотре объекты.
Если место ДТП находится в населенном пункте—указывается название улицы, номер дома. Вне населенных пунктов — указывается номер шоссе (дороги), километр и ориентир.
Неточная » привязка » места или недостаточные сведения о предмете, который взят за основной ориентир, может в последствии серьезно затруднить расследование и послужить основанием для направления дела на доследование.
Осмотр следует производить, исходя из конкретных условий, учитывая рекомендации изложенные ранее. Направление дорожного полотна (направление осмотра) в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей, а за городом — по населенным пунктам.
Важными элементами дорожного участка являются; проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, а за городом — так называемый надрез (т.е. та часть полосы отвода дороги, которая расположена за кюветом при отсутствии тротуара.)
Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечаются наличие и высота бордюров, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и её вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.
В протоколе осмотра места ДТП отражается сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытий), наличие продольного или поперечного наклона дороги и его величина.
При опрокидывании транспортного средства важное значение приобретает определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги (виража). Однако надо предостеречь от увлечения линейными измерениями на дороге. Трудно согласится с авторами (Стешниц В.К., Якушко В. И.) которые предлагают при проведении осмотра измерять, применяя специальные приборы: угол схождения улиц или дорог, радиус закругления, крутизну спуска или подъёма и т.п.
Если перечисленные величины остаются неизменными, производить эти измерения в процессе осмотра места происшествия не следует, поскольку это займёт много времени, а сама обстановка места происшествия динамично и быстро изменяется.
Так, например, частицы резины протектора, образующие след юза на покрытие, с течением времени выветриваются или смываются, вследствие чего длинна следа уменьшается. За 1-2 часа следы торможения на асфальтобетонном покрытии могут стать короче на 20-30 см, на влажных покрытиях малозаметными, а на обледеневшей и укатанной заснеженной дороге — исчезнуть совсем.
В ходе осмотра в первую очередь должны быть произведены измерения таких параметров, которые подвержены быстрым изменениям. Что же касается крутизны спуска или подъёма, радиуса закругления и др., то все эти точные данные могут быть получены следователем в соответствующих государственных организациях, в ведении которых находятся дороги.
Указания в протоколе условий осмотра (атмосферные явления, видимость, освещенность и т.п.) важны для уяснения механизма ДТП.
Не менее важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия.
Поэтому следователем очень точно должно быть определено и качество дорожного покрытия, и его фактическое состояние (мокрое, заметённое, обледенелое и т.п.). В этих целях принята следующая терминология:
асфальт, бетон, гравий, грунт и т. п.;
сухое, ровное, шероховатое, очень чистое;
сухое, ровное, чистое (запылённое);
влажное, ровное, чистое;
ровное, мокрое, грязное;
снежный наст с песочно — солевой подсыпкой (или без неё);
Практика показывает, что в момент ДТП на поверхности проезжей части, как правило, отсутствует ровный слой воды или снега, льда, грязи и т.п., отсутствует и его однородность. Чаще на дороге имеются лужи воды, выбоины, фрагменты наслоения жидкой грязи. Все эти обстоятельства должны найти отражение в протоколе. В понятие дорожных условий входит также характеристика и состояние обочин дороги, наличие или отсутствие тротуаров, разделительных полос, автобусных остановок и т.п. Все эти сведения должны быть также зафиксированы в ходе осмотра места ДТП.
Освещенность участка дороги также относится к характеристике дорожных условий. В зависимости от неё водитель выбирает скорость с тем, чтобы в случае необходимости успеть остановить транспортное средство, а также определяет, с учетом видимости, какой свет ему включить.
На расстояние видимости влияет множество других факторов: размер и цвет различных объектов, фон, на котором эти объекты выступают, чистота ветрового стекла, состояние погоды, наличие встречного транспорта и т.д. Одни из них фиксируются при осмотре, другие — выясняются при допросе свидетелей.
Важными, а порой определяющими элементами организации движения являются светофоры, дорожные знаки, разметка и другие атрибуты дороги.
Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение; светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направления выходов, их расстояние до места происшествия, т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП. Потом в процессе расследования будет установлено, какое значение они имеют в конкретном ДТП.
Приступая к осмотру места ДТП, следователь должен помнить, что нередко причиной происшествия является неосторожное поведение пострадавшего или лиц, управлявших другими транспортными средствами, которые появляются на проезжей части неожиданно для водителя, в непосредственной близости от проезжающего транспорта. Непрозрачные препятствия, из-за которых обычно появляются участники движения, как правило, образуются густо посажеными кустарниками и деревьями, заборами строительных площадок, припаркованными к обочине дороги крупногабаритными транспортными средствами. Именно из-за них чаще всего внезапно появляются пешеходы, выезжают автомобили и мотоциклы.
К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся; дома, деревья, кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, остановки трамвая, троллейбуса, автобуса. Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия. В необходимых случаях все эти данные будут использованы при проведении следственного эксперимента.
Теперь о тех следах, которые могут быть обнаружены при проведении осмотра места происшествия.
Прежде всего — это динамические или статические следы колёс транспортного средства, следы осыпей грунта с частей транспортного средства при его столкновении, следы крови и другие следы биологического происхождения, частицы стекол и лакокрасочных покрытий и т.п. Входе осмотра следов и мелких объектов следователь и другие участвующие в осмотре лица измеряют расстояния от этих объектов до элементов дороги, крупных объектов — узлов места происшествия. Фотографирование осуществляется с применением масштабной линейки. Значение следов жидкостей, сыпучих веществ и мелких объектов (краски, осколки стекла и т.д.) возрастает в случаях, когда предстоит розыск транспортных средств и доказывания их причастности к происшествию. Следы и объекты после их осмотра и описания изымаются и упаковываются в бумажные и полиэтиленовые пакеты, пробирки. При этом осколки стекла помещаются в один пакет, если они находились в одном месте. Следы сыпучих веществ также помещаются в отдельные пакеты. Следы масел и других жидкостей изымаются (соскабливаются) вместе с поверхностным слоем асфальта, дерева, грунта. Кроме того, изымаются контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п. Это необходимо для проведения в дальнейшем судебно-химических исследований обнаруженных следов жидкости и сыпучих веществ.
Непременным объектом осмотра являются следы транспортных средств. При их изучении может возникнуть немало частных версий о виде, модели, направлении и скорости движения транспортного средства. При отражении в следах индивидуальных особенностей протектора шины, с помощью трассологической экспертизы возможна идентификация следообразавателя. С целью установления вида, модели и марки транспортного средства измеряются ширина колеи и база автомобиля, ширина беговой дорожки. Для установления модели шины (что дает возможность по справочным таблицам определить модель транспортного средства) важно зафиксировать форму рисунка протектора. Для описания в протоколе осмотра места происшествия формы рисунка протектора, отграничивается часть следа равная одному шагу (шаг — это участок протектора, на котором находятся все элементы, определяющие строение рисунка), а на схеме делается зарисовка.
Кроме того, измеряются размеры элементов рисунка. При обнаружении в следе, оставленным свободно вращающимся колесом, индивидуальных признаков шины, изготавливается гипсовый слепок этой части следа.
Изучение следов транспортных средств позволяет решить и иную важную задачу на месте происшествия: установить направление движения транспортного средства особенно в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия.
Следы торможения являются одним из наиболее важных объектов, подлежащих осмотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и др.
Точная фиксация следов торможения важна для уяснения механизма происшествия, позволяет установить расположение, длину, характер и форму следов. Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия и фотографирование.
Особенности осмотра места происшествия при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
Перед производством осмотра места происшествия необходимо:
— принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим,
— обеспечить охрану места происшествия,
— безопасное движения ТС и пешеходов,
— сохранность следов и материальных объектов, имеющих значение для расследования.
При ОМП необходимо установить:
• место совершения ДТП (определить его границы);
• когда было совершено ДТП (при возможности) – время суток, года и если представляется возможным (случаи очевидности), его вид;
• всех участников и свидетелей ДТП (если имеется такая возможность), определить направление их движения до происшествия (скорость движения либо темп; направление движения; местонахождение на дороге – полоса движения, обочина либо тротуар);
• место первоначального контакта (где произошло столкновение, наезд и т.п.);
• дальнейшая динамика движения участников ДТП и их конечное положение, и состояние (в т.ч. и ТС). Это необходимо, в первую очередь, если ТС, пешеходы, животные и т.д. до начала осмотра перемещались;
• следы направления движения участников происшествия на месте первоначального контакта и дальнейшего движения.
Границы места происшествия:
Первоначально определение границ происходит при общем осмотре места ДТП. Кроме этого, возможны случаи, когда границы расширяются и уточняются. Если первоначально сложно определить границы, то необходимо начинать осмотр от центра к периферии. При этом, рекомендуется, начинать осмотр с выявления и фиксации быстро исчезающих следов, которые располагаются как на проезжей части (покрытии дороги), так и на ТС, дорожных сооружениях, трупе и т.д.
Состояние дорожного покрытия:
• мокрое (в начале дождя, с грязью, чистое);
• свежевыпавший снег (с указанием толщины);
• уплотненный снег (возможно с вкраплением льда либо с включением частиц песка);
• обледенелое или гололедица (с указанием температуры воздуха).
Кроме того необходимо указание на наличие:
— продольного или поперечного наклона дороги и его величины, не находится ли на покрытии – ям, волнообразований, бугров, выбоин и т.п.
— если имеется колея, указываются ее глубина (до … см.), ширина и длина.
— в ряде случаев возникает необходимость в определении угла поворота (радиуса), территории перекрестка.
Кроме осмотра проезжей части необходимо осмотреть и другие элементы дороги:
> тротуар либо обочина – ширина и тип покрытия (асфальт, песок, щебень, шлак и др.), высота относительно проезжей части (бордюр);
> кювет – ширина, глубина, наклон откосов.
> трамвайный путь – его полотно, смещение в сторону и др.;
> наличие посадочных остановок либо площадок.
Подлежит фиксации степень освещенности участка дороги:
Указываются какие лампы установлены на фонарных столбах:
— люминесцентные дневного света,
— ртутные высокого давления.
Необходимо указание на состояние погоды:
Указывается наличие объектов внешнего окружения:
— дорожных сооружений (светофоры, семафоры, шлагбаумы );
— дорожных знаков, действие которых — распространяется на данный участок дороги;
— деревьев и кустарников;
Закончив общий осмотр, необходимо перейти к детальному, который включает в себя:
1. Осмотр участка дороги (проезжей части, обочины, тротуара и т.д.) для обнаружения, фиксации и изъятия следов.
3. Осмотр транспортного средства.
Особенности осмотра места ДТП:
• Основной задачей осмотра места ДТП является исследование материальной об-становки на месте происшествия. Основными объектами, составляющими мате-риальную обстановку и подлежащими тщательному изучению являются:
1) участок дороги, на котором произошла авария;
2) следы ТС и иные следы на месте происшествия, позволяющие восстановаить механизм события;
3) труп (если авария на транспорте связана с человеческими жертвами);
4) ТС, участвовавшие в ДТП.
• Особенность такого осмотра — непрерывное изменение обстановки на месте ДТП, необходимость быстрого реагирования в виду возможности уничтожения следов ДТП.
• Как правило, первыми на месте ДТП оказываются работники ГИБДД, на кото-рых возложена обязанность по сохранению обстановки ДТП, помощь пострадав-шим и принятие мер к задержанию водителей ТС, участвовавших в ДТП. Дейст-вия, проводимые в рамках вышеуказанных обязанностей, часто приводят к из-менению обстановки места ДТП. В таких случаях, необходимо принятие мер для фиксации обстановки на момент ДТП.
• Протокол – главное средство фиксации обнаруженного. Рулеточный метод за-меров дает погрешность ок. 4%. Использовать стереофотограмметрический метод – погрешность 0,2%, занимает около 10 минут всего, фиксирует объемные пара-метры.
Особенности осмотра ТС:
• Осмотр ТС может быть частью осмотра места происшествия или отдельным следственным действием. Часто к осмотру привлекают специалиста-автотехника.
• Основными задачами осмотра ТС являются:
— выявление следов и повреждений, возникших в результате ДТП;
— установление технического состояния ТС.
• Перед началом осмотра необходимо зафиксировать местоположение ТС отно-сительно других ориентиров (других ТС, трупа, обочины, и т.д.)
• При описание повреждений одним из постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги.
• Для лучшей фиксации состояния поврежденного ТС производится фотографи-рование по правилам узловой и детальной фотосъемки.
• После выявления и фиксации всех видимых следов и повреждений на ТС необ-ходимо установить техническое состояние ТС. При необходимости детального ис-следования ТС назначается автотехническая экспертиза.
• При осмотре нескольких ТС необходимо сопоставить полученные ими повреж-дения друг с другом.
Особенности осмотра трупа:
• Осмотр трупа на месте ДТП производится по общим правилам. Особое внима-ние уделяется имеющимся на трупе следам и повреждениям, тщательно осматри-вается одежда и обувь.
Особенности допроса водителей ТС, участвовавших в ДТП:
• Достоверность сведений, полученных в результате допроса водителей ТС может быть определена только в совокупности всех собранных доказательств. При отве-тах на вопросы водителям свойственна субъективная оценка собственных дейст-вий и действий других участников ДТП. Это должно быть учтено при проведении допроса.
• Перед допросом необходимо установить личность водителя и проверить нали-чие следующих документов:
— технического паспорта на машину;
— документов на перевозку груза;
— путевого листа, и т.д.
• Характер и круг вопрос при допросе определяется в зависимости от характера ДТП
90. Судебная экспертиза при ДТП:
Вопросы о механизме ДТП в целом, о месте столкновения ТС, направлении их движ-я… иногда – комплексные экспертизы с участием трасологов, фикиков, химиков. Эксперту предост-ся материалы дела, протоколы осмотра, вещдоки, показания свид-лей, закл-ие судмедэкспертизы, фотографии. Иногда – личное исследование экспертов ТС и дорожной ситуации.
Нек-ые вопросы относительно мех-зма развития ДТП могут быть разрешены при проведении суд-мед экспертизы: уст-ть положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующее движение ТС. Иногда важно определить физ-ое состояние водителя, наличие у него опред-ых св-в (недостаточная острота зрения, дальтонизм, глухота…)
С помощью автотехнической экспертизы проверяется версия об участии в происшествии неизвестного субъекта. Путем расчета мех-зма дв-ия ТС и сопоставления рез-в исследования с предполагаемым положением и действиями «3-го уч-ка» эксперт может подтвердить или исключить объект-ую возм-ть дорожной обстановки, на к-ой настаивает предполагаемый виновник.
После проверки показаний экспертиза – для ответа на вопрос о наличии у вод-ля тех возм-ти предотвратить ДТП, если он отрицает вину. При версии – неисправность ТС – комплексная экспертиза для уст-я причин и времени разрушения деталей и возможности своевременного обнаружения повреждения. Изымаются и осматриваются докум-ты о ремонте ТС и установке дефектной детали, приказы д/л об обяз-тях лиц, отвечающих за выпуск ТС. Экс-за исп-ся, когда обвиняемые оспаривают данные о маневрировании, скорости ТС или пешехода, утверждают, что наруш-ие ПДД допустил др уч-к. Проверяются выводы следователя, поиск возможных ошибок.
Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 7111 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
На какие участки делят место дтп
На какие участки делят место дтп
При определении места столкновения по расположению обломков в продольном направлении следует учитывать, что обломки по направлению движения ТС рассеиваются в виде эллипса, ближайший край которого проходит от места удара на расстоянии, близком к месту их передвижения в продольном направлении за время свободного падения. Это расстояние можно определить по формуле:
В некоторых случаях место столкновения можно определить по направлению трасс, оставленных на дороге объектами, отброшенными при столкновении. Такими трассами могут быть царапины и последовательно расположенные ямы на дороге, оставленные частями ТС, мотоциклами, велосипедами или грузом, который упал, а также следы волочения тел водителей или пассажиров, выпавших из ТС, в момент удара. Кроме этого, на месте происшествия остаются следы перемещения мелких объектов, заметные на снегу, почве, грязи, пыли.
На какие участки делят место дтп
Для всех видов ДТП характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательной фиксации в протоколе путем фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину, фотобумагу и т.д. При участии в происшествии нескольких транспортных средств уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы.
и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом машины с препятствием, так и вторичным ударом. Фиксируются также повреждения, вызванные не ударным контактом, а деформацией деталей или частей машины. От следов ДТП необх-мо отличать изменения, возникшие вследствие некачественного ремонта, неаккуратного обслуживания и других причин. В ходе осмотра точно определяется деталь, агрегат машины, подвергшиеся разрушению или повреждению. При осмотре повреждений на транспорте выясняется последовательность возникновения повреждений и разрушений частей и деталей в результате происшествия. Сначала надо установить, какие части машины первыми вступили в контакт с препятствиями, а затем последить последовательность разрушения. В процессе осмотра нужно точно определить и зафиксировать место падения на землю и положение деталей и частей машины, измерить расстояние между точками первоначального контакта транспорта ; с препятствием и обнаружения отделившихся частей и узлов.
На какие участки делят место дтп
Если ударные нагрузки, действующие на заторможенное колесо, направлены сверху вниз, то оно может на мгновение разблокироваться, т.к. сила сцепления превысит тормозную силу. Если ударная нагрузка направлена снизу вверх, то колесо может оторваться от дороги. Иногда, наоборот, колесо в момент удара заклинивается деформированными деталями автомобиля и, перестав вращаться, оставляет на дороге след.
Для определения места столкновения в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия необходимо обнаружить, зафиксировать и в дальнейшем исследовать все объективные данные, явившиеся результатом происшествия. Такими данными, позволяющими следователю и в дальнейшем эксперту определить расположение места столкновения на проезжей части, могут быть:
На какие участки делят место дтп
Следует учитывать определенную специфику осмотра места происшествия по делам данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.
Когда поступает сообщение о дорожно-транспортном происшествии, связанном с причинением смерти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значительного материального ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в составе следователя и инспектора ГИБДД, оперативного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. При ДТП со смертельным исходом, а также происшествиях с участием иностранцев осмотр всегда проводит следователь.
Детальный осмотр места ДТП
Когда происходит опрокидывание транспортного средства, важным является определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги. Дляустановления параметров дороги рекомендуется брать необходимые выкопировки планов из компетентных организаций (горгеотрестов, ДРСУ и т.п.).
Когда определены границы места происшествия, произведена фото-видеосъемка в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр обстановки происшествия (дороги, улицы); выясняется степень освещенности пути; осматриваются объекты внешнего окружения, а также дорожные знаки, сигнальные приборы пешеходного перехода, выявляются предметы, имеющие отношение к происшествию.
На какие участки делят место дтп
Вместе с тем, суд отказал защите в назначении экспертизы по методике ИТПЭ в институт механики Уфимского научного центра РАН , обосновав свою позицию тем, что методика ИТПЭ « официально не применяется в системе государственной судебно-экспертной деятельности», что прямо противоречит критерию научности, указанному в ст.8, а так же ст. 41, 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» . Закон также позволяет судам непосредственно привлечь автора методики в качестве эксперта (ст. 57, ч. 2 ст. 195, ч. 4 ст. 199 УПК РФ).
Для выводов о виновности того или иного участника ДТП установление этого угла весьма важно, но, как правило, недостаточно. И потому не позволяет суду или иному правоприменителю сделать категоричный вывод без установления точного места столкновения и ориентации автомобилей на дороге в момент аварии. т.к. установление угла столкновения автомобилей между собой не позволяет одновременно ориентировать автомобили относительно проезжей части при отсутствии следов.
Осмотр места происшествия при ДТП
Прикладное значение для участников автодорожных происшествий имеет знание правовых основ ОМП, установленных процессуальными нормами законодательства РФ об административных правонарушениях (статья 28.1.1 КРФ об АП) и уголовно-процессуальным кодексом РФ (статьи 176, 177, 180 УПК РФ).
Установление круга очевидцев происшествия, изъятие записей камер наблюдения и слежения, расположенных в зоне места ДТП, выявление причин, способствующих его совершению, направление участников происшествия для прохождения медицинского освидетельствования (наркологическое, судебно-медицинское).
Общий осмотр места ДТП
При опрокидывании транспортного средства важное значение приобретает определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги. Для установления параметров дороги рекомендуется брать необходимые выкопировки планов из компетентных организаций (гор-геотрестов, ДРСУ и т.п.).
После определения границ места происшествия, фото- и видеосъем-. ки в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр обстановки присшествия (дороги, улицы); выясняется степень освещенности пути; осматриваются объекты внешнего окружения, а также дорожные знаки, сигнальные приборы пешеходного перехода; выявляются предметы, имеющие отношение к происшествию.
Определение и фиксация следов на месте ДТП
Следы от колес транспортного средства является очень важным фактором раскрытия механизма ДТП. Их изучению и фиксации должно быть уделено особое внимание. Следы от колес транспортного средства, движущегося могут образовываться в результате качения колес, бокового их скольжения и торможения (продольного скольжения). Изучение следов — сложный процесс, который требует знания основных законов следообразования и наличии фотоснимков экспериментальных следов при различных режимах движения транспортных средств.
- участок дороги, где произошло ДТП;
- относительно устойчивые ориентиры, к которым на схеме осуществляется привязка объектов или следов, имеющих отношение к ДТП;
- транспортные средства, которые принимали участие в ДТП, координаты их расположения относительно элементов проезжей части и устойчивых ориентиров;
- следы колес транспортного средства — их расположение относительно элементов проезжей части, длина от начала до каждого колеса транспортного средства с указанием разрывов, длины следов на участках с разным покрытием или с разнородным состоянием покрытия;
- потерпевший (труп) -его расположение относительно транспортного средства, элементов проезжей части и следов на месте происшествия;
- другие следы и предметы, имеющие отношение к ДТП — расположение частей и других объектов, отделившихся от транспортного средства (осколки кузова, части краски, осколков стекла, осыпи грунта, следов жидкостей и масел и т.д.) относительно элементов проезжей части транспортных средств, размеры следов крови, площади рассеивания осколков стекла, осыпи грунта и т. д.;
- ширина проезжей части, включая раздельные полосы;
- ширина тротуаров, обочин, профиля кюветов;
- радиус поворота;
- размеры участков с разнородным покрытием;
- размеры участков с разнородным состоянием дорожного покрытия;
- размеры и расположение дефектов дорожного покрытия;
- расположение дорожной разметки;
- расположение дорожных знаков и средств регулирования дорожного движения;
- расположение шлагбаума, средств сигнализации, дорожных знаков на железнодорожном переезде;
- координаты места столкновения, наезда относительно устойчивых ориентиров.
Порядок и особенности осмотра места ДТП
Следующее, что дает максимум информации для установления следователем места столкновения, это следы разброса обломков транспортных средств участвовавших в ДТП. Необходимо выявить обломки, идентифицировать принадлежность их деталям конкретного автомобиля и зафиксировать их положение.
Напомним, что перед началом следственного действия следователь определяет границы осмотра, дает указания сотрудникам ГИБДД об ограждении места ДТП, таким образом, чтобы обеспечить безопасность участников осмотра и исключить утерю и уничтожение вещественных доказательств.
Детальный осмотр места ДТП
ОСМОТР МЕСТА ДТП
Осмотр места дорожно-транспортного происшествия состоит из двух этапов:
1) общего осмотра, 2) детального осмотра. Они, имея свои особенности, составляют единое целое.
Общий осмотр места ДТП.
На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, постройки и т.п.). Производится ориентирующая обзорная и узловая фото либо видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги. Ориентирующую съемку желательно производить методом линейной панорамы. Обзорную фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия. Узловая фотосъемка производится во время общего осмотра места происшествия, в процессе фотографируются следы самого транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, а так же другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки и др.
Когда определены границы места происшествия, произведена фото-видеосъемка в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр обстановки происшествия (дороги, улицы); выясняется степень освещенности пути; осматриваются объекты внешнего окружения, а также дорожные знаки, сигнальные приборы пешеходного перехода, выявляются предметы, имеющие отношение к происшествию.
Точные координаты участка дороги фиксируются во время его осмотра. Если он находится в населенном пункте, указывается название улицы и номер дома, напротив которого он находится. На дорогах вне населенных пунктов отсчитывается расстояние до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта.[10]
В населенных пунктах направление дорожного полотна определяется по расположению улиц, площадей и т.п., за городом определение происходит по населенным пунктам.
Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой лини в ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.
В протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия отражаются сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытии), наличии продольного или поперечного наклона дороги и его величине.
Когда происходит опрокидывание транспортного средства, важным является определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги. Дляустановления параметров дороги рекомендуется брать необходимые выкопировки планов из компетентных организаций (горгеотрестов, ДРСУ и т.п.).
Необходимо при определенном освещении и расстоянии различных объектов установить условия видимости до них. Необходимо так же определить, какого типа лампы установлены на столбах уличного освещения: лампы накаливания, люминесцентные лампы дневного света (типа ДС) или ртутные лампы высокого давления (типа ДРД), должны браться во внимание такие факторы , как наличие или отсутствие луны, ее фаза.
Если при ДТП у автомобиля находящегося на месте происшествия не вышла изстроя электросистема, то расстояние видимости нужно определять совместным включением ближнего и дальнего света фар данного ТС. Можно опытным путем измерить расстояния вдоль улицы или дороги, с которого возможно обнаружение водителем препятствия для движения.
При ДТП произошедшим вечером или на рассвете определение расстояния видимости необходимо проводить в тоже время суток на второй день и при схожей погоде.
К фиксированным в протоколе объектам внешнего окружения относят: дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, тротуары, остановки трамвая, троллейбуса или автобуса, железнодорожные переезды Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия.
Обязательной фиксацией подлежат дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направление выходов, расстояние их от места происшествия — т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП.
Детальный осмотр места ДТП.
После общего осмотра места дорожно-транспортного происшествия следователь уточняет задачи, которые необходимо решить в ходе предстоящего детального осмотра. Автотехнику предстоит участвовать в осмотре транспортных средств, их следов и частей, врачу — в осмотре трупа, следов и веществ биологического происхождения.
Для того чтобы участие специалистов было реальным, следователю необходимо, во-первых, определить последовательность осмотра объектов и следов, во-вторых, предоставить специалистам необходимую инициативу в выполнении ими своих обязанностей.
Инициатива специалистов может быть направлена на отыскание, фиксацию и изъятие следов транспортных средств, следов и веществ биологического происхождения, на исследование технического состояния транспортных средств, обнаружения их частей: осколков стекла, обломков, деталей, следов и подтеков жидкости.
Наиболее целесообразной является следующая последовательность осмотра следов и объектов на месте дорожно-транспортного происшествия:
1) осмотр фиксация и изъятие следов жидкостей, сыпучих веществ, мелких предметов;
2) осмотра стойких следов транспортных средств (торможения, следов шин и т.д.);
3) осмотр трупа и транспортных средств;
Первая группа объектов и следов подверженабыстрому изменению и уничтожению. Поэтому они должны осматриваться, фиксироваться (описываться, фотографироваться) и изыматься в первую очередь.
Следы второй группы более устойчивы, поэтому их осмотр, а так же фиксация и изъятие без ущерба для дела могут быть произведены после осмотра легко изменяющихся следов.
Объекты третьей группы можно после их фотографирования, отметки мелом или краской точного положения на проезжей части дороги, улицы переместить на обочину дороги, тротуар. Такая необходимость нередко возникает при осмотре мест происшествия на дорогах и улицах с интенсивным движением, на путях городского электротранспорта.
На какие участки делят место дтп
Если произошло отчетное ДТП, то на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудника ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся, то и сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы: — протокол осмотра места ДТП; — протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства; — справка о ДТП; — объяснения участников происшествия и свидетелей; — акт медицинского освидетельствования водителей, участвовавших в ДТП, на состояние опьянения. При неотчетных происшествиях на место выезжает инспектор дорожно-патрульной службы ДПС. Он составляет схему ДТП, получает письменные объяснения с участников происшествия а при необходимости — и со свидетелей , составляет справку о дорожно-транспортном происшествии с перечнем всех повреждений на транспортных средствах, попавших в него и протокол об административном правонарушении.
Ваш IP-адрес заблокирован.
Депутат Воронежской облдумы Николай Домнич не отрицает своей помощи сбившей ребенка автомобилистке Дело получило резонанс из-за того, что помощь предполагаемой виновнице происшествия оказал депутат Воронежской областной думы Николай Домнич.
Как рассказал дядя пострадавшего Александр Слепокуров, вечером 26 июля года на участке дороги от села Подгорное до села Лизиновка Россошанского района автомобиль Renault Duster, за рулем которого находилась Наталья Перевалова, сбил находившегося на обочине летнего Ивана Горбенко. После происшествия госпожа Перевалова не стала вызывать полицию и скорую помощь, а самостоятельно отвезла подростка в россошанскую больницу. Два подростка, которые находились в момент ДТП рядом с Иваном Горбенко и были свидетелями происшествия, на попутном транспорте также приехали в больницу.
Дальнейший осмотр места происшествия производился со слов Натальи Переваловой. Впоследствии выяснилось, что Lexus принадлежит депутату Воронежской облдумы Николаю Домничу. По данным Kartoteka. Остановился, подошел. Там осуществлялись следственные действия. Смотрю — виновница, знакомая мне, падает в обморок.
Ей дают нашатырный спирт, она спрашивает, кто ее отвезет [в больницу]. Отметим, что далее в разговоре господин Домнич сообщил, что ранее не был лично знаком с Натальей Переваловой. По словам дяди пострадавшего, есть основания предполагать, что Наталья Перевалова находилась за рулем в состоянии алкогольного опьянения. На мой призыв вмешаться и прекратить цирк с убытием участника ДТП с места осмотра сотрудники полиции не отреагировали.
Когда ее увезли с осмотра места ДТП, было примерно , точное время ДТП нам неизвестно, по неподтвержденной информации — около , а освидетельствование на алкоголь она прошла только в Николай Домнич сообщил, что не заметил признаков опьянения у Натальи Переваловой. В машине тоже стоял запах нашатыря. Отрицает факт опьянения и супруг автомобилистки Сергей Перевалов. Домнич проезжал мимо, был там как очевидец. Само уголовное дело было возбуждено только 7 августа.
На сегодняшний день врачи оценивают состояние Ивана Горбенко как крайне тяжелое.
Это расстояние можно определить по формуле: В некоторых случаях место столкновения можно определить по направлению трасс, оставленных на дороге объектами, отброшенными при столкновении.
Ваш IP-адрес заблокирован.
При выпадении пострадавшего из салона легкового автомобиля кабины грузового автомобиля устанавливается состояние замков дверей. Если выпадение произошло через проем ветрового стекла, осматривают края проема с целью обнаружения микрочастиц и волокон одежды пострадавшего. Имея в виду возможность последующего заявления, что автомобилем в момент происшествия управляло лицо, выпавшее затем и погибшее, изымают обувь погибшего, обувь оставшегося в живых, резиновые коврики салона кабины и резиновые накладки педалей управления. Особенности осмотра места происшествия в случаях, ногда водитель сирылся на автомашине В случаях когда водитель скрылся с места происшествия вместе с транспортным средством, основное внимание обращают на следы, способствующие установлению вида и модели транспортного средства, а также его отождествлению после обнаружения. С этой целью следователю необходимо: изучить следы, оставленные ходовой частью тран-спортного средства. При этом зафиксировать: а ширину колеи, оставленной колесами; б ширину беговой части протектора; в рисунок протектора протекторов ; г базу транспортного средства по следам разворота или стоянки ; д замерить длину следа окружности шины; е с помощью справочных данных или консультации специалиста определить вид и модель транспортного средства; изучить следы, возникшие на объектах окружающей обстановки и на потерпевшем при воздействии частей транспортного средства: а установить, какие следы оставлены частями транспортного средства; б измерить величину следов длину, высоту и ширину ; в измерить расстояние нижней и верхней границ следов от дорожного покрытия на потерпевшем — от подошвы обуви ; г судя по форме и размерам следа, а также по величине расстояния от дорожного покрытия определить, какой частью транспортного средства они могли быть оставлены; обнаружить отделившиеся детали, следы горючего и смазки, части груза.
За безопасность на дорогах России
Как вести себя при ДТП? Все написанное в этой статье — результат того самого опыта, который «сын ошибок трудных». Известная пословица гласит, что умные учатся на чужих ошибках. Поскольку мне пришлось учиться на своих, то я поделюсь с Вами сделанными готовыми выводами, чтобы Вам не пришлось набивать синяки и шишки. В пятницу 28 августа г. Я всегда считала, что я один из немногих водителей на Кипре, показывающих повороты. Поэтому в сложившейся ситуации чувствовала себя спокойно и уверенно.
В Мурманской области пожарные тушили гараж и выезжали на ДТП
Аутогрейд — строительство дорог и организация движения Следственный осмотр места ДТП Опасная стадия — в этот период времени участники движения еще могут предотвратить аварийную стадию путем принятия своевременного и правильного действия. Совокупность ДУ и факторов приводящих к опасной ситуации в начальной стадии ДТП называется обстановкой места происшествия. Аварийная стадия — возникает в тот момент, когда участники движения уже не располагают технической возможностью предотвратить ДТП.
Полезное видео:
Порядок оформления и расследования ДТП
Такой вывод можно сделать из доклада Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий МЧС России. За прошедшие полгода в России произошло почти 70 тысяч аварий с пострадавшими. Это на шесть процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибли почти 7,5 тысячи человек. Это на 10,5 процента меньше, чем в прошлом году за первое полугодие. При этом МЧС оказана помощь 46,5 тысячи человек, пострадавшим в этих авариях. Всего на один процент больше, чем годом ранее. Но зато жизнь была спасена 21 А это на 4 процента больше, чем годом ранее.
Два серьёзных ДТП за один вечер
На какие стадии делится дтп Такие действия могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Бывает, правда, что водитель непредумышленно скрылся в места ДТП.
Осмотр место происшествия следователем Место происшествия Место преступления — это помещение или участок территории, где непосредственно было совершено преступление, хотя следы этого преступления могут быть обнаружены и в ином месте или в нескольких местах. В ряде случаев место происшествия и место преступления совпадают, но могут и не совпадать. Осмотр места происшествия — неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события. Место происшествия — это участок местности или помещения, в пределах которого совершено преступление или обнаружены его следы. Местом происшествия является не только место, где было совершено преступление, но и помещение или другое место, где обнаружены похищенное имущество, труп, орудия преступления. Таким образом, под местом происшествия понимается не только то место, где произошло расследуемое событие, но и где осуществлялась его подготовка и где обнаружены его последствия. По одному делу может быть несколько мест происшествий. В этих местах также могут находиться следы преступления, обнаружение которых может иметь существенное значение для раскрытия преступления.
ДТП — это всегда стрессовая ситуация, в которой сложно сориентироваться даже бывалому водителю. Возникновение аварии на дороге вызывает массу вопросов у ее участников: что делать, куда обращаться, как правильно оформить документы. Ответы на эти и другие популярные вопросы представлены в статье. Каков порядок действий после ДТП? Порядок первоочередных действия водителя при возникновении аварии описаны в пунктах 2. Основные из них: незамедлительно остановить автомобиль, сразу после обнаружения ДТП. Включить аварийную сигнализацию; поставить знак аварийной остановки. Нормы его удаления от столкнувшихся авто, также, прописаны в ПДД: в населенных пунктах — 15 м, вне населенных пунктов — 30 м; оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь; записать личные данные и контакты свидетелей; не трогать, не перемещать и не убирать любые вещи, имеющие отношение к происшествию; в экстренных случаях, доставить пострадавших в лечебное заведение с помощью попутных автомобилей или на транспорте одного из участников аварии. После этого, вернуться к месту ДТП; принять все меры к скорейшему освобождению проезжей части.
Структурными основными объектами места ДТП является участок дороги, ТС, трупы и ОС. Границы места ДТП по длине дороги определяются ДУ и.
Депутат Воронежской облдумы Николай Домнич не отрицает своей помощи сбившей ребенка автомобилистке Дело получило резонанс из-за того, что помощь предполагаемой виновнице происшествия оказал депутат Воронежской областной думы Николай Домнич. Как рассказал дядя пострадавшего Александр Слепокуров, вечером 26 июля года на участке дороги от села Подгорное до села Лизиновка Россошанского района автомобиль Renault Duster, за рулем которого находилась Наталья Перевалова, сбил находившегося на обочине летнего Ивана Горбенко. После происшествия госпожа Перевалова не стала вызывать полицию и скорую помощь, а самостоятельно отвезла подростка в россошанскую больницу. Два подростка, которые находились в момент ДТП рядом с Иваном Горбенко и были свидетелями происшествия, на попутном транспорте также приехали в больницу. Дальнейший осмотр места происшествия производился со слов Натальи Переваловой. Впоследствии выяснилось, что Lexus принадлежит депутату Воронежской облдумы Николаю Домничу.
О проведении следственных экспериментов по определению видимости при дорожно- транспортых происшествиях, совершенных в темное время суток 1. Главными условиями, исходя из невозможности их реконструкции, являются погодные и дорожные условия. При малой вероятности стабильности погодных условий дождь, снег, туман и т. В этих случаях эксперимент крайне желательно произвести сразу же после осмотра места происшествия. Не следует забывать при этом следующее.