English

По какой стороне дороги должен идти пешеход

По какой стороне дороги должен идти пешеход согласно ПДД, чтобы не нарушать

Сводом правил дорожного движения регламентируются действия всех его участников, в том числе и пешеходов. Каждый год этот законодательный акт изменяется. Поэтому необходимо следить за актуальными сведениями. После выхода новой редакции ПДД стоит уточить, по какой стороне дороги, если нет тропинок, должен идти пешеход. В этом законодательном акте пешеходам стоит изучить пункт 4, а также все его подпункты.

Определения, использующиеся в законе

Закон разделяет несколько участков, по которым может двигаться человек. При трактовке закона это нужно учитывать.

  1. Тротуар – дорожка, располагающаяся выше проезжей части. Его также располагают у велосипедных дорожек.
  2. Обочина – выделенное место для передвижения людей, прилегающее к проезжей части и не отличающееся от нее по высоте. Выделяют обочину особым покрытием или при помощи разметки. Транспорт на обочине можно оставлять, а также допустимо его передвижение по этой части дороги.

У проезжей части невозможно одновременно расположить обочину и тротуар. Если вдоль дороги располагается канава, то, скорее всего, она не будет иметь обочину, за траншеей может быть оборудована тропинка.

Также правилами предусмотрено использование велопешеходных и велосипедных дорожек для перемещения людей. На них можно сходить при отсутствии обочин и тротуаров.

Пешеходами называют людей, находящихся вне транспортного средства. К ним причисляют:

  • лиц, использующих коляски без моторов для перемещения инвалидов;
  • перемещающих инвалидную или детскую коляску, а также использующие санки для перевозки дошколят;
  • перемещающихся на самокатах, роликовых коньках и аналогичных видах спортивного инвентаря.

Водители мопедов, квадроциклов и мотоциклов являются полноправными водителями. При этом есть интересный законодательный нюанс: водители двухколесного транспорта могут выступать и в роли пешеходов, когда они не сидят за рулем, а ведут транспортное средство, находясь сбоку и придерживая за руль. В некоторых случаях сам закон указывает водителю на необходимость спешится. Например, велосипедистам при перемещении по пешеходным дорожкам нужно перемещаться пешком.

Дорожные рабочие по ПДД не являются пешеходами, пока выполняют задания мастера. Но и им нужно вести себя осторожно. Как только они прекращают выполнение работ, на них начинают действовать общие правила для пешеходов.

Список запретов для пешеходов

Правила накладывают следующие ограничения на людей, перемещающихся пешими способами:

  1. Недопустимо передвижение людей по центру проезжей части без разметки или у разделительной полосы.
  2. По краю скоростной автомагистрали движение недопустимо. Автомобили по такой магистрали двигаются очень быстро, и поток воздуха, который они создают, может сбить человека с ног. Из-за высокой вероятности ДТП со смертельным исходом по ней не должен двигаться пешеход. Именно по этой причине автомагистрали не оборудованы места для прохода людей.
  3. Задерживаться во время пересечения дорожного полотна не допустимо. Рассчитывайте время, необходимое на преодоление проезжей части, чтобы не стоять на разделительной полосе. Это опасно и запрещено правилами.
  4. Перед специальным транспортом (полицией, МЧС, скорой помощи) переходить дорогу нельзя.
  5. Выходить на дорогу, не оглядываясь, запрещается. На проезжей части вы будете помехой для транспорта.
  6. Ходить по проезжей части, в том случае если она оборудована тротуаром или обочиной, кроме исключительных случаев.
  7. Появляться на дороге из-за какого-либо препятствия, закрывающего идущего человека от водителя.

Помните, что дорога предназначена, прежде всего, для водителя, на ней нужно вести себя осторожно любым пешеходам. Если оборудовано специальное место для движения людей, то идти по краю проезжей части запрещается.

Какие правила нужно знать

В правилах указано, что людям следует передвигаться по специальным дорожкам – выделенным знаками или особым покрытием. Обычно участки дорог, которые не оборудованы тропинками для перемещения людей вне транспорта, помечаются знаками «Осторожно пешеход», но в сельской местности или за чертой населенного пункта встретить их практически невозможно.

Остановимся более подробно на правилах перемещения пешеходов в области проезжей части:

  1. Они имеют право двигаться вдоль проезжей части, но только если для этого нет мест, выделенного разметкой, перепадом высот или другим дорожным покрытием.
  2. Идущие по тротуару люди должны придерживаться правой стороны.
  3. Люди, идущие по краю дороги, обязаны двигаться по направлению, являющимся противоположным для потока транспорта. Это правило диктуют соображения безопасности для всех участников движения.
  4. Инвалиды, а также пешеходы, переносящие крупногабаритные предметы, могут перемещаться по краю дороги.
  5. Люди в инвалидных колясках, а также перемещающие мопеды или мотоциклы, имеют право двигаться по краю дороги, но им нужно правильно выбирать сторону для перемещения. В этих случаях они должны следовать по ходу движения потока транспорта.
  6. В темное время суток необходимо надевать одежду со светоотражающими полосами, это касается всех пешеходов. Особенно важен наряд в том случае, если вы собираетесь прогуляться в местности, не оборудованной тротуаром.

Переходить дорогу необходимо перпендикулярно движению. При отсутствии на этом участке регулируемого перехода, убедитесь до выхода на проезжую часть, что транспорт далеко.

Последствия нарушения закона

Штрафные санкции применяются ко всем участникам дорожного движения. Людям, не имеющим собственный транспорт, нужно помнить о следующих видах взысканий:

  • 500 рублей за переход дороги в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора;
  • 1 тысяча – при создании пешеходом помех для других участников движения;
  • 1,5 тысячи – если действия пешехода привели к ДТП с легким вредом здоровью.

Если во время ДТП вред здоровью признан тяжелым или средним, то на пешехода могут завести уголовное дело. Движение по обочине в неположенном месте приравнивается к переходу дороги на том участке, где это делать нельзя. Нарушения, которые привели к помехам для транспорта или ДТП, караются 1 и 1,5 тысячи рублей соответственно. Если нарушение было замечено сотрудниками ГИБДД, то во время составления протокола они должны объяснить гражданину суть нарушения. У каждого человека есть право оспорить штраф, внести свою точку зрения в протокол.

По какой стороне дороги должен двигаться пешеход?

Так же, как и водители любого вида самоходных транспортных средств, пешеходы считаются полноценными участниками дорожного движения (ДД).

Неважно, есть у человека в наличии собственный автомобиль или мотоцикл, например, нужно не только знать, по какой стороне дороги должен идти пешеход, но ознакомиться с информацией о том, какие правила стоит соблюдать пешеходам на дорогах.

Незнание пешеходами правил дорожного движения (ПДД) угрожает большой опасностью как для их собственной жизни, так и для окружающих.

Основываясь на ПДД за 2019 год, водителем считается любой человек, самостоятельно управляющий самоходным транспортом, или учащий другого человека управлять таковым.

Лица, перемещающиеся по дорогам без каких-либо транспортных средств, называются пешеходами.

Еще к пешеходам относятся люди на инвалидных колясках, но только если они не оснащены специальными двигателями, и лица, ведущие в руках мотоцикл или велосипед по обочине.

Пока человек ведет транспорт в руках, он не считается водителем, но когда он начинает на нем ехать, то вынужден придерживаться правил, предназначенных для водителей.

Пешеходы с водителями являются равносильными участниками движения на дорогах, и чтобы предотвратить возникновение ДТП, каждый из них должен четко понимать, каких правил следует придерживаться.

Движение пешехода

Чтобы обезопасить перемещение пешеходов, дороги оснащаются специально отведенными участками, например, тротуарами или пешеходными дорожками. На дорогах без тротуаров пешеходам разрешается перемещение по обочине дорожного полотна.

Также, если нет тротуара, пешеходу разрешено идти по велосипедной дорожке. По краю проезжей части можно двигаться только людям на инвалидных колясках или лицам, везущим объемные грузы.

Пешеходам запрещено двигаться посередине дороги, а также рядом с разделительной полосой. Это не только расценивается как нарушение ПДД, но несет большую опасность для здоровья и жизни самого человека.

Человек, идущий по обочине дороги, обязан направляться в сторону, противоположную движению автомобилей. Но когда пешеход ведет в руках другое транспортное средство, например, скутер или мотоцикл, он должен двигаться в ту же сторону, что и водители.

Перемещаясь по тротуару, пешеход обязан придерживаться правой стороны, то есть перемещаться в направлении движения автомобилей.

Перемещение пешехода по проезжей части

У любого движущегося человека рано или поздно возникает нужда пересечь дорогу, и самый безопасный участок для этого — специально оборудованный переход, который может быть как наземным, так и подземным.

Когда на дороге не имеется пешеходного перехода, пересечение следует выполнять на перекрестке, но придерживаясь линии тротуара или обочины.

В случае, когда рядом нет переходов или перекрестка, пешеходам разрешается двигаться по проезжей части с целью ее пересечения, но только на хорошо просматриваемом в обе стороны участке и под углом 90° относительно раздельной линии на дорожном полотне.

На участках дороги с регулируемым движением на места для пересечения дороги указывают светофоры или регулировщики.

При пересечении дорожного полотна на нерегулируемом участке человек обязан убедиться в безопасности перехода и отсутствии возможных преград, которые могут нанести вред ему или окружающим.

Запрещается при пересечении дорожного полотна задерживаться, так как во время остановки посреди дороги человек создает препятствие остальным участникам движения.

В случае, когда пересечь дорогу вовремя по каким-либо причинам не получилось, например, на светофоре загорелся красный свет, человек обязан остановиться ровно на раздельной линии и подождать следующего сигнала, разрешающего его движение.

Категорически запрещается пересекать дорожное полотно во время приближения специального транспортного средства, к которым относятся машины полиции, медицинской помощи и пожарная техника.

Что запрещается пешеходам

Для предотвращения возможного ДТП перемещение пешехода ограничивается следующими нюансами:

  • запрещается выбегать на дорожное полотно;
  • нельзя пересекать дорогу в не предназначенных для этого местах, когда приближается автомобиль, независимо от его скорости;
  • запрещено выходить на дорожное полотно из-за какого-то препятствия, которое закрывает видимость пешехода для водителей.

Стоит отметить, что водители обязуются уступать дорогу пешеходам, только если те пересекают дорогу по специально отведенному участку — переходу. Иначе пешеход вынужден дождаться безопасного момента, потом пересекать дорожное полотно.

Нерациональные действия пешеходов часто приводят к автокатастрофам, и пешеход в таком положении является самым уязвимым участником движения.

Читать еще:  Сведения о штрафах по номеру машины

Пешеходу не разрешается движение по автомагистрали, а также движение домашних животных, мопедов, велосипедов и другого самоходного транспорта, скорость которого не превышает 40 км/час.

Права пешеходов

Пешеход считается полноправным участником дорожного движения, имеющим собственные права.

При возникновении конфликтной ситуации пешехода с сотрудником ГИБДД он имеет следующие права:

  • не придерживаться мнения сотрудников ДПС;
  • отстаивать собственную позицию, подтверждая это в протоколе;
  • не ставить свою подпись на протоколе по собственным соображениям;
  • подать жалобу на сотрудников ДПС в вышестоящие органы и т. д.

Сравнивая с водителями, пешеходы намного уязвимей, и в случае ДТП водитель может не пострадать, а для пешехода последствия часто становятся плачевными.

Исходя из того, что пешеходы такие же участники дорожного движения, как и водители, их нарушения ПДД тоже подвергаются определенным санкциям:

  • пересечение дороги на красный свет светофора или в неположенном для этого месте наказывается штрафом в 500 рублей;
  • если во время пересечения в неположенном месте пешеход стал преградой для остальных участников движения — штраф составляет 1000 рублей;
  • при неправомерных действиях пешехода, которые стали причиной дорожно-транспортного происшествия с нанесением легких увечий другим участникам движения, он должен оплатить штраф в размере 1500 рублей.

Пешеход должен быть заинтересован в сохранении своего здоровья и жизни в целом. Зная правила движения для пешеходов, можно не только повысить собственный уровень безопасности, но и предотвратить очень серьезные последствия.

Видео: ПДД: Пешеход

По какой стороне проезжей части идти пешеходу по ПДД?

Правила дорожного движения действуют не только на водителей транспортных средств, но и на других участников движения, в том числе и пешеходов. Граждане вправе передвигаться по специально выделенным тротуарам, а при их отсутствии – по проезжей части. При этом важно, по какой стороне дороги идти пешеходу по ПДД.

Игнорирование правила о выборе стороны движения может привести к возникновению дополнительного риска безопасности. Именно для снижения аварийноопасности и было введено требование о стороне передвижения для людей без транспорта. Пеший человек также может быть привлечён к административной ответственности наравне с остальными участниками дорожного движения.

Кто является пешеходом по ПДД?

Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.

Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.

  • лиц, которые передвигаются пешком, без использования какого-либо дополнительного средства передвижения;
  • граждан использующих инвалидную коляску;
  • передвигающихся с помощью роликов, лыж или других спортивных снарядов;
  • имеющих с собой велосипед или иной транспорт, который катится рядом.

Законодатель также ввёл некоторые понятия, которые прямо относятся к данной категории:

  • Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
  • Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
  • Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.

Обязанности пешеходов отдельно оговариваются текстом ПДД (глава 4). К основным моментам относят:

Получается, что человек должен двигаться, обеспечивая максимальную видимость. Если есть возможность не выходить на проезжую часть, то он не должен этого делать.

Правила движения пешехода по проезжей части

Если есть такая возможность, пешеход и вовсе должен идти по тротуару, пешеходной зоне или иному участку, предназначенному для пешего передвижения (пункт 4.1 ПДД). Однако, реализовать это можно далеко не всегда. В некоторых местах просто отсутствуют специальные части, где человек мог бы идти, не мешая прочим лицам на дороге, но необходимость в передвижении именно по этой траектории может сохраниться.

ПДД также учитывают данный момент, вводя правила передвижения именно по проезжей части, то есть там, где обычно ездят автомобили и прочий механический транспорт:

Человек, несомненно, имеет право идти по дороге, но главное требование заключается в том, чтобы он не мешал своими действиями проезжающим автомобилям. Существующие ограничения введены для обеспечения максимальной безопасности.

Движение пешехода в ночное время

Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.

При хорошем уличном освещении данная проблема не стоит так остро. Но далеко не всегда оно имеется даже в пределах населённых пунктов, не говоря уже про иные территории.

В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:

  • на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
  • за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
  • в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.

Если у пешехода светоотражательного элемента нет, но перейти дорогу необходимо, рекомендуется использовать какой-либо источник света, например, фонарь на мобильном телефоне. Он привлечёт внимание водителя и позволит избежать происшествия.

Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части

Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.

С одной стороны, граждане с инвалидностью вынуждены передвигаться на инвалидной коляске и не имеют иной возможности. С другой, они используют механизм, который попадает под описание транспортного средства. Так, в общих положениях ПДД дано понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, используемое для перевозки грузов и людей.

С другой стороны, в пункте 1.2 ПДД даётся понятие «пешеход» и к данной категории участников движения причисляют также инвалидов, передвигающихся на колясках.

Получается, что в целом, к гражданам с инвалидностью применяются общие правила, распространяющиеся на пешеходов в целом. Но некоторые особенности всё же имеются, они прямо указаны в ПДД:

  • в первом абзаце пункта 4.1 ПДД указано, что даже при наличии тротуара или иной зоны для людей, граждане, которые используют инвалидные коляски, вправе двигаться по краю проезжей части;
  • в третьем абзаце указано, что обычно люди идут навстречу транспорту, но лица на колясках должны двигаться по направлению движения транспортных средств (при передвижении по дороге).

Каких-то особенностей для инвалидов, которые передвигаются без колясок, не предусмотрено. Они участвуют в дорожном движении наравне с прочими пешеходами и, в случае отсутствия обочины, обязаны двигаться по левой стороне дороги против движения транспорта.

По какой стороне идти пешеходу по тротуару?

ПДД устанавливают правила передвижения для пеших людей и чётко определяют, что пешеход должен идти по по дороге против движения транспорта, то есть по левой стороне. Однако, ПДД не содержат требования к передвижению людей по тротуарам.

Вне проезжей части, граждане могут передвигаться по любой стороне. Относительно тротуаров также нет каких-то особых требований.

Если имеется велосипедная дорожка, но нет тротуара, то пешеход может идти по ней, но тут также есть свои ограничения. Прямого указания относительно стороны передвижения нет, но пешеходы не должны мешать велосипедам, соответственно, передвигаются с краю.

По какой стороне идти пешеходу если нет тротуара?

При отсутствии тротуара и обочины пешеход должен двигаться против движения транспорта, то есть, по левой стороне. Если есть обочина, то идти можно по ней по направлению движения.

Если на дороге расположено одностороннее движение, то идти по ней можно только в крайнем случае. Передвигаться можно будет по любой стороне, но обязательно с самого края.

Права и обязанности пешехода

Права и обязанности пешеходов обозначены в главе 4 ПДД. Среди основных моментов можно выделить следующие:

  • Движение пешехода осуществляется по специально отведённым местам. На проезжую часть следует выходить только в случае их отсутствия.
  • Если иного варианта нет, то двигаться можно по краю дороги, по направлению движения транспорта.
  • В ночное время суток человек должен обеспечить максимальную видимость, используя светоотражатели. На территории населённых пунктов это рекомендация, а вот за их пределами – уже требование.
  • Пешие колонны всегда направляются по направлению движения. Не допускается более 4 человек в один ряд. Спереди и сзади должны находиться направляющие с красными флажками. При плохой видимости они должны использовать фонари, спереди – белый, а сзади – красный (пункт 4.2 ПДД).
  • Пересечение дороги производится на светофорах и специальных переходах, а когда они отсутствуют – на перекрёстках (пункт 4.3 ПДД).
  • На регулируемых участках люди должны подчиняться общим требованиям (пункт 4.4 ПДД).
  • Перед пересечение дороги, пешеходы должны убедиться в безопасности манёвра (пункт 4.5 ПДД).
  • Нельзя останавливаться при переходе, если это не связано с обеспечением безопасности (пункт 4.6 ПДД).
  • Граждане также должны пропустить машины со спецсигналами. Если они уже находятся на дороге, то должны максимально быстро освободить её (пункт 4.7 ПДД).
  • Ждать транспорт можно на специальных площадках, а при их отсутствии – на тротуарах (пункт 4.8 ПДД).

Пешеходы имеют те же права, что и прочие участники дорожного движения. Среди особых прав можно выделить преимущество на специальных переходах, тротуарах, а также при соответствующем сигнале светофора.

Наказание за неправильное движение по проезжей части

Административная ответственность предусматривается не только за нарушение ПДД водителями, но распространяется и на пешеходов. Так, в КоАП РФ представлен ряд норм, за нарушение которых граждане привлекаются к ответственности:

Все нарушения пеших граждан, включая переход дороги в неположенном месте и иные распространённые нарушения, наказываются в соответствии с данными статьями.

Читать еще:  Управление транспортом в нетрезвом виде наказание

Кто виноват в ДТП с пешеходом?

Штраф – это не единственный тип ответственности, который несёт пешеход при наличии вины. Однако, на практике ситуации, когда лицо, передвигающееся самостоятельно, будет виноватым, достаточно редки.

Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, водитель должен обеспечить безопасность своего манёвра, а также информировать прочих участников движения о совершаемых действиях (например, с помощью «поворотника»).

Если водитель сбил человека на переходе, то избежать ответственности не получится. Вина полностью ложится на того, кто был за рулём, так как пешеходы имеют преимущество на таких участках.

Подобная ситуация возникает и в случае, если ДТП произошло на тротуаре или обочине (при условии отсутствия тротуара). В данных местах пешеход также имеет преимущество, если шёл по нужной стороне дороги и не нарушал каких-либо других правил.

Ситуация становится более сложной, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на проезжей части. Бытует мнение, что даже в таком случае водитель будет нести полную ответственность, но это не всегда так.

Гражданин, находящийся за рулём автомобиля или иного транспорта, будет нести ответственность в следующих ситуациях:

  • у него имелась возможность избежать столкновения;
  • освещение было достаточным, человек появился на дороге заблаговременно;
  • авария произошла в связи с неисправностью его транспортного средства;
  • водитель был в состоянии опьянения.

Доказать невиновность можно, ссылаясь на плохое освещение, на тот факт, что человек появился на стороне дороги неожиданно, не имел отражающих элементов в тёмное время суток. В данном случае можно воспользоваться показаниями регистраторов и свидетелями.

При передвижении люди должны следовать ряду правил, которые введены для достижения безопасности. На первый взгляд, они кажутся простыми, но на практике имеются свои особенности:

  • Закон выделяет инвалидов на колясках в особую группу, приписывая им движение по ходу направления транспорта. Но другие инвалиды не имеют каких-то особых предписаний, их расположение на дороге регулируется общими правилами, присущими для пешеходов.
  • Гражданин может быть привлечён и к гражданско-правовой ответственности, если окажется виновным в результате оформления ДТП. Потерпевшие вправе обратиться с иском о возмещении ущерба в суд. Размер ущерба подтверждается документами и экспертизой.
  • Пешеход может быть привлечен и к уголовной ответственности, если в результате его вины другой гражданин получит тяжкие телесные повреждения (статья 268 УК РФ).
  • Организованные колонны движутся по сторонам дороги по своим правилам.
  • Велосипедисты должны следовать своим правилам и причисляются к пешим гражданам только в том случае, если катят свой транспорт рядом.
  • Человек, нарушающий правила перехода или нахождения на проезжей части не на той стороне дороги, также может быть признан виновным. Но всё рассматривается индивидуально.

Законодатель не предусмотрел ответственности за нахождение на проезжей части и пересечение дороги в пределах населённого пункта без светоотражателей, но в случае ДТП, пеший гражданин может быть признан виновным, особенно в ситуации, когда прочее освещение было недостаточным.

Правила движения пешеходов по обочине и проезжей части дороги

Не только те, кто управляют автомобилями, но и пешеходы относятся к полноправным участникам любого дорожного движения. Не имеет значения, есть ли у человека в собственности автомашина, мопед, мотоцикл или велосипед. Все обязаны представлять, какие законы существуют, по какой стороне дороги должен идти пешеход, как следует ехать водителю. Игнорирование правил дорожного движения чревато катастрофичными последствиями.

Движение пешехода

Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, любое лицо, самостоятельно осуществляющее управление движущимся средством либо обучающее другого езде на нём, считается водителем. Люди, двигающиеся без применения транспорта, относятся к пешеходам. Сюда же включаются инвалиды в колясках, не оборудованных двигателями, лица, катящие руками велосипед или мопед.

Для предотвращения экстремальных ситуаций на дороге все участники должны ясно представлять, какими правами они обладают, какие обязанности несут. Для безопасной ходьбы дорожное полотно оснащается тротуарами либо специальными пешеходными дорожками. Там, где и то и другое отсутствует, оборудуется пригодная для передвижения обочина.

Тротуар – возвышающаяся над землёй асфальтированная, вымощенная или деревянная тропинка, идущая сбоку улицы, отделённая от основного полотна дороги бордюром либо иным ограждением.

Езда в таком месте полностью запрещена. Исключение может делаться только для техники коммунального обслуживания, дорожно-эксплуатационного оборудования. Стоянка автомобилей на тротуарах допускается только там, где установлены специальные знаки. При полном отсутствии других путей возможен подъезд для разгрузки товаров.

Пешеходная дорожка – это расположенное вне пределов дороги сооружение, служащее для ходьбы за пределами населённого пункта или внутри него, обозначенное с помощью знака 4.5.1.

Знак располагают непосредственно в начале части дороги, на котором вводится ограничение для автотранспорта. Действие его продолжается сразу после места установки. Отменяет запрет знак 4.5.2 «Конец пешеходной дорожки».

Перемещение пешеходов по проезжей части

Согласно предписанию пункта 4.1 ПДД, разрешается идти исключительно по пешеходной дорожке, оборудованному тротуару. Если его нет, возможна ходьба по дорожке, предназначенной для велотранспорта.

Допускается перемещение вдоль полотна по пригодной обочине и кромке твёрдого дорожного покрытия, если первая имеет ненадлежащее состояние. Тогда необходимо перемещаться в один ряд навстречу транспорту, то есть слева. Кстати, езда на велосипеде разрешена только в направлении, совпадающем с движением потока, то же правило действует, если человек ведёт средство вручную.

Второй важный пункт ПДД – 4.3. Согласно ему, пешеходам можно перемещаться на другую сторону строго по пешеходному переходу, оборудованному знаком 5.19.1 либо нарисованной «зеброй». Если таковой отсутствует в зоне прямой видимости, допускается пересечение на перекрёстке по воображаемой линии обочины либо тротуара.

Пешеходный переход – целенаправленно отведённый сектор полотна дороги, который предназначен для перемещения на противоположную сторону, а также инженерное сооружение, оборудованное с этой же целью, над покрытием или под ним.

Движение пешехода по проезжей части на перекрёстках в населённом пункте также регулируется ПДД. Знать и применять их крайне важно для безопасности.

Бывает, что на перекрёстке, не снабжённом светофором, разметка нанесена не ровно после тротуара, а сбоку. В таком случае нужно строго следовать именно «зебре», идя только по ней. Собираясь перейти дорогу, следует убедиться в том, что едущий транспорт реально сможет затормозить до перехода. Даже маловесный автомобиль невозможно мгновенно остановить на скорости 45-50 км/ч. А ведь следом может ехать целый поток.

На нерегулируемых световыми сигналами переходах пункт 4.5 ПДД предписывает выходить с тротуара или обочины на твёрдое покрытие для осуществления перехода только после оценки расстояния до движущихся автомобилей.

Согласно пункту 4.4 Правил, там, где осуществляется регулировка пешеходным светофором с изображением «человечка», необходимо руководствоваться им. Если имеется только транспортный светофор, разрешается переходить на другую сторону, когда по ходу потока машин горит зелёный разрешающий сигнал, и никто не поворачивает в это время на пересекаемое полотно. На основании п. 13.1 ПДД водитель в этом случае должен остановиться и пропустить людей, но ситуации бывают разные, поэтому следует быть крайне бдительным.

Что запрещается пешеходам?

Во-первых, нельзя создавать помехи для передвижения транспорта, выходить на дорогу из-за стоящего крупногабаритного автомобиля, который ограничивает обзор. Сначала необходимо убедиться, что нет приближающихся автомобилей.

Во-вторых, на основании пункта 4.8 ПДД, ожидать автобус или другое маршрутное средство нельзя вне возвышающейся над уровнем покрытия площадки для посадки. Если таковая отсутствует, стоять необходимо на обочине, тротуаре, покидать который запрещено до момента подъезда и окончания движения транспорта. При выходе из него нужно незамедлительно покинуть полотно.

Запрещается обходить автобус сзади, а трамвай – спереди.

Кроме того, нельзя:

  • допускать выход ребёнка на дорожное полотно без сопровождения взрослого;
  • вне перехода пересекать дорогу, снабжённую разделительной полосой либо состоящую из четырёх и более полос для езды в каждом направлении;
  • переходить полотно там, где имеется защитный забор;
  • медлить, задерживаться на дороге, если иное не грозит непосредственной опасностью;
  • идти по автомагистрали.
  • вести группу или класс детей вне отведённых для этого мест, в тёмное время суток, без сопровождающих взрослых.

Ночью и в условиях недостаточной видимости человек, находящийся на проезжем полотне или обочине дороги в населённом пункте, должен по возможности носить светоотражающие элементы на обуви и одежде. Для пешеходов, идущих по загородной местности, отсутствие таких элементов строго запрещается.

Нельзя идти по диагонали на регулируемом перекрёстке: этот вариант возможен только при нанесении специальной разметки (1.14.1, 1.14.2).

Человек, уже находящийся на полотне, при приближении автомашины с работающим синим (сине-красным) проблесковым маячком обязан немедленно освободить дорогу. Если такое транспортное средство появилось в поле зрения до начала пересечения, нужно воздержаться от него.

Права пешеходов

То, по какой стороне дороги должен идти пешеход в населённом пункте, определяется направлением потока машин. Как уже говорилось ранее, разрешено идти навстречу автомобилям по краю полотна, если отсутствует оборудованный тротуар. К сожалению, такое явление часто имеет место в нашей стране.

Человек, идущий по нерегулируемому пешеходному переходу, обладает преимуществом перед движущимся транспортом. Водитель обязан остановить средство и пропустить его. В случае если во время пересечения загорелся разрешающий сигнал для автотранспорта, пешеход имеет право закончить переход.

Лицо, идущее к остановившемуся в положенном месте автобусу или иному средству со стороны дверей, также обладает приоритетом: водители обязаны пропустить его. В любом месте дороги, даже вне обозначенного знаками и разметкой перехода, имеют преимущество слепые пешеходы, которые подают водителям сигнал с помощью белой трости. Люди, переносящие либо везущие габаритный груз, вправе перемещаться по краю дорожного полотна, не создавая помех своими действиями.

Самый уязвимый участник дорожного движения – именно пешеход. Его права во многом схожи с правами людей, управляющих транспортными средствами. Например, он имеет право выразить несогласие с инспектором ГИБДД, в письменном виде изложить свою точку зрения в составленном протоколе об административном правонарушении.

В порядке, предусмотренном ст. 30.2 КоАП РФ, пешеход, привлекаемый к ответственности, имеет право подать жалобу на вынесенное постановление в прокуратуру. Не позднее трёх суток с момента поступления она направляется в соответствующий судебный орган для рассмотрения. В результате незаконный документ может быть отменён, а нерадивый инспектор будет привлечён к дисциплинарной ответственности.

Читать еще:  Срок обращения по европротоколу ОСАГО

Как показывает практика, в большинстве случаев судья принимает сторону именно гражданина, а не сотрудника полиции. Поэтому всегда стоит бороться за свои права до конца. Законом предусмотрена возможность подачи искового заявления о возмещении морального и материального вреда, нанесённого в результате незаконного привлечения к административной ответственности. Такие дела, как правило, выигрываются, человеку выплачиваются денежные средства за причинённые неудобства.

Основная законодательная норма, применяемая в подавляющем большинстве случаев на практике к пешеходам – статья 12.29 КоАП РФ. Первая часть регламентирует движение пешехода по обочине, тротуару и проезжей части дороги, то есть соблюдение ПДД. Второй частью предусмотрены санкции для лиц, передвигающихся на велосипеде. Третья часть обозначает ответственность таких участников дорожного движения, находящихся в состоянии любого опьянения.

95% протоколов об административных правонарушениях составляется ежегодно именно по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. При этом гражданам, впервые совершившим проступок, чаще всего назначается наказание в виде предупреждения.

Такое постановление вступает в законную силу на одиннадцатый день после вручения его копии привлекаемому субъекту. В течение одного года после этого человек, на основании ст. 4.6 КоАП РФ, считается привлекавшимся к административной ответственности. То есть, если в этот промежуток времени он повторно нарушит Правила дорожного движения, его ждёт более суровое наказание: штраф 500 рублей.

По 2 и 3 части предупреждения нет, а накладываются санкции:

  • по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ – 800 рублей;
  • по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ – от 1000 до 1500 рублей.

Вторая по распространённости норма – статья 12.30 КоАП РФ. Ею устанавливается ответственность за несоблюдение ПДД пешеходами, которое в итоге повлекло возникновение помех свободному движению автомобиля или нанесение вреда здоровью человека лёгкой или средней степени.

Первая часть статьи определяет санкции за помехи передвигающимся автомобилям. Такое деяние влечёт назначение наказания – штрафа 1000 рублей. Вторая часть нормы предусматривает ответственность за несоблюдение Правил дорожного движения, по неосторожности повлёкшее наступление последствий для здоровья (лёгких либо средней тяжести). Это нарушение наказывается суммой от 1000 до 1500 рублей.

Постановление о назначении штрафа вступает в силу также на одиннадцатый день после вручения копии. Отличие от предупреждения состоит в том, что лицо числится подвергнутым административной ответственности на протяжении года с момента уплаты штрафа. На это статьёй 32.2 КоАП РФ отводится 60 дней, по истечении которых наступает ответственность за просрочку.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Добрый день, уважаемый читатель.

Данная статья является первой частью серии, посвященной правилам дорожного движения для пешеходов.

Начнем с того, что каждый участник дорожного движения в той или иной мере является пешеходом. И даже самые закоренелые водители, которые день и ночь проводят за рулем, все же иногда покидают уютные транспортные средства и становятся пешеходами. А значит, правила для пешеходов необходимо знать абсолютно всем.

Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?

Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто является пешеходом с точки зрения правил. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

В качестве пешехода может выступать:

  • Человек вне транспортного средства.
  • Велосипедист, мопедист, мотоциклист.
  • Человек на роликовых коньках, самокате, скейтборде.

1. Обратите внимание на тот факт, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роли водителей транспортных средств.

Например, если Вы сели на велосипед, то Вы — водитель, если слезли с велосипеда — пешеход. Это позволяет использовать правила дорожного движения в собственных интересах.

Если Вы хотите воспользоваться пешеходным переходом, то следует спешиться. Если Вы хотите продолжить движение по проезжей части, то сядьте на велосипед.

2. Лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах в любом случае являются пешеходами.

3. Дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов соблюдать не обязаны. Однако если рабочий не выполняет работу на проезжей части, то он автоматически становится пешеходом.

Расположение пешеходов на дороге

Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге:

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Итак, пешеход должен выбрать для движения (в порядке убывания):

  1. Тротуар, пешеходную дорожку, велопешеходную дорожку.
  2. Обочину.
  3. Велосипедную дорожку или край проезжей части.

На приведенных ниже рисунках обозначены все элементы дороги, по которым возможно движение пешеходов:

Рассмотрим, что означает каждый из перечисленных выше терминов.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

При этом на одной стороне дороги не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой.

Например, если сбоку от проезжей части начинается углубление (канава), то обочины на такой дороге нет.

Пешеходная дорожка

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5.1:

Велопешеходная дорожка

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

Велопешеходная дорожка обозначается знаками 4.5.2 — 4.5.7:

В первую очередь правила предписывают пешеходам выбрать движение либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке.

А что же выбрать, если есть все перечисленные элементы одновременно? В данном случае можно выбрать дорогу по собственному усмотрению.

Если на дороге нет ни пешеходной дорожки, ни велопешеходной дорожки, ни тротуара, то ПДД разрешают идти по обочине. Если же нет даже обочины, либо по ней невозможно двигаться, то можно продолжить движение по проезжей части или велосипедной дорожке.

Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

Обратите внимание, правила разрешают особый режим движения для лиц, переносящих громоздкие вещи, а также находящихся в инвалидных колясках.

Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать проезжую часть.

Тем не менее, это право, а не обязанность. Т.е. даже если громоздкий предмет создает помехи другим пешеходам, выходить с ним на проезжую часть Вы не обязаны.

Направление движения пешехода на проезжей части

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обратите внимание, пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе (по левой части проезжей части). Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе (по правому краю проезжей части).

Особенности движения в темное время суток

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.

Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Штрафы ГИБДД для пешеходов

Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]