English

Ответственность водителя при ДТП на автомобиле работодателя

Ответственность водителя при ДТП на автомобиле работодателя

Возмещение ущерба, причинённого работодателю работником в ДТП

В статье рассматриваются правовые вопросы возмещения ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии лицом, управляющим транспортным средствам, исполняющим обязанности по трудовому договору либо действующим в интересах работодателя, из предложенного материала читатель узнает о том, как и в каком размере возмещается ущерб, причиненный работником – водителем, мы рассмотрим основания, при которых водитель несет полную и ограниченную материальную ответственность перед работодателем за причинённый им в дорожной аварии ущерб.

Содержание статьи

Основным признаком любого дорожно-транспортного происшествия является наступление вредоносных последствий. Вне зависимости от характера и размера причинённого вреда – материального, морального, либо его совокупности, вред подлежит возмещению потерпевшему лицу в полном объеме. Частным случаем причинения вреда, имеющим определенную специфику, является ДТП по вине работника – водителя, управляющего транспортным средством. Как правило, в таких ДТП, прямой материальный ущерб для работодателя выражается в повреждении принадлежащего ему транспортного средства и (или) перевозимого груза. Кроме того, если в ДТП пострадали третьи лица либо их имущество, то за такие действия работника несёт ответственность работодатель, которому причиняется тем самым косвенный ущерб.

Ответственность работодателя за ущерб, причиненный работником в ДТП

В соответствии со статьёй 1068 ГК РФ:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Для правильного понимания и применения данной правовой нормы применительно к рассматриваемой в статье темы, термин «работник» распространяется на физических лиц, вне зависимости от их гражданской принадлежности, которые управляли транспортным средством на основании трудового договора (контракта), а также водителей, выполняющих работу по гражданско-правовому договору, если при этом указанные лица действовали или должны были действовать по заданию работодателя (поручителя) и под его контролем за безопасностью перевозок.

Таким образом, действующее положения закона, недвусмысленно указывают работодателя, как лицо, ответственное за вредоносные последствия от действий водителя – работника перед потерпевшим.

Водителям – профессионалам, которые стали участниками ДТП, вне зависимости от их вины в нарушении требований Правил дорожного движения, следует знать и помнить о том, что при предъявлении к ним иска о возмещении ущерба, следует привлекать к участию в деле в соответчика работодателя.

Основания и размер возмещения ущерба, причиненного работником- водителем

В подавляющем большинстве дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине работников, работодатели предъявляют к ним претензии с требованиями полного возмещения причинённого материального ущерба от повреждения, принадлежащих им автомобилей и (или) иного имущества. Такого рода требования не всегда основаны на законе. Дело в том, что при заключении трудового договора работодатель зачастую включает в него условия о полной материальной ответственности водителя за повреждение вверенного ему транспортного средства и иного имущества. Однако, полная материальная ответственность работника не может устанавливается договорном порядке.

Порядок и условия возмещения ущерба урегулированы в действующем трудовом законодательстве. Условия трудового или иного договора, противоречащие требованиям закона, не должны применяться и признаются недействительными. Поэтому водителю, попавшему в ситуацию, при которой затронуты имущественные интересы работодателя (заказчика), рекомендуется воздержаться от безоговорочного выполнения подобного рода претензий.

Статья 22 Трудового кодекса РФ наделяет работодателя правом привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в установленном порядке, поэтому в каждом отдельном случае ДТП важно разобраться с фактическими основаниями для взыскания ущерба с работника-водителя.

В соответствии с законом ответственность работника – водителя транспортного средства за причинение имущественного ущерба работодателю, наступает только при наличии вины. Вина должна быть доказана и установлена вступившим в законную силу актом.

Статьей 238 ТК РФ закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. При этом под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

При этом, работодатель может отказаться права взыскания ущерба с виновного работника, освободив последнего от материальной ответственности (ст. 240 ТК РФ).

Закон защищает права работника, ограничивая размер его ответственности в пределах установленного на момент ДТП среднего месячного заработка по занимаемой должности. Таким образом, по общему правилу, за причинение материального ущерба от повреждения подвижного состава и (или) перевозимого груза, а также компенсированный работодателем вред, причинённый третьим лицам, работник – водитель несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Однако нормы Трудового кодекса РФ (ТК РФ), предусматривают возможность и полноразмерной ответственности работника. Работник — водитель может привлекаться к полной материальной ответственности в виде возмещения причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном размере. Основания, которые влекут за собой полную материальную ответственность и её условия перечислены в статьях 242, 243 ТК РФ.

Можно выделить следующие случаи полной ответственности водителя перед работодателем.

1. Совершение административного правонарушения, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие и привлечение к административной ответственности, вступившим в законную силу постановлением ГИБДД, суда или иного административного органа.

Рекомендуем к ознакомлению:

Как правило, речь идёт о нарушениях ПДД РФ, ответственность за которые предусмотрена главой 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судебная практика по таким делам основана на позиции, утверждённой пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

2. Совершение преступления, повлекшего причинение вреда и подтверждённое вступившим в законную силу приговором суда. Это может быть, как умышленное преступление, так и преступление, совершенное по неосторожности, примером которого является состав, указанный в статье 264 УК РФ.

3. Причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Факт нахождения в состоянии опьянения должен быть доказан и подтверждён актом медицинского освидетельствования или заключением медико-наркологической экспертизы.

4. Совершение дорожно-транспортного происшествия не при исполнении трудовых обязанностей с использованием транспортного средства, принадлежащего работодателю.

Важно знать: ответственность работника – водителя транспортного средства перед работодателем исключается в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны, а равно и при неисполнении работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для поддержания в технически исправном состоянии транспортного средства, вверенного работнику для исполнения трудовых обязанностей.

Порядок возмещения ущерба, причиненного работником работодателю

Порядок возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, определен нормами ТК РФ. Его основные положения сводятся к следующим действиям.

  • Установление размера, причиненного водителем-работником ущерба. Его сумма включает в себя все фактические потери, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной регионе на дату возникновения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).
  • Проведение работодателем проверки для определения суммы причиненного вреда, а также и причин, и условий его возникновения. На практике эти задачи решаются комиссией, которая создаётся по письменному распоряжению работодателя и осуществляет возложенные на неё полномочия.
  • В ходе проверки, от работника в письменной форме принимается объяснение, по факту обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, принимаются меры к получения необходимых сведений и документов из ГИБДД о ДТП, составляются сметы и расчёты и пр. При отказе водителя излагать требуемую информацию, членами комиссии составляется акт.
  • По завершении работы комиссии, составляется акт проверки, который подписывается всеми её членами. Все материалы, собранные комиссией и итоговое заключение, предоставляются работнику – водителя для ознакомления. При несогласии работник имеет право обжаловать выводы комиссии.
  • На основании акта комиссии работодателем издаётся распоряжение (приказ) о взыскании причиненного ущерба из заработной платы работника, если сумма причиненного ущерба не превышает среднего месячного заработка работника. Такое распоряжение издаётся в срок не превышающий одного месяца с даты установления работодателем окончательного размера причиненного материального вреда.

При несогласии работника — водителя в добровольном порядке возместить причиненный работодателю вред, последний вправе обратиться в суд с иском о возмещении материального ущерба, причинённого в ДТП, включив в сумму требований как прямой ущерб, так и регрессные требования. Ответчиком по такому иску будет признан водитель-участник ДТП. При рассмотрении дела в суде, противостоять ему будут профессиональные юристы, направленные работодателем с целью обратить человека в долговое рабство.

Важно понимать, что шансы на успех у профессионалов на порядок выше, чем у дилетантов. Для того, чтобы добиться справедливости при несогласии с требованиями истца — работодателя, а равно и с виной в ДТП, участник аварии не должен пренебрегать помощью профессиональных юристов.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Ответственность водителя при дтп на автомобиле работодателя

Whatsapp Viber icon

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:

  • Вина служащего.
  • Последствия его проступка.
  • Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.

Материальная ответственность является обязательной для многих должностей, ее особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ. Устраиваясь на работу в качестве водителя на автотранспортное средство различных модификаций, гражданин должен понимать, за что с него могут спросить и какие наказания в материальном плане он может понести.
Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.

Что делать работодателю если водитель привел автомобиль в негодность

Штатный водитель организации при перевозке других сотрудников организации попал в дорожно-транспортное происшествие, при этом он является его виновником. Работодатель принял решение лишить его по итогам месяца премии. Один из пострадавших (третье лицо) хочет взыскать с организации сумму причиненного ему ущерба, которую не покрыла страховка.

Согласно статье 241 Трудового Кодекса РФ, работник несет материальную ответственность за причиненный ущерб, не более чем в приделах своего месячного заработка. Это справедливо, если не вступают в силу какие либо иные федеральные законы.

Крайне редко бывают ситуации, когда не виновны оба участника аварии. В таком случае, либо оба лишаются права на возмещение ущерба, либо ущерб разделяется в долях между участниками.

Должностная инструкция водителя – экспедитора указывает, что он обязан отвечать за автотранспортное средство, которое доверило ему предприятие, и за транспортируемый груз. Какая конкретно мера ответственности ляжет на работника в результате ЧП, решается по обстоятельствам дела.

Если водитель нанес ущерб третьим лицам, например, при ДТП, то руководитель обязан его выплатить, а затем в течение года взыскивать из заработка виновного.

Общее правило об ограничении размера материальной ответственности, установленное положениями ст. 241 ТК РФ, в полной мере применяется к работникам-водителям. В пределах месяца со дня окончательного установления работодателем размера ущерба, причиненного работником, взыскание суммы ущерба может быть осуществлено по распоряжению работодателя.

Работник организации может причинить третьим лицам вред при исполнении трудовых обязанностей, но не в связи с использованием источника повышенной опасности. Так, маляр может красить здании и случайно забрызгать припаркованный рядом автомобиль.

Читать еще:  Сильно укачивает в машине что делать

Из изложенного следует, что выплаты в возмещение вреда, которые будут произведены работодателем третьему лицу по вине работника, являются прямым действительным ущербом для работодателя, так как повлекут уменьшение имущества (денежных средств) работодателя на размер выплаченной суммы.

В силу ч. 2 ст. 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.

Определение водителя в различных отраслях права отличается. Так, в административном праве, в соответствии с положениями п. 1.2.

Статьей 241 ТК РФ определено — каждый специалист привлекается к материальной ответственности ограниченного вида.

В каких случаях можно сдать обувь по гарантии? Куда и в какие сроки обратиться, чтобы обменять обувь на новую или вернуть деньги? Когда продавец может обувь не принять?

В современном деловом мире, отличающемся мобильностью и подвижностью, трудно представить организацию, которая не использовала бы в своей деятельности служебные автомобили. Как известно, использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих.

Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит.

В современном деловом мире, отличающемся мобильностью и подвижностью, трудно представить организацию, которая не использовала бы в своей деятельности служебные автомобили. Как известно, использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих.

Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит.

Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.

Организация выступит в качестве ответчика и в суде, а водитель организации будет представлять лишь третье лицо со стороны ответчика.

Если же сумма причиненного ущерба превышает средний месячный заработок виновного работника, то работник может быть привлечен к полной материальной ответственности только при наличии оснований, предусмотренных частью первой ст. 243 ТК РФ.

Согласно букве закона транспортные средства являются источником повышенной опасности и если не доказано, что потерпевший имел некий злой умысел или на участников ДТП действовали некие непреодолимые силы, то ущерб должен быть возмещен в полной мере не зависимо от того, кто является фактическим владельцем автомобиля.

В настоящее время, наверное, одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий является профессия IT-специалиста.

Работник обязан возместить причиненный вред имуществу работодателя, в том числе за ухудшение состояния имущества, необходимости произвести расходы на приобретение имущества или компенсации вреда, причиненного третьим лицам. Гражданским кодексом РФ (ст. 1068 ГК РФ) установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Сущность деятельности водителя заключается в управлении транспортным средством. Автомобиль считается источником повышенной опасности.

Также в указанном перечне присутствует перечисление работ, при выполнении которых сотрудник может привлекаться к полной ответственности. Среди таковых нужно отметить получение, хранение, учет и транспортировку материальных ценностей.

Также следует упомянуть, что должность экспедитора присутствует в перечне должностей, к которым может устанавливаться полная мат. ответственность.

При управлении автотранспортным средством водитель отвечает исключительно за эксплуатируемую им по договору технику. В сложных ситуациях, когда решение трудового спора берет на себя суд, руководитель может заявить, что автомобиль сам по себе является ценностью. Но это не совсем так, машина служит для доставки людей или грузов, является транспортным средством, не представляющим собой цель перевозки.

По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора.

Если же умысел не доказан, то порча имущества (груза или транспортного средства) оплачивается провинившимся только в размере среднего месячного заработка. Умысел, заключенный в действии (бездействии), приведшему к потере финансовых средств, доказывается в суде собственником имущества.

Пошаговая процедура получения работодателем компенсации

За вред же, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля ответственность наступает без вины (кроме случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). Ответственность без вины означает, что владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он правила дорожного движения или нет.

Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:

  • Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.

Аналогичная ситуация складывается, когда в ДТП попадает автомобиль организации без автогражданки. С пострадавшим рассчитается Белорусское бюро по транспортному страхованию.

Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:

  • Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.

Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?

ДТП в полном размере можно было только тогда, когда в его действиях по ДТП содержался состав преступления. В других случаях с водителя в порядке регресса можно было взыскать ущерб только в размере среднего месячного заработка.

Вы можете не согласиться с размером ущерба и просить назначить новую экспертизу или оценку, но это целесообразно делать на судебной стадии рассмотрения спора.

Однако, закон предусматривает случаи, когда сумма ответственности должна быть возмещена работником в полном размере, примирительно к рассматриваемой теме это:

  1. причинение ущерба умышлено;
  2. нанесение ущерба в состоянии любого из видов опьянения;
  3. причинение ущерба в результате совершения преступления, которое установлено приговором суда;
  4. причинение ущерба в результате совершения административного правонарушения, если оно установлено соответствующим государственным органом (учреждением);
  5. нанесения ущерба не при исполнении служебных обязанностей.

Страховые компании такой ущерб не возмещают. Но пострадавшая сторона вправе потребовать этого от владельца автомобиля.

Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Если же ДТП произошло в результате столкновения двух или более транспортных средств, то закон (п.3 ст.1079 Гражданского кодекса РФ) в этом случае устанавливает два варианта ответственности.

Ответственность водителя при дтп на автомобиле работодателя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Ответственность водителя при дтп на автомобиле работодателя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что возмещение ущерба будет производиться вне зависимости от того, был ли он привлечен к какой-либо ответственности (уголовная, административная и т.д.).

Материальная ответственность является обязательной для многих должностей, ее особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ. Устраиваясь на работу в качестве водителя на автотранспортное средство различных модификаций, гражданин должен понимать, за что с него могут спросить и какие наказания в материальном плане он может понести.

Когда ответственности можно избежать?

В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в том числе работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В соответствии со ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено самим ТК РФ или иными федеральными законами.

В случае если ущерб нанесен в результате административного нарушения и факт этого нарушения установлен уполномоченным гос. Органом, то в соответствии с шестым пунктом 243 статьи ТК РФ, на работника может быть возложена полная материальная ответственность и выплата полного объема причиненного ущерба.

Крайне редко бывают ситуации, когда не виновны оба участника аварии. В таком случае, либо оба лишаются права на возмещение ущерба, либо ущерб разделяется в долях между участниками.
Если автомобиль застрахован по ОСАГО, то разницу в покрытии взимают с виновника. Если заработка за месяц недостаточно, при отсутствии компромисса, дело рассматривается в судебном порядке. Суд может назначить возмещение ущерба в случае, когда виновник уже уволился с предприятия. Если же гражданин продолжает трудиться, то взыскание недостающих сумм производится в течение года из заработной платы.

Во-первых, работодатель обязан строго соблюсти процедуру служебного расследования по данному факту и предписания законодательства по порядку взыскания ответственности.

Для того, чтобы работник был финансово наказан, руководитель обязан доказать и сформулировать перечисленные требования. Существуют общие правила определения ограниченной и полной материальной ответственности. Если трудовое соглашение заключено с учетом ограничений, то взыскать ущерб можно только в течение месяца со дня происшествия и не больше, чем средний заработок за месяц.

Размер ущерба, причиненного работником-водителем работодателю, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Например, владелец автомобиля заехал на парковку, несмотря на ограждение и информационные таблички о покраске.

Ответственность работодателя при ДТП работника в 2019 году

Иными словами вина является обязательным условием для привлечения работника к материальной ответственности.

В соответствии с положениями п. 13 Постановления Пленума № 52 в тех случаях, когда невозможно установить день причинения ущерба, работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения.

Водитель автомобиля (всех указанных разрядов) осуществляет управление транспортными средствами и поддерживает их функционирование: заправку топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью; проверку технического состояния автомобиля; устранение возникших во время работы мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.

Для того чтобы определить, может ли водитель привлекаться к полной мат. ответственности, необходимо учесть ряд нюансов.

В каких случаях можно сдать обувь по гарантии? Куда и в какие сроки обратиться, чтобы обменять обувь на новую или вернуть деньги? Когда продавец может обувь не принять?

Читать еще:  С каких лошадиных сил берется транспортный налог

В современном деловом мире, отличающемся мобильностью и подвижностью, трудно представить организацию, которая не использовала бы в своей деятельности служебные автомобили. Как известно, использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих.

Общим правилом является ограничение ответственности работника размером его среднего заработка (ст. 241 ТК РФ). К полной ответственности работник может быть привлечен только в случаях, исчерпывающим образом определенных ТК РФ или иными федеральными законами.

Сразу следует сделать две оговорки. Во-первых, под организацией в рассматриваемом вопросе понимаются юридические лица всех организационно — правовых форм, а также предприниматели без образования юридического лица. Во-вторых, в контексте рассматриваемой проблемы не имеет значения, находится ли служебный автомобиль у организации на праве собственности или на праве аренды.

Четыре кита всякой ответственности — вина, противоправность, причинно-следственная связь, наличие вреда — лежат и в основе материальной ответственности работников.

В рассматриваемой ситуации, единственным вариантом привлечения водителя к полной материальной ответственности является случай, предусмотренный п. 6 части первой ст. 243 ТК РФ, — причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

III. Определение работника-водителя

Если организация понесла, какой либо ущерб не по вине водителя, то взыскивать с него возмещение в порядке регресса противозаконно.

Если же сумма причиненного ущерба превышает средний месячный заработок виновного работника, то работник может быть привлечен к полной материальной ответственности только при наличии оснований, предусмотренных частью первой ст. 243 ТК РФ.

Но есть и обратная сторона. Должен ли выплачивать ущерб именно водитель автомобиля зарегистрированного на организацию?

Трудовое законодательство в нашей стране регламентирует отношения, определенные рабочей деятельностью, между работодателем и работником.

По общему правилу сумма материальной ответственности не может быть больше среднего заработка работника.
Конечно, водитель не останется без внимания, он будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика, но вот вред придется возмещать организации. При этом совсем не обязательно, чтобы водитель, управляющий вашим служебным автомобилем, работал только на основании трудового договора.

Сущность деятельности водителя заключается в управлении транспортным средством. Автомобиль считается источником повышенной опасности.

Прежде всего, важно помнить список должностей, обязательных для привлечения к данному виду ответственности, закреплен ТК РФ и Постановлением Министерства труда РФ. Должность водителя в нем не указана.

Ответственность водителя при дтп на автомобиле работодателя

Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд.

По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора.

И если организация заключила с водителем такой договор, он не будет являться основанием для привлечения его к полной материальной ответственности.

Пошаговая процедура получения работодателем компенсации

За вред же, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля ответственность наступает без вины (кроме случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). Ответственность без вины означает, что владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он правила дорожного движения или нет.

Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.

Доводы предприятия о завышенном размере стоимости ремонта и неверном перерасчете размера вреда суд признал несостоятельными. С 01.01.2016 услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей не требуют обязательного подтверждения соответствия.

Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:

  • Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.

Первый вид характеризуется явным пониманием происходящего и желанием нанести урон собственнику автотранспорта. Косвенная вина заключается в нежелании предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия.

Работодатель принял решение лишить его по итогам месяца премии. Один из пострадавших (третье лицо) хочет взыскать с организации сумму причиненного ему ущерба, которую не покрыла страховка.

К примеру, если вы попали в ДТП на автомобиле работодателя, однако, виновником является другой участник аварии, то возмещать работодателю вы ничего не обязаны. В данном случае работодателю следует обратиться в страховую компанию либо взыскивать ущерб непосредственно с виновного лица.

Страховые компании такой ущерб не возмещают. Но пострадавшая сторона вправе потребовать этого от владельца автомобиля.

Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС.
Вред же, причиненный владельцам столкнувшихся транспортных средств, возмещается на общих основаниях, то есть с учетом всех четырех условий возникновения ответственности, в том числе и вины участников. В этом случае, как показывает обзор судебной практики, вред возмещает тот, кто виноват.

Ответственность водителя при дтп на автомобиле работодателя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Ответственность водителя при дтп на автомобиле работодателя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что возмещение ущерба будет производиться вне зависимости от того, был ли он привлечен к какой-либо ответственности (уголовная, административная и т.д.).

Материальная ответственность является обязательной для многих должностей, ее особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ. Устраиваясь на работу в качестве водителя на автотранспортное средство различных модификаций, гражданин должен понимать, за что с него могут спросить и какие наказания в материальном плане он может понести.

Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.

Что делать работодателю если водитель привел автомобиль в негодность

Согласно статье 241 Трудового Кодекса РФ, работник несет материальную ответственность за причиненный ущерб, не более чем в приделах своего месячного заработка. Это справедливо, если не вступают в силу какие либо иные федеральные законы.

Кроме этого, ст. 1079 ГК РФ вводит такое понятие как водитель без вины. Это значит, что владелец автомобиля несет материальную ответственность вне зависимости от того, нарушал он правила дорожного движения или нет. Этот принцип работает и в том случае, когда в ДТП участвуют третьи лица.

Должностная инструкция водителя – экспедитора указывает, что он обязан отвечать за автотранспортное средство, которое доверило ему предприятие, и за транспортируемый груз. Какая конкретно мера ответственности ляжет на работника в результате ЧП, решается по обстоятельствам дела.

Если водитель нанес ущерб третьим лицам, например, при ДТП, то руководитель обязан его выплатить, а затем в течение года взыскивать из заработка виновного.

В настоящей статье под работником-водителем будет пониматься лицо, с которым заключен трудовой договор, предполагающий в качестве основной трудовой обязанности управление транспортным средством.

Работник организации может причинить третьим лицам вред при исполнении трудовых обязанностей, но не в связи с использованием источника повышенной опасности. Так, маляр может красить здании и случайно забрызгать припаркованный рядом автомобиль.

Ответственность работодателя при ДТП работника в 2019 году

Иными словами вина является обязательным условием для привлечения работника к материальной ответственности.

В силу ч. 2 ст. 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.
Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. № 31 (с изменениями и дополнениями), содержат описание характеристики работ и требования к знаниям водителей автомобиля четвертого, пятого, и шестого разрядов.

Для того чтобы определить, может ли водитель привлекаться к полной мат. ответственности, необходимо учесть ряд нюансов.

Коррупция является проблемой многих государств мира. Борьба с этой «социальной чумой» заключается, как правило, в уголовном преследовании взяточников.

Сразу следует сделать две оговорки. Во-первых, под организацией в рассматриваемом вопросе понимаются юридические лица всех организационно — правовых форм, а также предприниматели без образования юридического лица. Во-вторых, в контексте рассматриваемой проблемы не имеет значения, находится ли служебный автомобиль у организации на праве собственности или на праве аренды.

Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит.

Сразу следует сделать две оговорки. Во-первых, под организацией в рассматриваемом вопросе понимаются юридические лица всех организационно — правовых форм, а также предприниматели без образования юридического лица. Во-вторых, в контексте рассматриваемой проблемы не имеет значения, находится ли служебный автомобиль у организации на праве собственности или на праве аренды.

Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит.

Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:

  • включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
  • узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
  • не менять положение поврежденных ТС;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
  • осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
  • сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;

Организация выступит в качестве ответчика и в суде, а водитель организации будет представлять лишь третье лицо со стороны ответчика.

Если же сумма причиненного ущерба превышает средний месячный заработок виновного работника, то работник может быть привлечен к полной материальной ответственности только при наличии оснований, предусмотренных частью первой ст. 243 ТК РФ.

Но есть и обратная сторона. Должен ли выплачивать ущерб именно водитель автомобиля зарегистрированного на организацию?

В настоящее время, наверное, одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий является профессия IT-специалиста.

Подмена водителя при дтп ответственность

По общему правилу сумма материальной ответственности не может быть больше среднего заработка работника.

Гражданским кодексом РФ (ст. 1068 ГК РФ) установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Сущность деятельности водителя заключается в управлении транспортным средством. Автомобиль считается источником повышенной опасности.

Прежде всего, важно помнить список должностей, обязательных для привлечения к данному виду ответственности, закреплен ТК РФ и Постановлением Министерства труда РФ. Должность водителя в нем не указана.

Читать еще:  Штраф за перевозку людей в грузовом фургоне

Нарушил водитель, а отвечать работодателю?

Помимо этого, сотрудник может привлекаться к другим видам ответственности. К примеру, к индивидуальной и административной. Ключевое значение при этом играют должностные обязанности, возлагаемые на работника.

Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд.

По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора.

При вынесении административного или иного наказания любым государственным органом должна быть отражена причинно — следственная связь между проступком водителя и наступившими финансовыми потерями владельца (руководителя) ТС. Одновременно устанавливается размер взыскания и способы его возмещения.

Пошаговая процедура получения работодателем компенсации

За вред же, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля ответственность наступает без вины (кроме случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). Ответственность без вины означает, что владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он правила дорожного движения или нет.

Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации.

Аналогичная ситуация складывается, когда в ДТП попадает автомобиль организации без автогражданки. С пострадавшим рассчитается Белорусское бюро по транспортному страхованию. Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя

Вы можете не согласиться с размером ущерба и просить назначить новую экспертизу или оценку, но это целесообразно делать на судебной стадии рассмотрения спора.

Однако, закон предусматривает случаи, когда сумма ответственности должна быть возмещена работником в полном размере, примирительно к рассматриваемой теме это:

  1. причинение ущерба умышлено;
  2. нанесение ущерба в состоянии любого из видов опьянения;
  3. причинение ущерба в результате совершения преступления, которое установлено приговором суда;
  4. причинение ущерба в результате совершения административного правонарушения, если оно установлено соответствующим государственным органом (учреждением);
  5. нанесения ущерба не при исполнении служебных обязанностей.

Разбор дтп с подменой водителя до приезда сотрудников дпс

Ремонт автомобиля предприятия «А» потребовал 11 млн бел. руб. По страховке оно получило 3,85 млн бел. руб.

Вы узнаете об основаниях для остановки авто, правилах общения с инспектором ГИБДД, видеосъемке регистратором разговора, правах и ограничениях сотрудников ГИБДД.

Вред же, причиненный владельцам столкнувшихся транспортных средств, возмещается на общих основаниях, то есть с учетом всех четырех условий возникновения ответственности, в том числе и вины участников. В этом случае, как показывает обзор судебной практики, вред возмещает тот, кто виноват.

Можно взыскать ущерб с водителя-работника предприятия, виновника ДТП

Штатный водитель организации при перевозке других сотрудников организации попал в дорожно-транспортное происшествие, при этом он является его виновником. Работодатель принял решение лишить его по итогам месяца премии. Один из пострадавших (третье лицо) хочет взыскать с организации сумму причиненного ему ущерба, которую не покрыла страховка.

Имеет ли право организация удержать эту сумму с водителя, или же, поскольку он уже был лишен премии, такого права у организации нет?

1. Согласно п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в том числе работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. То есть право требования возместить ущерб у работодателя возникнет только после того, как он выплатит возмещение лицу, которому причинен вред действиями работника.

В соответствии со ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено самим ТК РФ или иными федеральными законами. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). Иными словами вина является обязательным условием для привлечения работника к материальной ответственности.

Из вопроса видно, что водитель виноват в дорожно-транспортном происшествии (далее — ДТП), а следовательно, и в возникновении ущерба, причиненного в результате этого ДТП. Согласно части первой ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть вторая ст. 238 ТК РФ). Из изложенного следует, что выплаты в возмещение вреда, которые будут произведены работодателем третьему лицу по вине работника, являются прямым действительным ущербом для работодателя, так как повлекут уменьшение имущества (денежных средств) работодателя на размер выплаченной суммы. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (часть первая ст. 246 ТК РФ). По общему правилу за причиненный работодателю ущерб работник несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Полная материальная ответственность, предполагающая возмещение причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном размере, может возлагаться на работника лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 242 ТК РФ).

Следовательно, если работодатель возместит ущерб, причиненный работником третьему лицу, и сумма указанной выплаты не будет превышать среднего месячного заработка данного работника, то работодатель вправе взыскать с него указанные суммы (ст. 241 ТК РФ). Взыскание с виновного работника в таком случае производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба (часть первая ст. 248 ТК РФ). Если же сумма причиненного ущерба превышает средний месячный заработок виновного работника, то работник может быть привлечен к полной материальной ответственности только при наличии оснований, предусмотренных частью первой ст. 243 ТК РФ. При отсутствии таких оснований с работника может быть взыскана только сумма, которая не превышает размера его среднего месячного заработка независимо от размера причиненного ущерба.

В рассматриваемой ситуации, единственным вариантом привлечения водителя к полной материальной ответственности является случай, предусмотренный п. 6 части первой ст. 243 ТК РФ, — причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Судебная практика исходит из того, что привлечение к ответственности по этому основанию возможно при условии, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении работника вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»). Кроме того, судебная практика также свидетельствует о том, что одного лишь факта совершения работником, занимающим должность водителя, дорожно-транспортного происшествия, в результате которого работодателю причинен ущерб, недостаточно для применения к такому работнику полной материальной ответственности, если для этого нет оснований, прямо предусмотренных законодательством (смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2009 N А56-25335/2008, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.03.2011 N 33-3500/2011, определение Президиума Московского областного суда от 11.02.2004 N 103).

Таким образом, если работник не согласится добровольно возместить ущерб, причиненный работодателю, а сумма ущерба будет превышать его средний месячный заработок, то взыскание указанной суммы может быть осуществлено работодателем только в судебном порядке. Если суд удовлетворит требование работодателя о возмещении работником ущерба в полном размере, то погашение задолженности будет производиться в соответствии с вынесенным судебным решением. Если же у работодателя отсутствуют законные основания для привлечения работника к полной материальной ответственности, то взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающего его среднего месячного заработка, можно будет осуществить на основании распоряжения работодателя. И в данной ситуации согласия работника на это не требуется. Однако необходимо помнить, что такое распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

2. Согласно ст. 129 ТК РФ стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются составной частью заработной платы. Системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ). В силу части первой ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Таким образом, премия выплачивается за определенные достижения в работе, выполнение определенных показателей, и ее целью является прежде всего повышение мотивации сотрудников. Поэтому круг премируемых работников, условия премирования и размеры премий определяются, как правило, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК РФ). Поскольку законодательство не устанавливает условия премирования, то ключевое значение приобретают положения локального нормативного акта работодателя, которым установлена премия. Руководитель организации вправе не начислять (уменьшить) премию тому работнику, чья работа не соответствовала критериям, закрепленным в таком локальном нормативном акте.

Таким образом, премия является средством, стимулирующим добросовестное исполнение работником трудовых обязанностей, а лишение работника премии зависит от волеизъявления работодателя и не свидетельствует о том, что работник понес расходы по возмещению ущерба, причиненного им в результате ДТП. Иными словами, лишение работника премии не препятствует работодателю требовать возмещения причиненного ему работником прямого действительного ущерба. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите решение Кемеровского районного суда по делу N 2-822/2011).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

7 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]