English

Протокол об административном правонарушении требования к оформлению

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 28.2 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

См. комментарии к статье 28.2 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ в часть 1 статьи 28.2 настоящего Кодекса внесены изменения

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Вопрос 277. Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению, основания для признания его недопустимым доказательством.

Вопрос 277. Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению, основания для признания его недопустимым доказательством.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1 и 3 ст. 28.6 КоАП (ст. 28.2.КоАП).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАПили закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренныеКоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 ст. 28.2.КоАП, внем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2.КоАП).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотреннымиКоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11КоАП, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 ст. 26.2КоАП) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получениеобъяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 ст. 25.1, частью 2 ст. 25.2, частью 3 ст. 25.6КоАП, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупрежденыоб административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9КоАП, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

Протокол об административном правонарушении требования к оформлению

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

Главная » Судебные вопросы » Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению

Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению

Если совершено правонарушение, то для того, чтобы инициировать рассмотрение дела, требуется составить особый документ.

Протокол об административном правонарушении, образец 2019 года этого документа вы найдете далее в статье. Оформление такого документа регламентируется ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (ФЗ № 195 от 30.12.2001).

Содержание:

  1. Когда составляется протокол
  2. В какие сроки допускается оформление
  3. Содержание
  4. Кем составляется
  5. Протоколы ГИБДД об административных нарушениях
  6. Возражение и обжалование
Читать еще:  Порядок купли продажи мотоцикла

Когда составляется протокол

Правом составить данный документ для отражения факта нарушения наделены лица, имеющие соответствующие полномочия. Протокол может быть составлен на имя гражданина или юридического лица. Закон допускает составление протокола даже при отсутствии нарушителя.
Протокол составляется при каждом случае установления факта правонарушения. Исключением становятся следующие случаи:

1. За совершенное нарушение предусмотрены штраф или предупреждение прямо на месте его совершения. Для этого уполномоченное лицо составляет постановление, оно передается нарушителю под расписку (п.1 ст. 28.2).

2. Нарушение правил безопасного передвижения на дорогах зафиксировано автоматической техникой или средствами фото-, видеосъемки.

Но обычно постановление выносится на основании заполненного ранее протокола. То есть, протокол устанавливает факт правонарушения, а постановление выносит наказание.
Нарушители по закону имеют право:

получить все возможные объяснения о своих правах и обязанностях по данному делу на основании ФЗ № 195;

после составления ознакомиться с протоколом;

  • после ознакомления подписать заполненный протокол или отказаться от его подписания с указанием основания отказа.
  • Подписать протокол обязано также лицо, ответственное за его составление. Документ оформляется в двух экземплярах: по количеству сторон, участвовавших в его составлении.
    Если нарушитель при оформлении протокола отсутствует, то экземпляр ему направляется по почте (на это дается 3 дня с момента составления). Если совершено нарушение, которое наказывается штрафом, то протокол обязательно сопровождается реквизитами для занесения в платежный документ при уплате штрафа.

    В какие сроки допускается оформление

    Протокол составляется на месте, в момент обнаружения свершившегося нарушения законодательства (п.1 ст. 28.5 ФЗ №195), что практикуется, если все обстоятельства дела и участники установлены.
    Если имеются обстоятельства, которые требуют выяснения, документ может быть составлен не позднее двух суток (п. 2 ст. 28.5).
    Если дело требует длительного или сложного выяснения обстоятельств, срок может быть продлен до 6 месяцев.

    Содержание документа

    Информация, занесенная в текст протокола, становится по делу доказательной базой, при его последующем рассмотрении (п. 2 ст. 28.2 ФЗ № 195), поэтому существуют определенные требования, предъявляемые к данному документу.

    Протокол составляется по стандартной форме, образец для заполнения вы можете скачать здесь.

    Необходимо внесение в документ следующей информации:

    место и дата составления документа;

    ФИО и должность составителя протокола;

    паспортные данные лица, совершившего нарушение,

    информация о потерпевших гражданах, при их наличии;

    ФИО и адреса свидетелей, если они имеются;

    ссылки на статьи закона, которые были нарушены;

    описание нарушения: его суть, место и время совершения, факт установления нарушения;

    ссылки на нарушенные пункты закона;

    объяснения, полученные от нарушителя;

  • другая информация, относящаяся к делу и которая может быть полезна.
  • Установленный порядок составления такого рода документации предписывает точно указать возраст нарушителя, так как при наказании существуют некоторые ограничения по возрасту. Например, наказание возможно только после достижения гражданином 16 лет.
    Указывается семейное положение, иждивенцы, так как при вынесении решения о сумме штрафа, учитывается материальное положение и общий доход.

    Необходимо отметить наличие нарушений, совершенных ранее. Их отсутствие становится смягчающим обстоятельством.

    Обратить особое внимание на описание обстоятельств дела: неверное описание может привести к неправильной квалификации правонарушения, а значит к неадекватному наказанию. После завершения процедуры протокол подписывается сторонами.
    Пример заполнения формы:

    Целиком заполненный образец протокола об административном правонарушении вы можете скачать здесь

    Кто составляет

    Главой 23 закона № 195-ФЗ устанавливается круг должностных лиц, которые обладают полномочием составлять такие документы.
    К таким лицам относят служащих:

    • органов исполнительной власти федерального значения и их подразделений;
    • региональных органов власти, список которых утвержден каждым субъектом федерации.

    Например, протокол могут составить судьи, сотрудники полиции, налоговой инспекции, таможни, органов исполнительной власти. Представители общественных организаций таким правом не обладают.

    Протоколы по административным нарушениям

    Все законодательные нормы, имеющие отношение к правилам безопасности на дорогах, отражены в гл. 12 ФЗ № 195. Нарушении правил в этом случае обычно не требует составления протокола, сотрудник ГИБДД выписывает постановление по месту совершения нарушения.
    Если нарушитель при составлении постановления отсутствует, то ему направляется копия с приложением фото- и видео-доказательств.
    Обычно требуется уплатить штраф в качестве наказания за нарушение правил.

    Если не сделать это вовремя, может быть наложено новое наказание. Кроме того, неуплата штрафа может вызвать некоторые неприятности, например, сделать невозможным выезд за границу. Поэтому лучше сразу же оплатить штраф.

    Иногда случается путаница со штрафами. Чтобы этого избежать, можно проверить сведения о наличии задолженностей на различных ресурсах в Интернете. Сведения можно найти по номеру автомобиля или постановления, а также по документам на машину.

    Возражение и обжалование

    При несогласии с составленным протоколом гражданин имеет право написать жалобу на имя вышестоящего начальника того лица, который составил протокол. Обжаловать можно и путем подачи искрового заявления в суд.
    В тексте жалобы необходимо описать суть дела, привести аргументы и ссылки на нарушенные статьи законодательства. Срок подачи жалобы – 10дней.
    Возражение может быть выписано при возникновении следующих обстоятельств:

    протокол составлен с нарушениями установленной процедуры;

    в протокол занесены недостоверные сведения, например, неправильная дата, место или описание события;

  • недостоверны источники информации или результаты экспертизы.
  • Даже одно из этих оснований дает гражданину право написать возражение. Готовый бланк возражения также можно скачать в Интернете.
    Лицо, в отношение которого был оформлен протокол, обладает правом привести собственную версию происшествия. Для этого составитель протокола обязан в тексте документа заполнить пункт «Объяснения», куда заносится вся информация со слов нарушителя. Ему также следует тщательно изучить всю информацию, вписанную в протокол, проследить, чтобы все свободные строчки документа были отмечены прочерками во избежание появления там недействительной информации.

    Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению, основания для признания его недопустимым доказательством

    Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

    Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. КоАП установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления в соответствии со ст. 28.4 КоАП. Во-вторых, ч. 1 ст. 28.6 КоАП предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола, а ч. 1.1 КоАП — случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

    Статья 28.2 КоАП содержит перечень обязательных к указанию в протоколе об административном правонарушении данных. Так, в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потер-певших, если имеются свидетели и потерпевшие. Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

    Читать еще:  Что значит исполнительский сбор у судебных приставов

    Место, время совершения и событие административного правонарушения также подлежит указанию в протоколе об административном правонарушении. Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения. Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для правильной квалификации правонарушения.

    В протоколе указывается статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

    Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, фиксируются протоколом, поскольку наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу. Исходя из объяснений нарушителя, можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение.

    При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

    Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. В этом случае копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

    Протокол об административном и рано нарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае их неявки в нем делается соответствующая запись.

    Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

    Если при рассмотрении дела об административном правонарушении протоколу об административном правонарушении принадлежит главенствующая роль, то при рассмотрении дела арбитражным судьей протокол выступает одним из доказательств, которое может быть признано недопустимым (правила установления недостатков протокола об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола см. в Постановлении Пленума PC РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

    Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

    Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

    В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, протокол об административном правонарушении подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которым был составлен протокол.

    Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

    Когда составляется протокол об административном правонарушении

    Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования к содержанию установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

    В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

    Основания для составления протокола об административном правонарушении

    Причинами могут быть:

    • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
    • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
    • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
    • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

    Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

    Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

    Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

    • сотрудники полиции;
    • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
    • сотрудники налоговой инспекции;
    • сотрудники МЧС;
    • должностные лица Росреестра;
    • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
    • пограничники;
    • работники трудовой инспекции;
    • должностные лица органов социальной защиты;
    • сотрудники Росздравнадзора.

    Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

    • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
    • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
    • инспекторы Счетной палаты;
    • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
    • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
    • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
    • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
    • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
    • инспекторы по охране окружающей среды;
    • должностные лица «Росатома»;
    • капитаны судов;
    • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
    • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.
    Читать еще:  Что должен знать автоюрист

    Порядок составления протокола об административном правонарушении

    Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

    Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

    Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании. Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

    Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

    Срок составления протокола об административном правонарушении

    Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания. Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

    Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

    • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
    • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
    • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

    По итогам административного расследования также оформляется протокол.

    Образец составления протокола об административном правонарушении

    При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

    • дату и место оформления;
    • должность и ФИО должностного лица;
    • сведения о нарушителе;
    • данные о свидетелях и пострадавших;
    • обстоятельства дела;
    • время и место нарушения;
    • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
    • письменное объяснение подозреваемого.

    Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

    Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

    Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

    Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты. Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

    Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

    Когда не нужен акт об административном правонарушении

    Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

    В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

    Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами. Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

    Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

    • работа без кассовой техники;
    • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
    • невыдача покупателю чека.

    Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

    • дата и место составления;
    • должность и ФИО сотрудника;
    • сведения о нарушителе;
    • данные о свидетелях и пострадавших;
    • обстоятельства дела;
    • время и место нарушения;
    • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
    • письменное объяснение подозреваемого.

    Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

    Комментарии

    Добрый день. Интересует процедура оформления протокола об административном правонарушении. Я не заменил паспорт в течении 30 дней со дня достижения мной возраста 20 лет и 22.02.2013 младшим сержантом полиции западного округа города Краснодара в здании отдела УФМС России западного округа города Краснодара на меня был составлен протокол об административном нарушении по статье 19.15. Так как я считаю что совершенное мной нарушение является незначительным и влечет за собой предупреждение а не наложение штрафа и не попадает под действие статьи 19.15 КоАП я сообщил сотруднику полиции что не согласен с протоколом. При составлении протокола мне не разъяснили мои права и обязанности. Сотрудник полиции лишь сообщил мне что я могу либо подписать протокол и идти оплачивать штраф, либо отказаться от подписи в присутствии двух понятых/свидетелей (я так и не понял, это были понятые или свидетели?) и в последствии обжаловать действия сотрудников. Я отказался от подписи. После того как протокол был составлен сотрудники полиции нашли двух свидетелей и в их присутствии два раза спросили у меня: «вы отказываетесь от подписи протокола?», я дважды ответил «да». После этого свидетели не глядя расписались в каком-то документе и ушли. При этом ни мне, ни свидетелям не дали ознакомиться с протоколом, ни мне, ни свидетелям не разъяснили права и обязанности. Так же в протоколе нет моих объяснений, почему я отказался от подписи. После того как протокол был составлен и я отказался от подписи я попросил сотрудника полиции выдать мне копию протокола, однако получил отказ. Сотрудник полиции сообщил мне, что в случае отказа от подписи копия протокола не выдается, что я должен обращаться с жалобой в суд, а суд сам найдет и протокол, и постановление по делу об административном правонарушении.

    В связи с вышеописанным у меня возник ряд вопросов:

    Действительно ли в случае отказа от подписи копия протокола и постановления не выдается?

    Кто должен вынести постановление по делу об административном правонарушении в моем случае – сотрудник составивший протокол, его руководство или суд?

    После вынесения постановления – как я могу получить его на руки?

    Действительно ли я могу подать жалобу в суд не имея на руках постановления?

    Если да – то в каком порядке и в какой суд?

    Хватит ли нарушений допущенных сотрудником полиции при составлении протокола для выигрыша в суде?

    Есть ли судебная практика по статье 19.15 КоАП? Можно ли доказать что мой паспорт не является «недействительным»?

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]