English

Что значит необслуживаемый аккумулятор

Необслуживаемые аккумуляторы (АКБ)

Термин «не требующий обслуживания» означает лишь, что аккумуляторы этого типа не требуют проверки электролита и периодической доливки в течение всего периода их эксплуатации, однако следует при необходимости производить их подзарядку. Общее устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи показано на рисунке:

Рис. Необслуживаемая аккумуляторная батарея:
1 – неразъемная крышка; 2 – крышка вывода; 3 – межэлементный соединитель; 4 – клемма; 5 – перегородка; 6 – перемычка пластин; 7 – корпус; 8 – нижняя установочная направляющая; 9 – положительные пластины, помещенные внутрь сепараторов; 10 – отрицательные пластины

Некоторые аккумуляторы герметизированы, но снабжены выпускным клапаном, через который могут уходить лишние газы, образующиеся в нештатных ситуациях и доливка в них вообще невозможна, в других аккумуляторах отверстия с пробками сохранены, так что в случае непредвиденного газовыделения в них можно долить воду.

Многие современные модели аккумуляторных батарей снабжены специальным индикатором, позволяющим быстро оценить их состояние. Принцип работы индикатора достаточно прост. В электролит опущен световод, к которому прикреплен короб с пластмассовым шариком зеленого цвета внутри.

Рис. Индикатор заряженности:
1 – световод; 2 – поплавок; 3 – короб

Плотность пластмассы подобрана таким образом, чтобы при повышении плотности электролита шарик всплывал вплотную к срезу световода, создавая эффект зеленого свечения. При разряде аккумулятора, когда плотность электролита снижается, он погружается, и зеленое свечение исчезает. Таким образом, шарик играет роль ареометра – указателя плотности электролита. Кроме того, шарик уйдет вниз и при критическом понижении уровня электролита в батарее.

Рис. Принцип работы индикатора заряженности

Если индикатор зеленый это свидетельствует о полной степени заряженности. При потемнении индикатора и приближении его цвета ближе к черному необходима зарядка аккумулятора. Если индикатор бесцветный или желтый это свидетельствует о полной разрядке аккумулятора и недопустимом снижении уровня электролита и такой аккумулятор выбраковывается.

Необслуживаемые АКБ характеризуются решетками с наплавленным свинцом с низким содержанием сурьмы в целях уменьшения газогенерации и сопутствующей потери воды во время зарядки. Это позволяет продлить срок работы электролита и его проверки, которая производится каждые 25 месяцев или 40 тыс. км пробега для аккумуляторных необслуживаемых батарей (согласно стандартам DIN); аккумуляторные батареи с малым объемом технического обслуживания и ремонта проверяются каждые 15 месяцев или 25 тыс. км пробега.

У полностью необслуживаемых аккумуляторных батарей (свинцово-кальциевых) уровень электролита не контролируется. За исключением двух очень небольших вентиляционных отверстий этот тип батареи полностью герметизирован. Пока электрическая система нормально работает (и = const.), разложение воды минимально, и электролит сохраняет свой уровень выше активных пластин. Этот тип свинцово-кальциевых аккумуляторов имеет дополнительное преимущество за счет ограниченного саморазряда, делая его наиболее приспособленным для сохранения энергии до нескольких месяцев. Обязательным условием эксплуатации такого аккумулятора является точное регулирование напряжения на выходе генератора на уровне 14.4 В. При повышении напряжения заряда из электролита начнут выделяться газы и это приведет к потере воды. Если необслуживаемая аккумуляторная батарея повторно заряжается с помощью неавтомобильного зарядного устройства, то напряжение заряда никогда не должно превышать 2,3…2,4 В на гальванический элемент.

Одной из проблем современных аккумуляторов является испарение и утечки электролита при повреждении батареи в случае аварии. Отдельные фирмы в своих аккумуляторах устанавливают плоские прокладки, расположенные между пластинами основу которых составляет стекловолокно, впитывающие электролит, при этом все края пластин остаются сухими. Это позволяет предотвратить испарения и утечки электролита. Дополнительно во время заряда аккумулятора, когда степень заряженности аккумулятора близка к полной, на положительных пластинах начинает выделяться кислород, тогда как в обычных аккумуляторах в это же время начинает выделяться водород на отрицательных пластинах. Образующийся кислород попадает сквозь сепаратор на отрицательные пластины, заполненные сернокислым свинцом, и преобразует его в чистый свинец и кислоту. Потенциал отрицательных пластин не достигает уровня, при котором начинает выделяться водород, и поэтому потеря воды не происходит. Кроме этого, батареи такой конструкции могут выдерживать значительно большее количество циклов разряда-заряда, и их срок службы составит в зависимости от условий эксплуатации 8…12 лет. Ток холодного запуска возрастает на 70…90 А.

В целях удобства наблюдения за техническим состоянием АКБ, чтобы не открывать капот автомобиля, в современных автомобилях применяются различные источники информации: световые табло, звуковые сигналы и синтезаторы речи сообщающие например, сколько можно сделать повторных запусков и через какое время.

Какой автомобильный аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый?

Сегодня существует множество разновидностей аккумуляторных батарей: кислотные и гелевые, кальциевые и гибридные, модели AGM и GEL. Но, пожалуй, самое известное деление аккумуляторов на классы – это обслуживаемые и необслуживаемые АКБ. Именно эти два типа батарей поделили автолюбителей на два противоборствующих лагеря. Одни двумя руками выступают за обслуживаемые модели, а другие «рвут тельняшки на груди», защищая аккумуляторы необслуживаемые. Действительно ли это настолько принципиальный спор, в чём разница обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторов и как определить — обслуживаемая батарея или нет, мы сейчас и попробуем разобраться.

Обслуживаемые аккумуляторы

Как становится понятно из названия, обслуживаемые АКБ — это те, которые можно и нужно обслуживать. Другими словами, вы можете открутить одну или несколько крышек, заглянуть в банку, посмотреть, что там происходит, и при необходимости произвести определённые действия. Именно эта возможность послужила поводом к тому, что бывалые автолюбители, как охотники, которые сами изготавливают патроны, не доверяя «магазинным» аналогам, рьяно защищают этот тип аккумуляторов.

С одной стороны, они правы, и обслуживаемые батареи имеют ряд относительных преимуществ:

  1. Возможность простого контроля уровня и плотности электролита.
  2. Визуальный осмотр состояния пластин аккумулятора.
  3. Своевременное обнаружение кипения при зарядке.
  4. Возможность добавить дистиллированную воду или полностью сменить электролит.

Одним словом, вы можете периодически «прокачивать» свой аккумулятор, тем самым продлевая срок его службы и улучшая рабочие параметры. Казалось бы, это явный плюс. Но только с одной стороны. Что делать тем, кто не любит проводить всё свободное время в гараже и для кого «идеальный аккумулятор» это тот, который «поставил и забыл»? Да и честно говоря, необходимость обслуживания далеко не единственный минус этих АКБ. Вот ещё целый ряд довольно существенных недостатков:

  1. Негерметичный корпус. Наличие съёмных крышек не позволяет сделать корпус аккумулятора полностью герметичным, что приводит к выкипанию жидкости и, как следствие, к снижению уровня электролита. И если вовремя не заметить этого, то батарея может выйти из строя, причём без возможности восстановления.
  2. Испарение воды также ведёт к увеличению в электролите процента содержания серной кислоты, которая крайне негативно влияет на пластины аккумулятора.
  3. В обслуживаемых АКБ процесс сульфатации пластин происходит гораздо быстрее. Соответственно, вам чаще придётся десульфатацировать батарею.
  4. Испарение создаёт на корпусе аккумулятора специфический белый налёт, который, скопившись, может даже замыкать клеммы, что приводит к печальным последствиям.
  5. Ну, и наконец, вам придётся куда чаще заглядывать под капот вашего автомобиля, чтобы проверить уровень жидкости в аккумуляторе.

По «многочисленным просьбам» тех, кто не желал мириться с этими недостатками, и были созданы аккумуляторы необслуживаемые.

Необслуживаемые аккумуляторы

Главное достоинство этих моделей очевидно – ИХ НЕ НУЖНО ОБСЛУЖИВАТЬ! Соответственно, у них нет съёмных крышек на банках. Это, кстати, основной признак, на который стоит обратить внимание при ответе на вопрос «Как отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого?» Выпускаются необслуживаемые АКБ в литых, герметичных корпусах, которые, как вы, наверное, уже догадались, позволяют избежать большинства проблем, описанных в предыдущем разделе.

При закипании электролит не испаряется, а оседает на внутренних стенках аккумулятора, после чего благополучно возвращается в банки. Таким образом, уровень жидкости остаётся практически неизменным. Другими словами, можно забыть о проверках состояния батареи и сократить количество «нырков» под капот до минимума. Согласитесь, здорово! Особенно для начинающих автолюбителей.

Но не стоит впадать в преждевременную эйфорию – недостатки у необслуживаемых аккумуляторов тоже есть.

Во-первых, вы не можете контролировать внутреннее состояние батареи, а именно цвет электролита. Что если из-за осыпания пластин она стала чёрного цвета? Как, по вашему мнению, это повлияет на работу аккумулятора? Правильно, отрицательно. Правда, некоторые модели необслуживаемых АКБ выпускаются с прозрачным корпусом, так что эту проблему ещё можно решить.

Читать еще:  Стоит ли красить авто жидкой резиной

Но вот как быть с «прозвоном» банок, для определения того, какая из них по тем или иным причинам не работает? Или с замером плотности электролита? К сожалению, ни первое, ни второе с необслуживаемыми АКБ проделать нельзя.

Кроме этого в таких батареях устанавливают клапан, предохраняющий аккумулятор от перезарядки. С одной стороны, это замечательное решение – если уровень зарядки существенно превышен, пар выйдет через клапан наружу и батарея не взорвётся. Но с другой стороны, несколько таких «аварийных выбросов» и уровень электролита существенно упадёт. А вот долить его обратно у вас не будет никакой возможности.

Так что хоть необслуживаемые аккумуляторы и требуют гораздо меньше внимания со стороны владельца, но следить за ними, хотя бы «одним глазом», всё-таки придётся.

Ресурс обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторов

Но как же всё-таки решить, какой аккумулятор лучше — обслуживаемый или необслуживаемый и какую АКБ выбрать для своего автомобиля?

Есть один фактор, который склоняет чашу весов в сторону одного из вариантов. Это ресурс, или, говоря другими словами, срок службы аккумулятора. И можно совершенно однозначно утверждать, что у необслуживаемых моделей он заметно выше. Конечно, если хотя бы минимально придерживаться правил эксплуатации АКБ.

Так что, если вы стоите перед выбором, какую аккумуляторную батарею приобрести, рекомендуем вам обратить внимание именно на необслуживаемые модели. Сделать это будет несложно, поскольку более 70% АКБ, которые сегодня присутствуют в ассортименте автомагазинов, именно такие. И на последок ещё один банальный совет: выбирайте аккумулятор известного, проверенного бренда и можете быть уверены, что он верой и правдой прослужит вам весь положенный срок.

Как обслуживать необслуживаемый аккумулятор для автомобиля

Развитие систем аккумулирования электрической энергии с помощью химических процессов, помогает создавать действительно полезные необслуживаемые устройства, тем самым значительно упрощая жизнь автолюбителям. С другой стороны, малейшие новшества в конструкции аккумуляторов немедленно используются компаниями, продающими автомобильные аккумуляторы, для эффектной подачи неоспоримых преимуществ своей продукции.

С подачи рекламных слоганов новые конструкции батарей выглядели, как не требующими вмешательства человека для нормальной работы. Более чем привлекательное предложение, особенно, если у человека уже есть негативный опыт обслуживания и заряда аккумуляторов.

Что значит необслуживаемый аккумулятор

Основная задача в обслуживании батарей классической конструкции состояла в поддержании заданных плотности и уровня электролита. Высокая температура и перезаряд заставляли периодически восполнять потери воды в банках батареи. Первые необслуживаемые аккумуляторы появились в Соединенных Штатах в начале 80-х годов. Благодаря применению для арматуры электродов и перемычек вместо свинца сплава с содержанием кальция до 0,1%, олова до 0,12% удалось значительно, почти в шесть-семь раз, снизить интенсивность выделения газов и саморазряд. Потери воды были малы и не требовали восполнения на протяжении более двух лет. Рынок окрестил подобные конструкции «необслуживаемыми».

Современные конструкции необслуживаемых аккумуляторных батарей появились на рынках США и западноевропейских стран в конце 90-х. После многочисленных экспериментов был разработан многокомпонентный сплав высокой чистоты, в котором уже присутствовали добавки серебра, алюминия, кальция, олова, сурьмы.

Такие аккумуляторы стали позиционироваться в продажах как необслуживаемые. Они приобрели:

  • герметизированные корпуса,
  • специальные сепараторы и ловушки шлама свинца,
  • из конструкции убраны отверстия для контроля электролита и доливки воды.

На какое-то время исчезла даже постановка проблемы – как долить воду в необслуживаемый аккумулятор, ее потери были сведены практически к нулю.

Несмотря на определенный оптимизм, вопрос как обслужить необслуживаемый аккумулятор, стал сложнее и требовал более высокого качества зарядных устройств. Аккумулятор предъявил новые, но выполнимые условия эксплуатации. Основное условие – постоянное напряжение высокой стабилизации, отклонение от оптимальных параметров не больше чем 0,1 В . Только таким способом обеспечивается гарантированный срок службы необслуживаемого аккумулятора автомобиля и его безотказность. Стабильность работы зарядной системы генератора или стационарного устройства создается электронными системами контроля.

На машинах старых конструкций с высокой степенью износа узлов и агрегатов двигателя, использование необслуживаемого аккумулятора потребует установки современных генераторов с микропроцессорным контролем напряжения и тока зарядки. В таком случае стоит подумать о том, какой аккумулятор лучше использовать – обслуживаемый или необслуживаемый.

Недостатки в использовании необслуживаемых аккумуляторов

Одни из ведущих мировых производителей необслуживаемых аккумуляторов корпорации «VARTA Geraetebatterie GmbH» и «Robert Bosch GmbH» позиционируют свою продукцию, как улучшенный продукт с повышенным на 30% током разряда, гарантийным сроком предпродажного хранения до 18 месяцев. Надо признать, немецкие и европейские заводы действительно изготавливают необслуживаемые аккумуляторы высочайшего качества.

Высокие параметры разряда позволяют использовать для автомобилей более легкие и компактные батареи, чем стандартные 45 и 55 Ач для бензиновых двигателей автомобилей класса «В» и «С» . Возможность комплектации партий автомобилей для экспорта в третьи страны необслуживаемыми батареями позволяет упростить обеспечение размещенных на складе машин.

В реальных условиях эксплуатации высокая чувствительность к неполному заряду и глубокому разряду, особенно при отрицательной температуре, делает необслуживаемые аккумуляторы уязвимыми. Два–три пробега на короткую дистанцию с недозарядом батареи в зимнюю морозную погоду, длительная стоянка под открытым небом, и, возможно, заряда для последующего пуска застывшего мотора уже не хватит. Да и для самой батареи подобная нагрузка будет фатальной, придется искать способ, как восстановить необслуживаемый аккумулятор автомобиля.

При низкой температуре возрастает вязкость электролита, уменьшается скорость диффузии ионов в активной массе. При стартерном разряде на поверхности электродов возникают местные локальные участки нагрева, с которых и снимается основная часть энергии. В процессе восстановления температуры такие пятна сульфатируются быстрее и интенсивнее других зон электрода.

По объективным причинам концентрация кислоты в электролите не может быть выше 1,3 г/см3. При увеличении количества серной кислоты потенциальная емкость плюсового электрода увеличивается, а минусового – уменьшается из-за падения скорости реакций на свинце. Оптимальный уровень плотности электролита определяется с учетом условий эксплуатации и нагрузки батареи. Для обслуживаемых батарей старой конструкции существовали инструкции, согласно которым концентрация Н2SO4 в электролите корректировалась добавкой воды или кислоты от 1,22 до 1,28 г/см3, в зависимости от температуры эксплуатации. Для оптимизации плотности электролита в необслуживаемом аккумуляторе необходимо использовать таблицы поправок к содержанию кислоты.

Как проверить уровень электролита в необслуживаемом аккумуляторе? Для этих целей производителем используется окно-вставка из прозрачного пластика, позволяющая объективно оценивать уровень электролита, или корпус батареи выполняется из полупрозрачного материала, через который хорошо видны уровни во всех банках.

Рано или поздно характеристики батареи перестанут удовлетворять владельца, и встанет вопрос о целесообразности покупки нового или проведения ремонта необслуживаемого аккумулятора.

Диагноз батарее ставят после проведения нескольких эталонных контрольно-тренировочных циклов: Последний заряд проводят током в 7-8А, не допуская превышения рекомендованного напряжения. Сразу после заряда проверяют напряжение на клеммах батареи с помощью специальной нагрузочной вилки или фиксируют точное показание мультиметра.

Нагрузочная вилка фиксирует падение напряжения на клеммах под эталонной нагрузкой, с ее помощью можно проверить заряд необслуживаемого аккумулятора автомобиля.

Если в процессе зарядки начинается интенсивное выделение газов, возможно, будет необходимо скорректировать состав электролита добавлением воды. Как долить воду в необслуживаемый аккумулятор – можно использовать шприц, как на видео:

Ремонт необслуживаемых аккумуляторов во многом доступен только при наличии навыков и оборудования, но в 90 случаях из 100 ремонт ограничивается:

  • проведением десульфатации пластин батареи, в том числе с применением Трилона-Б или иных специальных химикатов;
  • многократным проведением заряда и разряда очень маленькими токами на электролите пониженной плотности;
  • заклейкой или заваркой трещин в корпусе батареи;
  • ремонтом клемм.

Более сложный уровень ремонта ограничен необходимостью решить – как открыть необслуживаемый аккумулятор. Обычно верхняя лицевая крышка аккумулятора из полипропилена «горячим» способом напрессована на основу. Любой нагрев корпуса с целью снять крышку вызывает деформацию, и последующие попытки поставить ее на место успеха иметь не будут. Возможны варианты, когда крышка защелкивается в замок корпуса батареи на резиновых прокладках.

Читать еще:  Нужны ли права на электровелосипед в России

В таком случае снять крышку можно, если найти на торцевой поверхности соответствующий паз и аккуратно поддеть плоской отверткой как на видео:

Какой аккумулятор лучше, обслуживаемый или необслуживаемый, ответ – выиграет изделие более высокого качества изготовления, зарекомендовавшее себя на практике. Обслуживание и уход необходимо обеспечивать обоим типам аккумуляторных батарей.

Необслуживаемый аккумулятор, как вас обслужить?

Необслуживаемый аккумулятор, как вас обслужить?

Советы профессионалов Аккумуляторного дома в Санкт-Петербурге

Очевидно, что лишние хлопоты с автомобилем никому не интересны. По этой причине многие автомобилисты, в том числе профессионалы, ставят так называемые кислотные необслуживаемые аккумуляторы действуя по принципу «поставил и забыл».

В этой статье мы расскажем о том, какие плюсы и минусы имеет кислотный необслуживаемый аккумулятор, насколько он действительно необслуживаемый и как его правильно эксплуатировать.

Для начала давайте определим, что такое кислотный необслуживаемый аккумулятор и как он выглядит внешне.

Сразу обратите внимание на наличие пробок для доступа к электролиту. Если пробок нет, то это необслуживаемый аккумулятор.

Но это признак необязательный. Забегая вперёд, скажем, что на хороших аккумуляторах пробки есть.

Как понять, обслуживаемый перед вами аккумулятор или нет

Иногда на батарее может быть написано по-английски maintenance-free.

Иногда может быть указана технология «кальций-кальций» или Ca-Ca. Не волнуйтесь, далеко в электрохимию не полезем, достаточно запомнить название технологии «кальций-кальций».

Почему же такое устройство считается необслуживаемым, и в чём это отсутствие обслуживания проявляется?

Как следует из названия, электролит в такой батарее кислотный, в жидком состоянии. А жидкости имеют свойство испаряться. Точнее, из электролита испаряется вода.

Современные технологии позволяют создавать аккумуляторы, у которых это испарение минимально.

Поэтому долива дистиллированной воды такие батареи не требуют в течение всего срока службы.

Как вы понимаете, именно по этой причине на таких аккумуляторах может не быть пробок.

Вы будете удивлены, но всё отсутствие обслуживания сводится исключительно к тому, что владельцу не нужно контролировать уровень электролита. Тем не менее, это серьёзный плюс кислотного необслуживаемого аккумулятора.

Следующий плюс, который напрямую связан именно с технологией «кальций-кальций» — это низкий саморазряд. Что это значит для владельца?

За достаточно большой промежуток времени, например, за месяц, пока вы в отпуске и автомобилем не пользуетесь, аккумулятор практически не потеряет заряд. Если, конечно, вы его отключили — сняли с него клеммы. Тогда, вернувшись с курорта, вы сядете в машину, повернёте ключ зажигания и спокойно поедете.

Плюсы необслуживаемых аккумуляторов

Ещё один положительный момент у таких батарей – это повышенный пусковой ток. На практике это означает, что аккумулятор меньшей ёмкости сможет запустить более тяжёлый двигатель.

Итак, плюсы:
— нет никакой работы с электролитом;

— низкий саморазряд;

— повышенный пусковой ток;

А сейчас поговорим о недостатках, которые имеет кислотный необслуживаемый аккумулятор.

Минусы необслуживаемых аккумуляторов

ПЕРВЫЙ минус – эти батареи боятся глубоких разрядов.

Чем это грозит владельцу? Когда двигатель заводится не с первого раза, а приходится делать несколько попыток, вполне возможен случай, что при очередной попытке энергии аккумулятора просто не хватит на запуск. Или, когда бортовая сеть потребляет энергии больше, чем успевает произвести генератор. Такой вариант тоже может привести к глубокому разряду. А глубокий разряд – это практически выход батареи из строя, поскольку выводить из состояния глубокого разряда аккумулятор, выполненный по технологии «кальций-кальций» (вы уже запомнили это название?) очень непросто.

А теперь внимание! Сейчас для многих будет удивительное открытие: необслуживаемые аккумуляторы ТРЕБУЮТ зарядки! Да, да, это не ошибка! Необслуживаемые аккумуляторы ТРЕБУЮТ зарядки.

Если вы хотите, чтобы ваша батарея проработала долго, вам придётся РЕГУЛЯРНО контролировать степень заряда батареи, а при наличии пробок и плотность электролита.

А два раза в год – перед зимним сезоном и после него – производить штатный (нормальный) заряд батареи. Иначе аккумулятор может работать с систематическим недозарядом, что приведет к выходу его из строя.

Мы говорили о систематическом недозаряде и глубоком разряде. Подробный рассказ об этих неприятностях в нашем учебном ролике «Как продлить «жизнь» аккумулятора». Кроме того, часть информации вы можете почерпнуть из другого нашего учебного ролика «Менять или заряжать?». Текстовые варианты обоих этих роликов представлены в разделе «Блог», в материалах с теми же названиями.

Чуть ниже мы дадим чёткую инструкцию, как правильно заряжать аккумулятор «кальций-кальций».

Второй минус аккумулятора технологии «кальций-кальций»: его заряд очень непростой!

Оговоримся сразу: пока аккумулятор регулярно и полностью подзаряжается, никаких проблем нет. Но, как только состояние батареи приближается к критическому (к состоянию глубокого разряда), так начинаются те самые сложности. А вот обнаружить глубокий разряд заранее никак не получится – только по факту. То есть машина просто не завелась. Не слишком бодро звучит, правда?

Так вот о сложностях.
Начнем с того, что конечное напряжение заряда для этого типа батарей должно быть в пределах от 15,0V до 16,5V. Точное значение напряжения определяется лигирующими компонентами в химическом составе аккумулятора и температурой заряда.

Штатный генератор далеко не всегда сможет выдать такое напряжение – обычно его значение ограничено величиной 14,4V, а чаще и более низкой.

А это практически гарантированный недозаряд!

Да, мы уже слышим, как наиболее догадливые говорят: «Так нужно просто поднять напряжение генератора покрутив настройку реле!» Даже если это можно сделать, то панацеей такая регулировка не станет. И дальше вы поймете, почему.

Так что пока просто запомните, что вывести батарею ГЕНЕРАТОРОМ из критического состояния невозможно.

Остаётся вариант подзаряда зарядным устройством.

Зарядное устройство не просто должно выдавать напряжение выше 15-ти Вольт, оно должно уметь контролировать ток заряда, постепенно его уменьшая. Скажем прямо – такие интеллектуальные устройства – большая редкость. Так что если автоматика вашего зарядного устройства не умеет этого делать, то придется крутить настройки руками. Вот только учтите, что зарядка аккумулятора — это не пять минут, и даже не час.

МИНИМАЛЬНОЕ время вывода батареи из критического состояния — СУТКИ!

А при особо тяжёлых случаях до трёх суток! Вы готовы дежурить у аккумулятора трое суток, каждые 2-4 часа проверяя параметры заряда? Ведь процесс заряда прерывать нельзя! Теперь вы понимаете, что никакая регулировка напряжения генератора ничего не решит?

Далее мы приводим примерный график заряда аккумулятора «кальций-кальций». Точные значения величин напряжения указать невозможно, поскольку это зависит от лигирующих добавок конкретного производителя. Кроме того, скорость процесса будет зависеть от температуры. Мы приводим значения напряжений для температуры 20 градусов Цельсия.

Для простоты расчёта тока и большей наглядности будем считать, что ёмкость аккумулятора 100 Ампер-часов.

Итак, первая ступень.

Ставим ограничение конечного напряжения на значение 14,6V – 14,8V, задаём ток 7% от ёмкости. Для ёмкости 100 Ампер-часов это 7 Ампер.

Если зарядное устройство программируемое, то оно само переключит заряд на следующую ступень. Если всё делается руками, то нужно следить за вольтметром, и когда он покажет напряжение 14,6V – 14,8V, переключить зарядное устройство на вторую ступень.

Обратите внимание, что время в данном случае вторично и зависит только от степени разряда батареи. То есть единственный параметр, по которому мы можем судить об окончании первой ступени заряда, — это достижение аккумулятором заданного конечного напряжения. Тот же принцип будет относиться и ко второй ступени.

Вторая ступень

Устанавливаем конечное напряжение 15,0V – 15,2V, ток 3% от номинала. В нашем случае 3 Ампера. И так же не обращаем внимание на время, ждём достижения указанного напряжения, если всё делаем сами. Или доверяем программе зарядного устройства.

Третья ступень

Устанавливаем конечное напряжение 15,2V – 16,0V, ток 1% от номинала. В нашем случае 1 Ампер.

А вот третья ступень должна длиться не менее 10 часов.

После этого выжидаем сутки.

Теперь нужно замерить нагрузочной вилкой напряжение без нагрузки и под нагрузкой. А для аккумуляторов с пробками ещё и измерить плотность электролита.

Читать еще:  Оформление договора купли продажи автомобиля с выездом

Для полностью заряженного аккумулятора напряжение без нагрузки должно быть не менее чем 12,8V, а под нагрузкой – не менее 10,8V.

Плотность электролита 1,27-1,28 г/см³.

Обращаем ваше внимание, что такой трёхступенчатый заряд для аккумуляторов «кальций-кальций» используется и для нормального заряда, и для вывода из глубокого разряда. Единственное различие в том, что нормальный заряд займет 10-14 часов, а вот вывод из глубокого разряда, как мы говорили, может длиться до трёх суток.

И, конечно, первым попавшимся зарядным устройством этого не сделать.

Ну, как? Вы всё ещё верите в необслуживаемость аккумулятора?

Итак, главная рекомендация для аккумулятора «кальций-кальций»:

РЕГУЛЯРНО КОНТРОЛИРУЙТЕ ЗАРЯД, НЕ ДОПУСКАЙТЕ ГЛУБОКОГО РАЗРЯДА!

Ещё раз напомним, что для более полной информации посмотрите наши видео «Как продлить «жизнь» аккумулятора» и «Менять или заряжать?».

Текстовые варианты всех роликов представлены в разделе «Блог», в материалах с теми же названиями.

С вами были специалисты компании Аккумуляторный дом.

Что такое необслуживаемый аккумулятор и как его обслуживать

Термин «необслуживаемые аккумуляторы» появился при существенном изменении технологии производства свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Классические аккумуляторы обладают следующими недостатками:

  • Присутствие в составе электродов добавки сурьму улучшает прочность и литейные качества, но повышает склонность к газообразованию при высоких токах зарядки.
  • Необходимость в регулярном контроле уровня и плотности электролита.
  • Высокое значение саморазряда.
  • Риск осыпания активной массы электродов.

Снизить отрицательные качества помогла замена сурьмы в сплаве кальцием и другими металлами. Кальциевые необслуживаемые АКБ не требуют регулярного контроля, но при этом обладают рядом недостатков:

  • Стабильность бортового напряжения должна быть высокой (не более 0.1В).
  • Не допускается глубокий разряд АКБ.
  • Затруднен контроль состояния электролита.

Исходя из изложенного, порой бывает затруднительно выбрать обслуживаемую или необслуживаемую аккумуляторную батарею для своего автомобиля.

Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Принципиальных отличий в конструкциях свинцово-кислотных аккумуляторов нет. Различается только технология производства. Необслуживаемые аккумуляторы изготавливаются из материалов повышенной чистоты с изменением состава сплава пластин электродов.

Благодаря тому, что удалось снизить газовыделение (электролитическое разложение воды электролита), стало возможным загерметизировать корпус батареи. В результате:

  • отсутствуют потери на испарение воды;
  • снижен до минимума поверхностный саморазряд
  • дополнительные полости под электродами не дают осыпающемуся шламу закоротить пластины.

Недостатки

Самый существенный недостаток, который присущ необслуживаемым батареям – высокие требования к стабильности напряжения бортовой сети. Это требование является следствием того, что кальциевые батареи не допускают глубокого разряда, теряя при этом свою емкость.

Систематический недозаряд при коротких поездках в зимнее время приводит к тому, что после ряда последовательных запусков стартера, уровень ЭДС приближается к минимально допустимому, а напряжение генератора снижено из-за большого количества потребителей (обогрев зеркал и сидений, свет фар, работа отопителя). Перед тем, как устанавливать необслуживаемый аккумулятор в автомобиль, следует убедиться, что генератор обладает необходимым запасом мощности, а стабильность напряжения бортовой сети не выходит из заданных пределов.

Еще хуже для таких батарей высокое напряжение. Ближе к концу заряда, каким качеством бы не обладали аккумуляторы, наступает момент электролиза воды в электролите. В герметичном корпусе необслуживаемых аккумуляторов это может привести к раздутию корпуса, появлений трещин, вытеканию электролита.

Что лучше, обычный аккумулятор или необслуживаемый?

Если автомобиль отвечает перечисленным требованиям, то ответ однозначный, новый кальциевый аккумулятор гораздо лучше. Такие АКБ снимают с автолюбителя часть обязанностей, улучшается надежность запуска автомобиля.

Другое дело – автомобиль с устаревшей системой бортового питания. В старых отечественных и зарубежных моделях с релейной системой регулировки напряжения не обеспечивается необходимая стабилизация тока заряда на клеммах АКБ. В результате возникает или недозаряд или перезаряд со всеми вытекающими последствиями. Обслуживание новых аккумуляторов затруднено или невозможно. При этом батареи часто не отрабатывают даже гарантийный срок эксплуатации.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора

Для оперативного контроля состояния необслуживаемых батарей производители комплектуют их специальным индикатором, по которому можно приблизительно оценить степень заряженности и уровень электролита.

Внимание! ПО наличию индикатора (глазка) можно отличить необслуживаемый АКБ от обычного.

Важно знать, что индикатор отображает состояние только одной из банок, в основном центральной. Что при этом происходит в оставшихся, неизвестно. Если индикатор показывает низкий уровень заряда, батарею необходимо подзарядить, используя зарядное устройство с хорошей стабильностью выходного напряжения и зарядного тока.

Единственно доступная и достоверная методика проверки необслуживаемого аккумулятора – измерение ЭДС нагрузочной вилкой. Простое измерение напряжения вольтметром не дает необходимой точности, поскольку не учитывает внутреннее сопротивление батареи. В нагрузочной вилке параллельно клеммам вольтметра подключена нагрузка из высокоомного провода. Сопротивление нагрузки соответствует номинальному току разряда АКБ.

Сниженный уровень напряжения при нормальных показаниях индикатора говорит о неисправностях в одной из банок.

Большинство из обычных методов контроля электролита приводит к потере гарантии на изделие, поскольку герметичный корпус не дает возможности доступа к банкам аккумулятора, чтобы определить их состояние.

Доливка воды или электролита

Для того, чтобы в необслуживаемую батарею долить воды или измерить плотность электролита, необходимо получить доступ к отдельным банкам. Некоторые производители закрывают колпачки банок декоративной крышкой. По сути такие аккумуляторы по конструкции не отличаются от классических, необслуживаемых и к ним применимы обычные методы обслуживания. Если крышка приклеена, то ее можно аккуратно отсоединить от корпуса, а затем приклеить вновь.

Хуже, если крышка сварена с корпусом монолитно. В таком случае вскрыть необслуживаемый аккумулятор намного сложнее. Можно проделать отверстия напротив заливных горловин. После обслуживания отверстия закрываются герметично подходящими колпачками.

Внимание! Важно при сверлении отверстий не допустить попадания стружки в электролит. Для этого предварительно сверлят отверстия сверлом меньшего диаметра.

Более безопасно использование шприца большого объема. При использовании шприца диаметр отверстий не превосходит 1 мм. Для того, чтобы определить уровень электролита, иглу шприца постепенно опускают в отверстие, одновременно выдвигая шток. Когда в иглу начнет засасываться электролит, отмечают на игле уровень. Такие же действия производят для всех банок аккумулятора.

Для проверки плотности часть электролита набирают в шприц и переливают в подходящую емкость, из которой удобно производить забор для измерения плотности ареометром. Нужно не забывать возвращать проверенный электролит в ту же банку, откуда он был извлечен.

При малом уровне электролита в банки заливают дистиллированную воду, а том случае, когда необходимо поднять плотность, например, при переходе на зимний режим, то доливают корректирующий электролит с плотностью 1.4 гр/см3. В данном случае может потребоваться отбор части электролита с тем, чтобы итоговый уровень не превышал допустимого.

После манипуляций с электролитом производят зарядку аккумулятора с целью естественного перемешивания жидкой среды. Переворачивать аккумулятор для слива электролита или его перемешивания категорически запрещается, так как произойдет замыкание электродов осыпавшимся шламом.

Емкости, в которых будет находиться электролит, должны быть из стекла, керамики или пластика. Не допускается использование металлической посуды, поскольку электролит является химически активной средой и вступает в реакцию с большинством металлов. Нержавеющая сталь, из которой сделана игла шприца, является исключением.

Восстановление аккумулятора

Как обычные, так и необслуживаемые аккумуляторы в случае необходимости можно попытаться восстановить, поскольку им присущи одинаковые неисправности. Потеря емкости и неравномерное изменение плотности в отдельных банках восстанавливается у необслуживаемых аккумуляторов при помощи нескольких циклов заряда и разряда номинальными токами. Такие действия помогают растворить крупные кристаллы сульфата свинца, снижающие количество активного вещества, необходимого для протекания химической реакции.

Гелевые аккумуляторы

Особняком стоят аккумуляторы, в которых электролит сгущен до состояния желе. Такие батареи отличаются высокой надежности из-за низкой текучести электролита, выдерживают более низкие температуры, но еще критичнее относятся к стабильности бортового напряжения и имеют высокую стоимость.

Важно! Выполнить своими руками ремонт гелевых необслуживаемых аккумуляторов практически невозможно и нецелесообразно.

Заключение

Нельзя однозначно сказать, какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый, в какой автомобиль можно устанавливать необслуживаемый АКБ. Это зависит от множества факторов. При благоприятных условиях и соблюдении всех требований, срок службы кальциевых батарей составляет не менее 5-7 лет, что несколько выше, чем у обычных.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]