Что должен уметь водитель первого класса
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
16. Класс водителя автомобиля
Класс водителя автомобиля.
Класс водителя автомобиля — это его квалификационная характеристика в зависимости от открытых категорий в водительском удостоверении и стажа работы.
Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).
Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».
Класс водителя автомобиля как вызывающая много вопросов тема среди заинтерисованной аудитории в данной статье рассмотрена в следующем порядке:
— приведены квалификационные характеристики водителя 3 класса, водителя 2 класса, водителя 1 класса (без раздела «должен знать»);
— приведены основания для присвоения классности;
— приведен порядок присвоения классности;
— рассмотрены вопросы доплат за классность;
- Квалификационные характеристики.
1.1. Водитель автомобиля, 3 класс.
- Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С», или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д».
- Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
- Управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами
- Буксирование прицепов весом до 750 кг.
Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.
1.2. Водитель автомобиля, 2 класс.
- Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
- Буксирование прицепов весом свыше 750 кг.
- Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов.
Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
1.3. Водитель автомобиля,1 класс.
Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.
2. Основания для присвоения классности.
Основанием для присвоения квалификации водителя 3 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями транспортных средств «В» и (или) «С», или одной категории «Д». Такие категории получают при первичном профессиональном обучении.
Основанием для присвоения квалификации водителя 2 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С» и «Е» или «Д» («Д» и «Е»). Непрерывный стаж работы должен быть не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
Основанием для присвоения квалификации водителя 1 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С», «Е» и «Д». Непрерывный стаж работы должен быть не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.
3. Порядок присвоения классности.
Квалификация водителя 3 класса может быть присвоена при первом приеме на работу, при этом пишется заявление такого содержания «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытой категории В (можно управлять газелью и легковым автомобилем), или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытых категорий В и С или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями (автобусами) согласно открытой категории Д». Но может иметь место прием на работу водителем автомобиля без указания класса (например, у работодателя всего один автомобиль). Или работодатель не платит надбавку за классность и в принципе не хочет применять у себя присвоение классности (даже квалификации водителя 3 класса).
Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или иного субъекта транспортной деятельности. Это при условии, что работодатель применяет у себя систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 класс.
4. Доплата за классность.
4.1. Как было. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».
Согласно приложения № 21 данного постановления водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачивалась ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса — 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Постановление от 17 сентября 1986 г. N 1115 в настоящее время носит рекомендательный характер.
4.2. Как стало. Различными нормативными документами обязательный характер на выплату доплаты за классность водителям автомобилей в настоящее время отменен. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.
Доплаты за 2 и 1 классы производятся, если они установлены коллективными договорами предприятий, постановлениями по отдельным ведомствам (министерствам), локальными нормативными актами (положениями об оплате труда и материальном стимулировании работников).
Определение класса водительского удостоверения
Классность является оценкой уровня профессионализма водителя. Она присваивается на основании категорий, открытых в водительском удостоверении и стажа работы.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Данный показатель позволяет автолюбителю заниматься профессиональной деятельностью и рассчитывать на повышение заработной платы.
Что это такое
Класс водительского удостоверения – это значение, которое присваивается водителям, имеющим определенную водительскую категорию и стаж работы, заключающийся в управлении транспортным средством.
Впервые данное значение было введено в 1976. В советское время активно применялись классы для служащих многих профессий, в том числе водителей.
Квалификация использовалась для назначения заработной платы. Водителям, имеющим высокий класс, полагалась надбавка за достижения в профессиональной деятельности.
Позже документ утратил силу, но был создан справочник квалификация рабочих в 1984 году. Его используют до сих пор для определения водительского класса.
Сейчас квалификация рабочих практически не используется. Но водители, прошедшие советское время и работающие по профессии на протяжении долгих лет, могут рассчитывать на определенные компенсационные выплаты. Поэтому стоит изучить данный момент более детально, чтобы знать о своих правах.
Какие бывают и их характеристики
Всего существует три класса: 1,2 и 3. Каждый показатель присваивается при соблюдении определенных условий и получения навыков по управлению и обслуживанию транспортных средств.
Самый низкий, 3 класс, присваивается водителям при условии:
- водитель управляет транспортным средством категории «B», «C» или только автобусом, который относится к категории «Д»;
- водитель управляет крановой установкой, самосвалом и другой спецтехникой, соблюдая правила безопасности и действуя по должностной инструкции;
- водитель управляет транспортом, оборудованным специальными звуковыми и световыми сигналами;
- водитель занимается буксированием грузов с весом не более 750 кг.
По сути, 3 класс присуждается всем владельцам водительского удостоверения, дающего право управлять легковым автомобилем.
Категория «B», отмеченная на правах, автоматически присваивает самый низкий класс. Он не влияет на заработную плату и не используется при трудоустройстве.
Класс №2 присуждается при условии:
- у водителя открыто несколько категорий удостоверения: одновременно «B», «C» «E» или категории на право управления автобусами: «Д» и «E»;
- обязанность водителя заключается в буксировании прицепов с массой свыше 750 кг;
- водитель умеет самостоятельно исправлять поломки, возникшие в процесс выполнения служебных обязательств.
Второй класс присуждается опытным водителям, имеющим стаж более 3 лет. Но также возможно и более ранее присвоение повышенной квалификационной категории при получении навыков обращения с служебным автотранспортом.
Самый высокий, 1 класс доступен при условии, что у водителя отрыты все четыре основные категории: «B», «C», «Д» и «E».
Он должен знать техническое устройство транспортного средства, уметь самостоятельно проводиться диагностику и ремонт служебной машины.
Также определяются требования к теоретической части: знания о влиянии технических показателей автомобиля на себестоимость, соотношение качества машины и безопасности на дороге, пути предупреждения происшествий на дорогах.
Первый класс присуждается при условии безаварийной езды и положительных характеристик со стороны работодателя. Каждый работник рассматривается индивидуально. И при наличии хороших показателей в работе возможно повышение класса.
Водительское удостоверение первого класса дает возможность трудоустраиваться на высокооплачиваемую работу и получать надбавку к заработной плате.
Для профессионального водителя эта категория очень важна, но получить ее может далеко не каждый.
Если в советское время работодатели продвигали своих сотрудников, обеспечивали им условия для обучения и профессионального роста, то сейчас большинство водителей работает даже без официального оформления. Соответственно, такие работники повысить водительский класс не могут.
На практике водительские классы применяются редко. Они были востребованы в советское время, когда страной правила честность и порядочность.
Стремление к повышению класса объяснялось поощрениями на работе, возможностью карьерного роста. Сейчас классификация фактически используется редко. И она не влияет на трудоустройство и льготы водителя.
Как определить класс водительского удостоверения
Присвоение водительского класса не фиксируется в личных документах. О том, что повышена квалификация, работник может узнать из приказа, который предоставляется на подпись сотрудникам.
Или следует обратиться в отдел кадров предприятия для получения трудовой книжки. Все достижения в профессиональной деятельности отображаются в трудовой.
Если водитель считает, что он заслужил повышение квалификационного показателя, то следует обратиться к работодателю и написать заявление.
При соответствии установленным условиям, класс может быть повышен. Но работодатель оставляет за собой право не присуждать сотруднику повышение квалификационного уровня.
Стоит заметить, что класс не сохраняется за водителем при переходе на новое место работы. В характеристиках бывший работодатель обязательно указывает, что квалификация сотрудника была повышена в связи с профессиональным ростом.
Но новый работодатель может как сохранить за водителем полученный класс, так и не использовать его.
Действительны ли водительские права Украины в России, читайте здесь.
Условия для получения
Каждый водительский класс присваивается при выполнении определенных условий:
- Первый класс присваивается при наличии категории «Д», «B» или «E». Водители получают квалификацию при начальном профессиональном обучении и небольшом опыте работы, хороших показателей в выполнении обязательств.
- Второй класс можно получить при нескольких двух категорий: «B», «C» и «E» или «Д» и «E». Дополнительным требованием является наличие стажа в должности водителя третьего класса на протяжении 3 и более лет у одного работодателя.
- Третий класс присуждается при получении всех четырех категорий, стажа работы не менее двух лет на должности водителя второго класса. Также работник должен иметь хорошие показатели, соблюдать производственную и трудовую дисциплину.
Важным требованием является отсутствие за последние три года ДТП с участием водителя. Работник должен уметь самостоятельно выявлять и устранять технические неисправности транспортного средства.
Порядок присвоения
Порядок присвоения класса зависит от квалификационного уровня водителя. Если на прошлом месте работы ему был присужден 3 класс, то при трудоустройстве ему необходимо написать заявление с просьбой принять его на должность водителя третьего класса.
Без данного документа работодатель может самостоятельно определить нового сотрудника на должность с повышенной квалификацией, но делается это крайне редко.
А вот трудоустроиться со 2 и 1 классом уже невозможно. При смене места работы теряется полученная квалификация.
Водителю придется заново проходить обучение, получать навыки, трудиться в течение 3 лет на должности водителя третьего класса, затем еще два года на должности водителя второго класса.
При этом решение о целесообразности повышения квалификации остается за работодателем. Он может исключить такую возможность.
Вопрос о присвоении водителю второго и первого класса решается специальной квалификационной комиссией и работодателем.
На основе имеющихся характеристик и личных показателей выносится решение о повышении водительского класса. Такая практика применяется только в тех предприятиях, где предусмотрены надбавки и льгот работникам с повышенным квалификационным уровнем.
Если в компании все работники равны, то классы не присваиваются за достижения в профессиональной деятельности.
Классность водителя можно не только повысить, но и понизить. На это должны быть обоснованные причины:
- неоднократные ДТП по вине водителя;
- нарушение трудовой дисциплины;
- систематическое опоздание на работу и/или прогулы без уважительной причины;
- отсутствие знаний о техническом устройстве автомобиля, необходимость в обращении к третьим лицам для проведения ремонтных работ;
- посещение работы в алкогольном опьянении;
- имеется перерасход топлива;
- невыполнение ежемесячного или ежеквартального плана;
- несоблюдение графика перевозки и/или расписания движения.
Понижается водительский класс после составления приказа, с которым водитель должен ознакомиться и расписаться. Изменения вносятся в трудовую книжку. При этом причина понижения квалификации не указывается.
Какая доплата за классность при начислении заработной платы
Раньше действовало правило надбавки за второй и первый водительский класс:
Охрана Труда
Должностная инструкция водителя автомобиля 1 класса
Должностная инструкция водителя автомобиля 1 класса
1. Общие положения:
Водитель автомобиля 1 класса непосредственно подчинен.
Водитель автомобиля 1 класса выполняет указания .
(указания этих работников вы выполняются только в том случае, если они не противоречат указаниям непосредственного руководителя в вопросах охраны труда).
1.2. В своей работе руководствуется Законом Украины «Про охрану труда»,который определяет основные положения по реализации Конституционного права работающих на охрану труда,их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.
Должен знать требования охраны труда по следующих параметрах :
назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков
влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок
способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования подвижного состава
основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения
элементы теории автомобиля
основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.
- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
- требования производственной санитарии и электробезопасности;
- место расположения аптечек первой медицинской помощи;
- правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
- требования настоящей инструкции;
- инструкции о мерах пожарной безопасности;
- назначение средств индивидуальной защиты;
как оказывать доврачебную помощь пострадавшим, пользоваться средствами пожаротушения, при возникновении пожара вызвать пожарную охрану
2.Должностные обязанности по охране труда
2.1.Одной из главных обязанностей работника является обязательное и полное выполнение им требований охраны труда, что является мерой предупреждения производственного травматизма ,профессиональных заболеваний на производстве.
2.2.Работник должен помнить, что нарушение технологического процесса:
Управление легковыми и грузовыми автомобиля и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е», а также правил охраны труда в процессе работы с ,сырьем и материалами , производственным оборудованием при выполнении технологического процесса приведенного в пункте 2.2. этой должностной инструкции по охране труда , не использование средств индивидуальной и коллективной защиты ,может привести к тяжелым последствиям.
2.3.Работник должен изучать требования охраны труда ,которые регламентируют его безопасную трудовую деятельность.
2.4.Работник должен выполнять требования нормативов, положений, инструкций по эксплуатации оборудования, требований санитарии, культуры на производстве. инструкций по охране труда, электробезопасности ,пожарной безопасности при выполнении работ .
2.5.Использовать в работе средства индивидуальной и коллективной защиты согласно нормативов и требований охраны труда при выполнении работ технологического процесса.
2.6.Придерживатся обязательств согласно коллективного договора и правил внутреннего трудового распорядка предприятии по вопросам охраны труда ,електробезопасности и пожарной безопасности.
2.7.Проходить в установленном порядке медицинские осмотры.
2.8.Проходить обучение и аттестацию по вопросам охраны труда.
2.9.Взаимодействовать с руководителем предприятия в вопросах организации безопасных условий труда.
2.10.Выполнять только ту работу которая ему поручена.
3. Права
Не выполнение руководителем предприятия требований нормативных документов по охране труда
может стать причиной возникновения ситуации ,которая опасна для жизни и здоровья работающего.
Работник может отказаться от порученной работы ,если сложилась ситуация опасная для жизни и здоровья.
Работник не начинает работы ,если условия ее выполнения противоречат инструкции по охране труда, при непроведении инструктажа на рабочем месте по охране труда с показом безопасного выполнения ,указанным в данной должностной инструкции по охране труда работ по технологическим операциям
Водитель автомобиля 1 класса имеет право давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
Водитель автомобиля 1 класса имеет право контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
Водитель автомобиля 1 класса имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
Водитель автомобиля 1 класса имеет право взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
Водитель автомобиля 1 класса имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
Водитель автомобиля 1 класса имеет право предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
Водитель автомобиля 1 класса имеет право выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
Водитель автомобиля 1 класса имеет право докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
Водитель автомобиля 1 класса несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных трудовым законодательством
Водитель автомобиля 1 класса несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
При переходе на другую работу или освобождении от должности Мойщик ответственен за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно своему руководителю.
Водитель автомобиля 1 класса несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством .
Водитель автомобиля 1 класса несет ответственность за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством .
Водитель автомобиля 1 класса несет ответственность за соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
Водитель автомобиля 1 класса несет ответственность за выполнение правил внутреннего распорядка, правил ОХРАНЫ ТРУДА и противопожарной безопасности.
Должностные обязанности водителя
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Водитель относится к категории рабочих.
2. Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом генерального директора организации.
3. Квалификационные требования к водителю.
Квалификация 1-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.
Автомототранспортные средства в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на следующие категории:
«А» — мотоциклы, мотороллеры, мотонарты и другие мототранспортные средства;
«В» — автомобили, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
«С» — автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг;
«Д» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
«Е» — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «Д», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
4. Водитель дожен знать:
Водитель: 3-й класс (Водитель третьего класса) — назначение, устройство, принцип действия, работуи обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей,относящихся к одной из категорий «В» или «С», или автобусов,относящихся к категории «Д», правила дорожного движения;
-основыбезопасности движения; -правила технической эксплуатации автомобилей(относящиеся к водителям); -правила перевозки скоропортящихся иопасных грузов;
-основные показатели работы автомобилей, пути испособы повышения производительности труда и снижения себестоимостиперевозок;
-признаки, причины и опасные последствия неисправностей,возникающих в процессе -эксплуатации автомобиля, способы ихобнаружения и устранения;
-порядок проведения техническогообслуживания автомобилей и прицепов;
-правила хранения автомобилей вгаражах и на открытых стоянках;
-правила эксплуатации аккумуляторныхбатарей и автомобильных шин;
-влияние погодных условий набезопасность вождения автомобиля;
-способы предотвращениядорожно-транспортных происшествий;
-приемы оказания первойдоврачебной помощи при несчастных случаях;
-правила заполненияпервичных документов по учету работы автомобиля;
-правила обкаткиновых автомобилей и после капитального ремонта;
-правила подачиавтобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдениемэтих правил;
-порядок экстренной эвакуации пассажиров придорожно-транспортных происшествиях;
-устройство касс, компостеров ирадиоустановки.
Водитель: 2-й класс (водитель второго класса)
-назначение, устройство, принцип действия, работуи обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей,отнесенных к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», а приработе на автобусах — «Д» или «Д» и «Е», их неисправности: признаки,причины, опасные последствия, способы определения и устранения;
-объемы, периодичность и основные правила выполнения работ потехническому обслуживанию;
-способы увеличения межремонтных пробеговавтомобилей;
-особенности организации технического обслуживания иремонта автомобилей в полевых условиях;
-особенности организациимеждугородных перевозок, режим работы водителей;
-основные понятия обилетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;
— основы диспетчерского руководства перевозками, технические средствадиспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;
— основныепонятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показателиработы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава,методы работы передовых водителей;
-основные положения планирования иучета работы автомобилей;
-правила пользования средствами радиосвязина автомобилях;
-элементы дороги, их влияние на безопасностьдвижения;
-основные понятия из теории движения автомобиля;
-свойства,применение, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии;
-способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службыаккумуляторных батарей.
Водитель: 1-й класс (водитель первого класса)
— назначение, устройство и правила техническогообслуживания автопоездов, устройство и правила техническогообслуживания автомобилей последних выпусков;
— влияние отдельныхэксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимостьперевозок;
— способы обеспечения высокопроизводительного иэкономного использования подвижного состава;
— основныетехнико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;
— элементы теории автомобиля; — основные положения службы безопасности движения автотранспортногопредприятия.
II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ
Водитель : 3-й класс (водитель третьего класса)
1. Управление одиночными легковыми игрузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной изкатегорий транспортных средств «В» или «С», или управление толькоавтобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д»*.
2. Для управления атомобилями, оборудованными специальными звуковыми исветовыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качествеводителя автомобиля не менее трех лет.
3. Управление подъемныммеханизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насоснойустановкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора,подметально-уборочными механизмами и другим специальнымоборудованием специализированных и специальных автомобилей ссоблюдением правил техники безопасности.
4. Буксирование прицепов весомдо 750 кг.
5. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами иохлаждающей жидкостью.
6. Оформление путевых документов.
7. Проверкатехнического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
8. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращениис работы в автохозяйство.
9. Подача автомобилей под погрузку грузов, атакже под разгрузку грузов.
10. Контроль за правильностью погрузки,размещения и крепления груза в кузове автомобиля.
11. Устранениевозникших во время работы на линии мелких эксплуатационныхнеисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
12. При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление сиспользованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплатыи получения контрольных билетов; установка катушек с билетами,компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек наостановочных пунктах.
Водитель: 2-й класс (водитель второго класса)
1. Управление легковыми и грузовымиавтомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориямтранспортных средств «В», «С» и «Е», или управление автобусами,отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».Буксирование прицепов весом свыше 750 км.
2. Устранение возникших вовремя работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижногосостава, требующих разборки механизмов.
3. Выполнение регулировочныхработ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
Водитель: 1-й класс (водитель первого класса)
Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».
III. ПРАВА ВОДИТЕЛЕЙ
1. Вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению его деятетельности .
2. Осуществляет взаимодействие с сотрудниками организации.
3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4. Требовать от руководства организации содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ
Водитель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Классность водителей по категориям 2019
Классность водителей по категориям в 2019 году характеризуется их классификацией по открытым категориям в водительском удостоверении и стажем работы.
Классы водителей прописаны в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (от 1984г). Действие справочника актуально на территории Российской Федерации и сегодня, утверждено постановлением Министерства труда России 12.05.1992г.
Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ
Водитель 3 класса.
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Д».
- Управление подъемным механизмом самосвалов, автокранами, и другим специальным оборудованием при условии соблюдения всех правил техники безопасности.
- Управление автомобилями с установленными специальными звуковыми и световыми сигналами.
- Буксирование прицепов весом до 750 кг.
- Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
- Оформление путевых листов, прочих путевых документов.
- Проверка технического состояния автомобиля и утверждение приема перед выездом на линию
- Сдача автомобиля и постановка его на парковочное место при возвращении с маршрута в автомобильное хозяйство.
- Подача автомобилей под загрузку грузами и под разгрузку грузов.
- Контролирование правильности и полноты погрузки, размещения, крепления грузов в кузове автомобиля.
- Мелкий ремонт автотранспортного средства. Устранение возникших во время работы на маршруте мелких неисправностей ТС, не требующих разборки механизмов.
Водитель 2 класса.
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
- Буксирование прицепов весом более 750 кг.
- Устранение возникших во время работы на маршруте эксплуатационных неисправностей автотранспортного средства, требующих разборки механизмов.
- Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
Водитель 1 класса.
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
- Требуется знание назначения, устройства и правил технического обслуживания автотранспортных средств.
- Применять в практике влияние эксплуатационных показателей ТС на себестоимость перевозок.
- Знать способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования ТС, основные технико-эксплуатационные качества автотранспортного средства и их влияние на безопасность движения ТС.
Основания для присвоения классности водителям.
Третья классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В», и(или) «С», или только «Д».
Вторая классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В»,»С»,»D» ИЛИ «В»,»С»,»Е» ИЛИ «D»,»E». Необходим непрерывный стаж работы водителем 3 класса более 3 лет на одном предприятии.
Первая классность присваивается водителям с водительским удостоверением, в котором открыты категории «В», «С», «Е» и «Д». Необходим непрерывный стаж работы водителем 2 класса более 2 лет на одном предприятии.
Доплата за классность водителей.
Нормативными документами РФ обязательные выплаты в качестве доплаты за классность водителей не предусмотрен. В СССР действовало постановление ЦК КПСС от 17.09.1986, согласно которому водителям 2-го класса добавлялось 10%, а водителям 1-го класса – 25% установленной на предприятии тарифной ставки за отработанное водителем время.
Доплаты водителям 1-го и 2-го класса могут осуществляться только в случае принятия локальных нормативных документов на конкретном предприятии.
Классность водителей по ОСАГО
Получить первый класс по вождению для страховых компаний легко. Оформление полиса ОСАГО будет намного дешевле, если не попадать в ДТП в течение последнего страхового года. Страховщики назначают водителям водительские классы для того, чтобы опледелять уровень мастерства автовладельца. Чем меньше аварий было оформлено через страховую компанию за конкретный промежуток времени, тем выше категория класса водителя и тем меньше он заплатит за покупку полиса ОСАГО. Страховая система включает в перечень назначения классности водителей не только безаварийное вождение, но и другие факторы, такие как возраст водителя, его стаж вождения автомобилей, даты присвоения категорий по водительскому удостоверению, и т.д.